Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.
Оценка 4.7

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
10 кл
12.02.2017
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.
Конец XVI — начало XVII в. — время Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Наиболее существенные причины Смуты связаны с трагическими последствиями опричнины и Ливонской войны: разорение экономики, рост социального напряжения, глухое брожение едва ли не всех слоев населения. Русский историк С. Ф. Платонов нашел точные слова для описания того настроения, которое возникло в стране: «Не было ни одной общественной группы, которая была бы довольна ходом дел... Все было потрясено... все потеряло устойчивость». Правление сына Ивана Грозного Федора Иоанновича (1584— 1598) не изменило ситуацию к лучшему: царь был болезнен и слаб, сдержать вражду боярских группировок он не мог. Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г. (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова) лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Умерший бездетным Федор Иоаннович (1598) был ее последним представителем. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598—1605), правившего энергично и, как считают историки, мудро. Но пресечь интриги недовольных бояр ему не удалось. Слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601—1603 гг. и последовавший за ним голод сделали взрыв социального недовольства неотвратимым.Конец XVI — начало XVII в. — время Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Наиболее существенные причины Смуты связаны с трагическими последствиями опричнины и Ливонской войны: разорение экономики, рост социального напряжения, глухое брожение едва ли не всех слоев населения. Русский историк С. Ф. Платонов нашел точные слова для описания того настроения, которое возникло в стране: «Не было ни одной общественной группы, которая была бы довольна ходом дел... Все было потрясено... все потеряло устойчивость». Правление сына Ивана Грозного Федора Иоанновича (1584— 1598) не изменило ситуацию к лучшему: царь был болезнен и слаб, сдержать вражду боярских группировок он не мог. Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г. (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова) лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Умерший бездетным Федор Иоаннович (1598) был ее последним представителем. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598—1605), правившего энергично и, как считают историки, мудро. Но пресечь интриги недовольных бояр ему не удалось. Слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601—1603 гг. и последовавший за ним голод сделали взрыв социального недовольства неотвратимым.
Смута.docx
История России с древнейших времён  по начало XXI века. 1. Россия на рубеже XVI­XVII вв. Смута. Выполнила Кушнарёва Татьяна  Павловна   на     грань   его распада.    Конец XVI — начало XVII в. — время Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего      Наиболее   существенные   причины   Смуты   связаны   с   трагическими последствиями   опричнины   и   Ливонской   войны:   разорение   экономики,   рост социального   напряжения,   глухое   брожение   едва   ли   не   всех   слоев   населения. Русский   историк   С.   Ф.   Платонов   нашел   точные   слова   для   описания   того настроения,   которое   возникло   в   стране:   «Не   было   ни   одной   общественной группы,   которая   была   бы   довольна   ходом   дел...   Все   было   потрясено...   все потеряло устойчивость». Правление сына Ивана Грозного Федора  Иоанновича (1584—   1598)   не   изменило   ситуацию   к   лучшему:   царь   был   болезнен   и   слаб, сдержать вражду боярских группировок он не мог. Смерть в Угличе младшего сына   Ивана   Грозного   Дмитрия   в   1591   г.   (по   убеждению   многих,   зарезанного приспешниками   фактического   правителя   страны   Бориса   Годунова)   лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Умерший бездетным   Федор   Иоаннович   (1598)   был   ее   последним   представителем. Земский   собор   избрал   царем   Бориса   Годунова   (1598—1605),   правившего энергично и, как считают  историки, мудро. Но пресечь  интриги  недовольных бояр   ему   не   удалось.   Слухи   о   причастности   царя   к   убийству   Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601—1603 гг. и последовавший за ним   голод   сделали   взрыв   социального   недовольства   неотвратимым.            К   внутренним   причинам   добавились   внешние:   соседняя   Речь   Посполитая спешила воспользоваться нараставшей слабостью России. Появление в Польше молодого   галичского   дворянина,   монаха   кремлевского   Чудова   монастыря Григория   Отрепьева,   объявившего   себя   «чудом   спасшимся   царевичем Дмитрием», стало настоящим подарком для короля Сигизмунда III и многих магнатов.   В   конце   1604   г.,   приняв   католичество,   добившись   негласной поддержки Сигизмунда III, заручившись помощью польского магната Мнишек ­ дочь которого (Марина) была объявлена его невестой,  Лжедмитрий вступил в южные районы России. Смута началась. Ее основные события представлены ниже.           