Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.
Рост самосознания это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику
взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности
оценки старшеклассников моральноволевых качеств своих сверстников.
Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников
моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в
57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же
72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования
моральных установок, чувств старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция
выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс
количество таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8х 10х классов предлагалось
оценить в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников
моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более
высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что
десятиклассники предъявляют более высокие требования к моральноволевым
качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на
0,20,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,30,4 балла ниже. Это говорит овзрастающей в процессе формирования старшего школьника
самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают
исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком
уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность.
Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и
юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди
положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в
дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план
выступают те качества, которые важны для установки контактов со
сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,
эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении
своих умственных способностей. Это проявляется поразному: кому легко
даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какието другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство,
тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической
защиты. По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые
сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё
положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности,страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться,
и могут вообще не проявляться.
Самооценка это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так
как на определённой ступени развития самосознание становиться
самооценкой. Самосознание это знание к себе, отношение к этому знанию и
как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.