Рост самосознания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.
Иконка файла материала Рост самосознания.doc
Рост самосознания ­ это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим  людям и к самим себе. Они становятся более критичными,   предъявляют   высокие   требования   к   моральному   облику взрослого и сверстника. Особенно   высокие   требования   учащиеся   предъявляют   к   моральным, нравственным   качествам   одноклассников.   В.Ф.Сафин   изучал   особенности оценки   старшеклассников   морально­волевых   качеств   своих   сверстников. Оказалось,   что   старшеклассники   в   оценке   свойств   своих   одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72%   случаев.   Это   создаёт   благоприятную   почву   для   формирования моральных установок, чувств старшеклассников. Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств. Подавляющее   большинство   девушек   оценивают   своих   товарищей преимущественно   по   моральным   свойствам.   У   юношей   эта   тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается. В   том   же   исследовании   учащимся   8­х   ­   10­х   классов   предлагалось оценить   в   баллах   рад   проявляющихся   в   поведении   своих   сверстников моральных   качеств.   Оказалось,   что   восьмиклассники   в   целом   дают   более высокие   оценки,   чем   десятиклассники,   это   объясняется   тем,   что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально­волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества  восьмиклассников на 0,2­0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3­0,4 балла ниже. Это говорит овзрастающей   в   процессе   формирования   старшего   школьника самокритичности.   Для   личности   старшего   школьника,   как   показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. В   самооценке   старшеклассники   проявляют   известную   осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши   называют   у   себя   и   ‘вспыльчивость’,   ‘грубость’,   ‘эгоизм’.   Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’,   ‘не   подвожу   друзей’,   ‘помогу   в   беде’,   то   есть   на   первый   план выступают   те   качества,   которые   важны   для   установки   контактов   со сверстниками,   или   те,   которые   этому   мешают   (   вспыльчивость,   грубость, эгоизм и т.д.) Завышенная   самооценка   заметно   обнаруживается   в   преувеличении своих   умственных   способностей.  Это   проявляется   по­разному:   кому   легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие­то другие свои достижения. И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.   По   данным   Я.П.Коломинского,   старшеклассники,   отвергнутые сверстниками,   склонны   преувеличивать   свой   групповой   статус,   пусть   своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.» Так   же,   как   и   завышенная   самооценка,   заниженная   самооценка неблагоприятно   действует   на   юношу.   Возникает   чувство   неуверенности,страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Самооценка ­ это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как   на   определённой   ступени   развития   самосознание   становиться самооценкой. Самосознание ­ это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.