Конец 1604 — май 1606 гг.: на сторону самозванца переходят многие города юга   России,   его   поддерживают   казачьи   отряды   и   тысячи   недовольных крестьян.   В   апреле   1605   г.   внезапно   умирает   Борис   Годунов,   и   боярство   не признает   его   сына   Федора   царем;   войско   под   командованием   царских   воевод Басманова и Голицыных переходит на сторону Лжедмитрия, Федор и его мать задушены. В июне самозванец становится царем Дмитрием I. Его дальнейшая убит.   Григорий   Отрепьев судьба была предопределена: выполнить обещания, данные полякам (обратить Россию в католичество, отдать Польше значительные территории), он не мог. Боярам Отрепьев уже не был нужен. 17 мая 1606 г. недовольные заносчивостью поляков, съехавшихся на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек, да и самой свадьбой, вручавшей царскую корону католичке, бояре поднимают восстание.            Май 1606—1610 гг.: царем «выкрикнут» боярина Василия Шуйского, который дает крестоцеловальную запись с обещанием править вместе с Боярской думой, не   налагать   опал   и   не   казнить   без   суда.   И     опять   поползут   слухи   о   новом чудесном спасении Дмитрия. Летом 1606 г. в Путивле вспыхивает восстание, к которому присоединяются очень разные слои населения — крестьяне, горожане, стрельцы,   дворяне.   Руководит   восстанием   беглый   военный   холоп   Иван Болотников.   Восставшие   доходят   до   Москвы,   осаждают   ее,   но   терпят поражение   (одна   из   причин   —   переход   на   сторону   царя   дворян   во   главе   с рязанским   воеводой   Прокопием   Ляпуновым).   Болотников   с   верными   ему сторонниками   отступает   в   Тулу   и   в   течение   нескольких   месяцев   оказывает сопротивление   царским   полкам.   Летом   1607   г.   восставшие   сдаются. Болотников был схвачен и сослан в Каргополь, а  там убит.  Смута между тем нарастает. Появляется новый самозванец Лжедмитрий II (о том, кем он был, точных   сведений   нет),   вокруг   него   объединяются   уцелевшие   участники восстания Болотникова, казаки во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Признает   в   самозванце   своего   мужа   и   Марина   Мнишек.   С   июня   1608   г. Лжедмитрий II обосновывается в подмосковном селе Тушино (отсюда и пошло его   прозвище   —   «Тушинский   вор»)   и   осаждает   Москву.   Смута   приводит   к фактическому расколу страны: два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген   в   Москве   и   Филарет   в   Тушине),   территории,   признающие   власть Лжедмитрия   II,   и   территории,   сохраняющие   верность   Шуйскому.           Успехи тушинцев заставляют Шуйского в феврале 1609 г. заключить договор с   враждебной   Польше   Швецией.   В   обмен   на   русскую   крепость   Карела   царь получает военную помощь, русско­шведская армия освобождает ряд городов на севере   страны.   Но   участие   шведского   корпуса   в   русских   событиях   дает польскому королю Сигизмунду III повод начать открытую интервенцию: осенью 1609 г. польские войска осаждают Смоленск. Между тем действия тушинцев (осада     Троице­Сергиева   монастыря,   грабежи,   мародерство)   лишают Лжедмитрия   II   поддержки   населения.   Самозванец   бежит   из   Тушина,   а покинувшие   его   тушинцы,   заключают   в   начале   1610   г.   договор   с   польским королем об избрании на русский престол старшего сына королевича Владислава. Поляки   же,   нанеся   сокрушительное   поражение   царскому   войску   у   села Клушино,   стремительно   приближаются   к   Москве.   В   июле   1610   г.   бояре вынуждают Василия Шуйского отказаться от престола и объявляют о том, что   власть   переходит   к   правительству   из   семи   бояр   —   Семибоярщине.      Семибоярщина в августе 1610 г. подписывает с Сигизмундом III договор об избрании   Владислава   царем   при   условии,   что   тот   примет   православие.   В сентябре    вступают   в   Москву   польские   войска. Ляпунов   убит   казаками.   Первое   ополчение   распадается.         1611   —1612   гг.:   Смута   не   преодолена,   Семибоярщина   не   имеет   реальной власти,   Владислав   отказывается   выполнять   условия   договора   и   принимать православие.   Растут   патриотические   настроения,   усиливаются   призывы   к прекращению   раздоров   и   восстановлению   единства.   Центром   притяжения патриотических сил становится московский патриарх Гермоген, призывающий к борьбе с интервентами. В 1611 г. создается Первое ополчение. В нем участвуют дворянские отряды П. Ляпунова, казаки Д. Трубецкого и И. Заруцкого, бывшие тушинцы. Учреждается временный орган власти — «Совет всея земли». Но освободить Москву не удается. Противоречия между дворянами и казаками приводят к конфликту лидеров ополчения — Заруцкого и Ляпунова. В июле 1611 г.          Между   тем   полякам   удается   после   двухлетней   осады   овладеть Смоленском,   шведы   оккупируют   Новгород.   Осенью   1611   г.   по   инициативе купеческого старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина создается Второе ополчение,   возглавленное   князем   Дмитрием   Пожарским.   