Конспект урока окружающего мира
Тема: «Россия на карте.»
Цели деятельности учителя: формирование умения работать с картой; представления об основных условных обозначениях физической карты; знакомство с картой России
Планируемые результаты:
Предметные:
знать:как выглядит наша страна на карте; условные обозначения карты;
уметь: читать карту; правильно показывать объекты на настенной карте.
Личностные - проявлять интерес к учебной деятельности;
- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2 кл.: Учебник: в 2 ч./ А.А. Плешаков.- М.: Дрофа/ Учебник,2018. – Ч.2.; рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч./ А.А. Плешаков.- М.: Дрофа / Рабочая тетрадь, 2018. – Ч.2.; презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока
|
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой |
1 мин |
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышен лишь ветер, который задевает деревья. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.
|
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации |
4 мин |
- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом занятии? - Верно! - На прошлом занятии вы смотрели заочную экскурсию, были разделены на 3 подгруппы и к просмотренному материалу были даны карточки с заданиями, в которых вы по пунктам описывали свои наблюдения. - 1- группа, зачем вы наблюдали?
- Каким становится небо с наступлением весны?
- Изменилось ли продолжение дня?
- Какой весенний месяц самый холодный? Почему?
- Какой самый теплый? Почему?
- Какие опасные природные явления происходят весной?
- 2группа – зачем наблюдали вы?
- Что такое первоцветы?
- Какие растения были показаны в видео экскурсии?
- Какой цветок является символом весны? - Опишите одно из растений по плану из карточки.
- И 3 группа – ваше задание.
- Каких птиц вы увидели в видео экскурсии?
- Опишите одну из птиц по плану из карточку.
- Откройте «Календарь природы». Кто попробует заполнить? - Кто мне скажет, какая страна самая большая? - А как вы это поняли? - Верно! Россия занимает почти ¼ часть Земли.
|
- «В гости к весне»
- Мы проводили наблюдения за тем, как изменяется неживая природа с наступлением весны - Ярко ярко-голубого цвета с белыми пушистыми облаками - Да, день стал длиннее, а ночь короче - Самый холодный месяц – Март, потому что он самый первый месяц после зимы - Май, он самый последний меся весны, перед летом, когда уже все растаяло и расцвело - Половодье – когда река от таяния снега и льда выходит за берега и затопляет леса и вблизи стоящие поселения, ледоход – когда льдин на реке начинают трескаться и плыть по течению, скользкие дороги. - За живой природой по теме «Растения» - Ранние растения, которые расцветают раньше всех - Ветреница, хохлатка, медуница, кислица, седничник, подснежник - Подснежник - Подснежник: 1) есть листья; 2) 2 линейных темно-зеленых листочка; 3) после окончания цветения появляются семена; 4) похож на колокольчик, потому что его цветок наклонен вниз, размер не большой, цвет белоснежно-белый. - Проводили наблюдения за живой природой «Животные»
- Трясогузка, грач, зяблик, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, иволга, журавль - Скворец: 1) это перелетные птицы, с прилетом в теплые края обустраивают гнезда на деревьях; 2) птицы питаются семенами, кормами с полей; 3) Птица небольшого размера, в длину примерно 22 см., тело массивное, с темным переливающим на солнце оперением, черное оперение переливается фиолетовым, бронзовым, зеленым или синим, ноги красно-коричневые с загнутыми когтями Заполняют «Календарь природы» - Россия - Посмотрели по карте |
П.: осмысление читаемого текста
П: анализ объектов с выделением существенных признаков
К: взаимодействие с партнером
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог |
3 мин |
-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока?
Как она звучит? -Кто попробует поставить цели на наш урок? Цель: научиться работать с картой, изучить карту России. - Давайте составим план на урок. |
- «Россия на карте»
- Научимся работать с картой, изучим карту России План: 1. Повторим то, что знаем о России 2. Узнаем историю появления карты 3. Изучим карту России 4. Научимся читать карту 5. Выполним задания по новой теме |
П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации Р: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания
Словесный: подводящий диалог |
10 мин |
- Давайте вспомним, что мы знаем о России. - Кто является президентом Российской Федерации?
- Какой город является столицей России? - Кто изображен на гербе страны? - Какие цвета на флаге страны? - Итак, ребята, кто знает, что такое карта?
