Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 14.doc
Раздел 6. Россия в XVIII веке
Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII в.
Практическая работа № 14
Тема: Россия во второй половине XVIII в.
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые
знания, формирование навыков проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников, формирование умения обобщать знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться работать с контурными картами.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике, работать с контурными картами.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме
2. Ответить на вопросы
3. Проанализировать текст о реформах Екатерины Второй и ответить на вопросы.
4. Прочитать текст о восстании Е. Пугачева и ответить на вопросы.
5. Расставить предложенные слова в местах пропусков.
6. Соотнести имя полководца и сражение.
7. Нанести на карту основные сражение русскотурецкой войны 17681774 гг.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Первые годы после смерти Перта I
характеризовались политической реакцией и
ухудшением экономического положения России. Частые дворцовые перевороты, заговоры, засилье
иностранцев, расточительство двора, фаворитизм, за счет которого складывались богатства
отдельных выскочек, быстрые смены внешней политики, наряду с усилением крепостничества и
разорением трудящихся масс оказали отрицательное влияние на темпы экономического развития
России.
1 Общая ситуация меняется во второй половине XVIII в. в царствование Елизаветы Петровны
(1709 – 1761) и особенно Екатерины II (1729 – 1796).
Елизавета Петровна продолжала политику Петра I, направленную на развитие российской
промышленности. Во второй половине XVIII в. производительные силы России сделали большой
шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных параметрах.
Формируется всероссийский рынок, расширяется применение вольнонаемного труда, создается
банковская система, развивается рыночная инфраструктура – в России стал необратимым процесс
складывания капиталистических отношений. Несмотря на это господствующее положение в
стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на крестьянский труд. Линия на
укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства была продолжена российским
правительством.
На протяжении XVIII в. значительно увеличилась территория страны
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к
капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма
относятся 60е годы – время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых
были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали
развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного
абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту
социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.
Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г.
Комиссии о сочинении проекта нового Уложения (Уложенная комиссия). Новый кодекс законов
при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное
делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественноисторической мысли России
эпохи Екатерины II.
Век Просвещения пронизывала идея всесословной ценности человека, носителями которой
были выдающиеся деятели русского Просвещения: граф Андрей Шувалов, Князь Д.А. Голицын,
Григорий Орлов, Кирилл Разумовский, мыслитель А.Н. Радищев и др. Враждебное отношение к
Французской революции, Крестьянская война 1773 – 1775 гг. Емельяна Пугачева, преследование
передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце политики просвещенного
абсолютизма.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Почему в России XVIII в. так часто происходили дворцовые перевороты?
2. Какие изменения в экономическом развитии России произошли в годы правления
Елизаветы?
3. Какими мероприятиями характеризовался просвещенный абсолютизм в России?
4. Кого из представителей общественной мысли XVIII века Вы знаете?
Задания для практического занятия
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
2 «Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой
программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших
долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех
российских реформаторов, ведь ей без какихлибо серьезных социальных, политических и
экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу
значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось
отказаться по различным субъективным и объективным причинам…
Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
последствия не имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни
одно из них не было разорительным для населения. Во все продолжение ее царствования
Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных – зажиточнее».
Вопросы к тексту:
1.
2.
3.
Назовите даты правления Екатерины Второй.
Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины.
Какую оценку дает автор реформаторской деятельности Екатерины? Привести из
текста 2 аргумента.
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Жалуем сим именным указом всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве
помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью
и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных
податей. Повелеваем сим указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах – оных
противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараться
ловить, казнить, вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего
христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян
всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь»
Вопросы к тексту:
1.
2.
3.
Назовите даты восстания Е.Пугачева. Кто был правителем в это время?
Чьи интересы отражал Манифест? Приведите 2 аргумента.
Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?
Задание 3. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответ запишите
сочетанием цифр и букв.
Слова: А) Волга, Б) И. Михельсон, В) Петр III, Г) Салават Юлаев, Д) Яик, Е) Оренбург
Е.Пугачев в 1773 году объявился среди казаков на реке (1) _____. Он назвал себя чудом
спасшимся императором (2) _______. Вскоре его отряд превратился в армию 3040 тыс. человек,
3 оснащенную артиллерией. Войска пугачевцев 6 месяцев осаждали город (3)_______. К ним
присоединились башкиры во главе с (4) ________. 22 марта 1774 года у крепости Татищевой Е.
Пугачев потерпел поражение от правительственных войск. После этого Е.Пугачев двинулся к
реке (5) _________ и в июле 1774 года взял Казань. К Казани подошли правительственные войска
под управлением полковника (6)_________. Они освободили город от восставших.
Задание 4. Соотнесите ряды:
Полководец
1. П.А. Румянцев
2. А.В.Суворов
3. Ф.Ф.Ушаков
4. А.Г.Орлов, Г.А.Спиридов
Сражение
А. Сражение в Керченском проливе
Б. Чесменский бой
В. Сражение при Фокшанах и Рымнике
Г. Сражение на р. Кагул
Задание 5. Работа по контурной карте.
А. Нанести на карту основные сражение русскотурецкой войны 17681774 гг.
Б. Закрасить территории, отошедшие России после этой войны.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Задание 5 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических
работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия, 2014.
4 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
5
Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Россия во второй половине XVIII в. Практическая работа № 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.