В   августе   1612   г. ополчение подходит к Москве, в октябре польский гарнизон капитулирует.            1613—1618  гг.: в январе 1613 г. с целью избрания нового царя созывается Земский собор, один из самых представительных в истории этого органа власти. Из   многих   кандидатур   Собор   выбирает   16­летнего   Михаила   Романова   — представителя   старинного   и   популярного   среди   различных   слоев   населения боярского рода, с которым связаны надежды на возвращение к порядку, покою и старине.   Положено   начало   новой   династии   русских   царей.   Основные   силы брошены на прекращение Смуты, искоренение разбоя и грабежа, восстановление нормальной   деятельности   государственного   аппарата.   В   1617   г.   подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Карелу и побережье Финского залива. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступает   Смоленск, городов.      Долгий   и   тяжелый   кризис   был,   наконец,   разрешен.   По   мнению   многих историков, Смута была первой гражданской войной в истории России.    Чернигов   ряд   других     и 1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций русской истории. СПб, 1997.  2. История России (с древнейших времен до наших дней): Учебник / Орлов А.С., Список литературы Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. М., 1999.  3. История   России   с   древнейших   времен   до   конца   XVII   в.   /   Отв.   ред.   А.Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. 2. Феномен русского революционного народничества.       Феномен   революционного   народничества   в   России   связан   с   историей становления   русской   интеллигенции.   Идея   "печалования   и   сострадания   о неправде   и   рабстве   человека"   придала   особую   окраску   всей   системе общественного сознания России второй половины 19 в. Снимая противостояние западничества   и   славянофильства,   сторонники   новой   идейной   доктрины попытались соединить элементы обоих течений русского протолиберализма. Их своеобразные взгляды ­ теория некапиталистического  пути развития России, перехода   к   социализму   через   сохранение,   использование   и   преобразование коллективистских   начал   сельской   общины   ­   стали   значимым   и   достаточно обособленным  явлением  русской   философской  мысли  и  культуры.   Народники были убежденными атеистами, но в их сознании свободно уживались социализм и   христианские   ценности   (высвобождение   общественного   сознания   из­под церковного   диктата,   "христианство   без   Христа",   но   с   сохранением общекультурных христианских традиций).           Многие   из   народников   стремились   на   собственным   примере   показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье,   науке,   искусству,   морали,   религии.   Они   хотели   личным   участием изменить социальное развитие страны, облагородив его. Социокультурный идеал народничества   оказал   сильнейшее   влияние   на   все   российское   общество, обнаружив себя к началу 20 в. не только в русском либерализме, но даже и в консерватизме.   Народнические   идеи   активно   оспаривались   многими общественными   деятелями   и   философами,   но   при   этом   они   заставляли   их проникаться отдельными постулатами народничества.          Понятие народничества и идеология народничества были заложены А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, которые в 1850­х гг. разработали его основные теоретические   положения.   Они   резко   критиковали   существующий крепостнический   и   самодержавный   строй,   они   были   радикальными демократами,   но   стремились   избежать   насилия.   Однако   многие   адепты классиков   народничества   истолковали   их   теорию   как   призыв   к   народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись: ­отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; ­стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; ­лишь   в   солидарном   и   справедливом   обществе   существуют   условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности; ­идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; ­представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе".        Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 ­ начале 1860­х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856­1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским   (1861   г)   Члены   его   единственным   средством   преобразования действительности   считали   революцию.   Политическое   устройство   России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.        В 1861­1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А.А. Слепцов, Н.А. и А.А. Серно­Соловьевичи, Н.Н.   Обручев,   В.С.   Курочкин,   Н.И.   Утин,   С.С.   Рымаренко),   вдохновленные идеями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Ее они ожидали к 1863 ­ после завершения подписания уставных грамот   крестьянам   на   землю.   Петербургский   кружок   поддерживал   тесные связи с редакцией "Колокола".     Своеобразными центрами полулегальной деятельности "Земли и воли" стали книжный магазин Н.А. Серно­Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге, где они   и   выработали   свою   программу.   