- История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда
ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте,
дереве, шёлке, костяных пластинках. - Найдите и прочитайте в учебнике определение о том, что называется картой (страница 91). – Допишите определение в Рабочей тетради (задание 1, страница 41). - Прежде чем начать изучать карту России, давайте узнаем, как нужно правильно с ней работать. 1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте. 2. Показывать объекты только указкой. 3. Показывать не надпись, а сам объект. 4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко - Карта имеет свои условные обозначения. - Столица – Москва, обозначается красной точкой. - Попробуйте ее найти на карте. - Обычные города – кружочком. Кто нашел город Челябинск? Покажите на карте. - А как вы думаете, как обозначается граница России? - Верно! Реки обозначаются – голубой полоской, которая изгибается вместе с рекой. Найдите реку Волга. Попробуйте показать на карте. - Озера и водохранилища светло-голубым пятном, на котором подписано название водоема. - Кто знает, как называется самое большое озеро? - Попробуйте его найти и показать озеро Байкал. - Болота изображены голубыми черточка, посмотрите на слайд, как это изображено. Кто нашел такие обозначения на карте, покажите. - Острова – обозначаются небольшим участком земли, посмотрите на слайд, как изображаются острова. У России тоже есть острова. Остров Сахалин – попробуйте его найти. - Следующее обозначение – это равнина. Равнина обознается зеленым цветом, посмотрите на слайд. Посмотрите, восточно-европейская равнина, западно-сибирская. - И еще одно обозначение – это горы. Горы обозначаются светло-коричневым цветом. Попробуйте найти Уральские горы. Покажите их на карте. - Поднимите руки те, кто видел Уральские горы? - Отлично! Мы изучили основные условные обозначения.
- Наша страна огромная и как уже говорили, занимает ¼ часть Земной поверхности. Россия богата своей природой, огромные леса, много рек, озер. В одном конце России может идти снег, а в другой согревать горячее солнце. Да и за один день наш климат может меняться по-разному. Давайте посмотрим, какая она, настоящая русская природа, которую боятся иностранцы. - Но не только погодные условия показывают Россию. С каким животным ассоциируют Россию? - Верно! Но не все части России богаты животным миром. Дайте посмотрим, какие животные обитают в разных частях страны. - Это знания вам помогут в выполнении следующих заданий. Но сначала давайте повторим. - Для чего нам нужна карта?
- Какими природными явлениями славится страна?
- Какие животные обитают в стране? |
- Владимир Владимирович Путин - Москва - Двуглавый орел - Белый, синий, красный - Это фото какой-то части Земли
Показывают столицу на карте.
Показывают город на карте. - Красной линией
Показывают реку на карте.
- Байкал Показывают озеро на карте.
Показывают болото на карте.
Показывают остров на карте.
Показывают гор на карте.
Смотрят видео о климатических условиях России.
- С медведем
- Она служит для познания окружающего мира, прокладывания маршрута - Мороз, быстрая смена погоды, разные климатические условия в разных частях страны - Олени, медведи, волки, лисы, разные птицы, белки, зайцы, косули, рыси и т.д. |
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой информации
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой
П: построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.
П: поиск и выделение необходимой |
Динамическая пауза |
2 мин |
-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу.(видео) |
Выполняют динамическую паузу |
|
V. Первичное закрепление
Словесный:ответы на вопросы обобщающего характера
|
5 мин
|
- А теперь давайте немного попутешествуем по родной земле. - Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. - Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа. - Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера. - Кто попробует показать моря?
- С востока:
- На юге страны находятся: - Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем..
- Реки:
- Горы: |
Показывают на карте объекты.
- Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно -
Сибирское, Чукотское -
Балтийское море - Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь. - Уральские, Алтай - Новая Земля, Северная Земля, Сахалин |
П: поиск и выделение необходимой информации
П: построение речевого высказывания |
VI.Самостоя-тельная работа с проверкой
Практический: самост. работа; графическое выполнение работы |
8 мин |
- Откройте рабочие тетради на странице 59. Выполните также в паре задание №3. Это практическая работа. У одного из пары должен быть открыт учебник на странице 90-91, а у другого на странице 94-95. - Как определять стороны горизонта мы с вами повторили, но если забыли, посмотрите в учебнике. - Раскрасьте обозначения соответствующими цветами. - С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают условные знаки. Работаете в одной рабочей тетради, около задания подпишите ФИ напарника. |
Выполняют практическую работу. |
П: поиск и выделение необходимой информации П: поиск и выделение необходимой информации П: осознанное построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли |
VII. Включение в систему знаний
|
5 мин |
- Откройте учебники. Работать будете в парах. На странице 93 написано задание, прочитайте его.
- Можете приступать. - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Возьмите картинке и соотнесите на большой карте.
|
- Рассмотрите фотографии, найдите эти места на карте, обозначьте фишками соответствующие номера.
|
П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. |
2 мин |
- Что такое карта?
- Карту, какой страны мы сегодня изучали?
- Повторите условные обозначения, выполните в РТ № 4 (все варианты).
-Какая была тема нашего урока? Цель?
-Всем спасибо, до свидания! |
- Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. - Карту России
- «Россия на карте» - Научимся работать с картой, изучим карту России
|
П: построение речевого высказывания
П: осуществление синтеза
Р: осуществление итогового контроля |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.