В   ней   декларировалась   передача   земли крестьянам   за   выкуп,   замена   правительственных   чиновников   выборными лицами,   сокращение   расходов   на   войско   и   царский   двор.   Эти   программные положения   не   получили   широкой   поддержки   в   народе,   и   организация самораспустилась   в   1864   г,   оставшись   даже   не   раскрытой   царскими охранительными органами. Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863­ 1866   г.   выросла   и   действовала   революционная   организация   "ишутинцев", возглавляемая Н.А. Ишутиным, целью которой была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены   к   разным   мерам   наказания   (Д.В.Каракозов   ­   повешен,   Ишутин заключен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где он сошел с ума).       В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация "Народная расправа"(77   человек   во   главе   с   революционным   фанатиком   С.Г.   Нечаевым). Целью   ее   была   также   подготовка   «народной   мужицкой   революции».   Люди, вовлеченные в «Народную расправу», оказались жертвами шантажа и интриг ее организатора, олицетворявшего фанатизм, диктаторство, беспринципность и лживость.   Когда   студент   И.И.   Иванов,   сам   бывший   членом   «Народной расправы», выступил против ее руководителя, призывавшего к террору, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Уголовное преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.     В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных. С конца 1860­х в крупных городах России действовало несколько десятков таких кружков. Один из   них,   созданный   С.Л.   Перовской   (1871),   влился   в   «Большое   общество пропаганды»,   возглавляемое   Н.В.   Чайковским.   В  кружке   «чайковцев»   впервые заявили о себе такие видные деятели как М.А. Натансон, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин,   Ф.В.   Волховский,   С.С.   Синегуб,   Н.А.   Чарушин   и   др.   Общество занималось изучением социалистической литературы.      Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков в особенности «Большого общества пропаганды» участвовали в массовой акции. Это   движение   получило   наименование   «летучей   акции»,   а   позже   ­   «первого хождения   в   народ».   Оно   стало   серьезной   проверкой   для   народнической идеологии.   Переходя   из   деревни   в   деревню,   сотни   студентов,   гимназистов, молодых   интеллигентов,   одетых   в   крестьянскую   одежду   и   пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя». При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу»,   что   бунт   «окажется   излишним»,   а   потому   теперь   нужно   якобы собрать.  Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе. К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения   (из   1000   активистов)   а   также   около   8   тыс.   сочувствующих   и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу ­ «Процессу 193­х». "Земля   и   воля"   (1876­1879).   Руководили   организации   М.А.   Натансон,   А.Д. Михайлов,   Г.В.   Плеханов,   Л.А.   Тихомиров.   Стремясь   поднять   народ   на революцию,   они   считали   необходимым:   агитацию   словом   и   делом;   акции   по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).        Часть сторонников пропагандистской работы обоснованно настаивала на переходе   от   «летучей   пропаганды»   к   долговременным   оседлым   деревенским поселениям,     (это   движение   получило   в   литературе   наименование   «второго хождения в народ»),   и стали создавать поселения народников в деревне. Но новое   "хождение   в   народ"   также   не   дало   результатов   и   в   1879   г.   партия раскололась на сторонников пропаганды (политиков) и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков").          После многочисленных противоречий между членами организации стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать. 15  июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке, съезд показал, что общих идей у «политиков» с пропагандистами становится все меньше. 19­21 июня   1879   на   съезде   в   Воронеже   землевольцы   попытались   урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась.     Сторонники старой тактики ­ «деревенщики», считавшие необходимым отказ от   методов   террора   (Плеханов,   Л.Г.   Дейч,   П.Б.   Аксельрод,   Засулич   и   др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права,   «по­черному»).   Они   объявили   себя   главными   продолжателями   дела «землевольцев».          «Политики», то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название «Народная воля». Вошедшие   в   него   А.И.Желябов,   С.Л.Перовская,   А.Д.Михайлов,   Н.А.   Морозов, В.Н.Фигнер   и   др.   Народовольцы   ставили   своей   целью:   революционный   захват власти;   созыв   Учредительного   собрания;   утверждение   политических   свобод; построение, в перспективе, общинного социализма.      Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и   при   поддержке   народа.   Для   дезорганизации   власти   использовался   и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем  дворце  в  феврале  1880  г.1  марта  1881 г.  Александр  II  был   убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией .          "Черный передел" (1879­1882 гг.). Его руководители ­ Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод,   Л.Г.   Дейч,   В.И.   Засулич   целью   своей   деятельности   считали подготовку крестьянской революции ­ бунта при помощи пропаганды в деревне. В   1883   г.,   разочаровавшись   в   народничестве   и   оказавшись   в   эмиграции, чернопередельцы   во   главе   с   Плехановым   перешли   на   позиции   марксизма   и создали   в   Женеве   группу   "Освобождение   труда"   ­   первую   русскую   социал­ демократическую организацию. Список литературы 1. Курс Отечественной истории IX–XX веков. Основные этапы и особенности развития   российского   общества   в   мировом   историческом   процессе.   –   М., 2002. 2. История России (с древнейших времен до наших дней): Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. М., 1999.  3. Литвак   Б.Г.   Переворот   1861   года   в   России:   почему   не   реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991. 3. Ускорение и перестройка в СССР. Перестройка  — период   в  истории  СССР,   в  ходе   которого   произошли  кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка   в   СССР   тесно   связана   с   деятельностью   М.С.   Горбачева   — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС.   Первоначально   новая   политика   называлась   не   «перестройка»,   а   «ускорение   и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще. «Ускорение»   подразумевало   резкое   увеличение   производительности   труда, экономический   рост   за   счет   полного   раскрытия   «экономического   потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале­ марте 1986 г.. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную   и   почти   нереальную   задачу   —   только   за   15   лет   (1986   —   2000) построить   в   СССР   столько   же   новых   предприятий   и   выпустить   столько   же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть   по   объему   выпущенной   продукции   первые   пятилетки,   военные   годы, послевоенное   восстановление,   хрущевскую   и   брежневскую   эпоху   —   всего   за   15   лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения». Если   в   годы   сталинских   первых   пятилеток   вся   страна   днем   и   ночью   трудилась   и «жила»   индустриализацией   (которая   по   своим   масштабам   была   гораздо   скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70­летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин "ускорение' вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального   «ускорение   и   перестройка»   остался   только   второй   термин   — «перестройка». Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа: —   1985 —   1988   гг.   (до   XIX   партийной   конференции) —   поиск   путей   развития, преобразования в рамках существовавшей партийно­политической системы; — 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма; — 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.  Перестройка на начальном этапе (1985 — 1988) выражалась в: — значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более   66%   первых   секретарей   обкомов   (руководителей   областей),   большая   часть руководителей союзных республик и членов правительства); —   поисках   путей   «ускорения»   экономического   развития   (введении   хозрасчета   на предприятиях,   выдвижении экономических   программных   целей   —   например,   дать   каждой   советской   семье отдельную квартиру к 2000 году);   возрождении   кооперации,   выборах   директоров, — проведении политики гласности — открытом освещении негативных сторон жизни общества,   критики   деятельности   И.   Сталина   и   Л.   Брежнева,   на   которых   была возложена вина за «деформации» социализма; —   инициативах   во   внешней   политике,   например,   односторонний   запрет   ядерных испытаний, попытки улучшить советско­американские отношения. К достижениям первого этапа перестройки можно отнести: —   реальное   омоложение   кадров,   смещение   наиболее   одиозных   фигур   брежневской эпохи   (В.   Гришина,   Д.   Кунаева,   Н.   Тихонова   и   др.),   выдвижение   ряда   современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.); —   раскрепощение   обстановки   в   обществе,   очищение   от   ряда   изживших   себя   догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего; —   значительное   улучшение   советско­американских   отношений, напряженности в мире.   снижение В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок: — частое расхождение слова и дела; —   отсутствие   четкого   плана   преобразований,   размытость   целей,   «стихийность перестройки»; —   недостаточное   понимание   руководством   менталитета   народа   и   сложившихся традиций, неумение правильно оценить восприятие народом тех или иных шагов; — выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов; — непоследовательность в проведении реформ; — чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей; — пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам. Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. — краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали: —   «дело   Ельцина»   —   смещение   с   должности   и   травля   в   1987   —   1988   гг.   первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987   г.   пленуме   ЦК   КПСС   кризис   перестройки   и   призвавшего   к   большей последовательности и решительности в реформах; —   беспрепятственный   перелет   в   1987   г.   через   государственную   границу   СССР немецкого   летчика­любителя   М.   Руста   и   его   приземление   в   центре   Москвы   вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил; — чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала); — падение авторитета КПСС в целом; —   падение   нравов   молодежи;   распространение   порнографии,   наркомании   и проституции; —   межнациональные   конфликты   (беспорядки   в   Казахстане   в   1986   г.,   волнения   в Прибалтике   и   местах   проживания   крымских   татар   в   1987   г.,   вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.); — иные негативные явления.   Попыткой   выйти   из   зарождающегося   кризиса   стала   XIX   Всесоюзная   партийная конференция,   состоявшаяся   28   июня   1   июля   1988   г.   в   Москве.   Фактически   (и   по составу,   и   по  значимости  принятых   решений)   это   был   внеочередной   съезд   партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в  СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции   стало   принятие   решения   о   проведении   политической   реформы   в СССР. Политическая реформа заключалась в: —   возрождении   и   претворении   в   жизнь   лозунга   ленинских   времен   "Вся   власть   — советами; — превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях; — учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.); —   проведении   альтернативных   выборов   съезда   народных   депутатов   СССР,   съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней. XIX   партконференция   1988   г.   стала   переломным   событием   всей   перестройки, изменившим ее ход: —   до   XIX   партконференции   перестройка   проходила   на   уровне   дискуссий,   но   не затрагивала сложившуюся систему партийно­государственной власти; —  после   XIX   партконференции   начались   первые   шаги   по   демонтажу   сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа; — на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии. Во   исполнение   решений   XIX   партконференции   осенью   1988   г.   были   внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности: — состоял из 2250 депутатов; — треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов; —   треть   избиралась   от   административно­территориальных   и   национальных образований; — треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования; — учреждался институт окружных избирательных комиссий, наделенных широкими полномочиями.   В   результате   чего   далеко   не   каждый   желающий   мог   стать кандидатом   в   депутаты.   Окружные   комиссии,   подобранные   местными   органами КПСС,   создавались   в   каждом   округе   и   отсеивали   неугодных   путем   проведения отрежиссированных   «собраний   избирателей».   Из   множества   желающих   комиссии «выдвигали»   только   двух   кандидатов   (в   редких   случаях   —   больше),   заранее согласованных с партийными органами; — имел  двухступенчатую   структуру   —  из  своего   состава   съезд  избирал   Верховный Совет   (меньшая   часть   депутатов),   который   работал   постоянно,   а   большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений. Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство   избранных   депутатов   являлись   ставленниками   КПСС.   Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. / съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что: — был получен первый опыт парламентаризма в СССР; —   был   сформирован   Верховный   Совет   СССР   (Председателем   Верховного   Совета избран М.С. Горбачев); — съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России; — съезд открыл для советского народа новую эру политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980­х — начале 1990­х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.; — впервые в истории СССР была сформирована оппозиция, выступившая с критикой КПСС и советского строя, , первоначально — «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм. Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого   ажиотажа,   как   I   съезд.   Главный   результат   выборов   и   проведения   Съезда народных   депутатов   СССР   —   зарождение   в   стране   второго   центра   власти, альтернативного   ЦК   КПСС   и   Политбюро.   После   учреждения   съезда   народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент. Список литературы       1.  Платонов С.Ф. Полный курс лекций русской истории. М.: АСТ, 2004, 843 с.  2. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. Источник: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/perestroika_v_sssp.htm

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017