Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2 имени Александра Прокопьевича Бородина»
«Ростяпинские были»
Технологическая карта Плана- конспекта проведения экскурсии в Дзержинский краеведческий музей для класса «Живопись» отделения изобразительного искусства.
Автор: Левченко Наталья Николаевна
Преподаватель отделения ИЗО МБУ ДО
«ДМШ №2 имени А.П.Бородина»
г. Дзержинск
2022г.
|
|||||||
Название предмета: |
Класс: |
Урок № |
Дата: |
||||
Тема: |
Быт села Ростяпино в 19 веке, предметы труда и быта. |
||||||
Образовательные цели: |
1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Народные промыслы….». 2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «быт и занятия ростяпинцев…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни. |
||||||
Развивающие цели: |
1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. 2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации |
||||||
Воспитательные цели: |
1. Знакомство с историей села, давшего начало нашему городу; знакомство с основными занятиями растяпинцев, их бытом, воспитание уважения к своим истокам. |
||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: |
Переходящий этап от знакомства с крестьянским бытом к ознакомлению с народными промыслами Нижегородчины |
||||||
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД |
||||||
Основные термины и понятия: |
Ростяпывать, тяпать, ладили добротные парусные лодки-аслямки, кросна, рубель,, валёк, прялка, веретено, чугун, ухват, урыльник, воронцы, сундук. |
||||||
Межпредметные связи: |
Беседы об искусстве и ДПИ |
||||||
Познавательные УУД: |
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
||||||
Коммуникативные УУД: |
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия |
||||||
Регулятивные УУД: |
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, изобразительной и умственной форме |
||||||
Личностные УУД: |
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями |
||||||
№ |
Этап урока |
Форма /приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
||
I |
Подготовительный |
1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями музея 5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся |
На предшествующем экскурсии уроке «Микрокосм крестьянской избы» получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии - Какие предметы быта наших прабабушек мы используем до сих пор, какие заменены промышленными - что означает слово растяпа и недотяпа(недотёпа) на местном наречии растяпинцев. - где хранили посуду и продукты в избе. |
1. топонимика села Ростяпина
2. литература по устройству и сокральному значению частей избы, предметов быта |
|||
II |
Организационный |
Коллективная/фронтальная беседа |
1. Сегодня мы с вами пойдём в наш городской краеведческий музей для того, чтобы познакомиться с жизнью и бытом наших предков, рассмотреть предметы, которые мы изучали на уроке,сделаем зарисовки реальных предметов старины. 2. Будьте внимательны, постарайтесь услышать и увидеть ответы на вопросы, которые мы записали. 3. Предупреждает о правилах поведения в музее. |
Готовятся участвовать в мероприятии |
|||
III |
Центральный а) начало маршрута |
Вступительная беседа |
Тема нашей экскурсии, «Быт села Ростяпино в 19 веке, предметы труда и быта.» вспоминайте, что мы узнали об устройстве русской избы на прошлом занятии в классе. Проверьте наличие материалов для зарисовок. |
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии |
|||
б) проводит экскурсию... |
Монолог с элементами беседы |
Мы с вами пришли в наш гордской музей, он называется краеведческий, о чём это говорит? Да, правильно, здесь собраны исторические материалы по нашему краю. Кто помнит как называлось поселение, которое дало первое название нашему городу? Да- Растяпино. А кто знает что обозначает это слово? Ответы детей. Нет , ребята, это осовременное значение слова , которым пользовались наши предки. Ростяпывать- это очень аккуратно «разделять бревно на доски топором, такая доска меньше намокала, а значит и дольше служила. А доски эти изготавливались для «лаженья» лодок. В Ростяпине изготавливали или как говорили «ладилии» грузоподъемные расшивы на берегу Оки, лодки –асламки, известные по всему Поволжью и Каспию вплоть до Персии. Это была одно-двухмачтовая парусная лодка, которая могла ходить не только по реке, но и по морю, на них добывали рыбу, торговали . Это и стало основным занятием ростяпинцев- мужчин. Кстати ростяпа- это человек, изготавливающий доски (а у нас здесь были великолепные сосновые , как говорят «корабельные леса») то есть рубщик досок , и были мастера , которые ладили лодки, а были люди, которые не доделывали свои дела и вот они и назывались недотёпами (недотяпами). Отсюда и местное выражение «обтяпали дельце», значит закончили. Можно с гордостью помнить о наших предках, как о замечательных, мастерах, деятельных людях. Кстати, такая лодка была и у моего прадеда с братьями по отцовской линии и у деда по материнской Астраханца, его лодка уже была сделана в Волгограде(Царицине) или Енотаеве и называлась енотаевкой. Парус с этой лодки мы храним до сих пор. вот такими нехитрыми инструментами создавали свои замечательные лодки наши «ростяпы» А у женщин были другие занятия, дом, двор и огород. Земли пахотные у нас слабые , урожаи небольшие, поэтому в основном и выращивали огородные овощи на продажу. А что за домашние работы были у женщин (уход за детьми и стариками, готовка еды, стирка, уборка жилища. ) рубель и скалка с намотанным на неё полотенцем валёк для стирки белья
На дворе уход за скотиной, ) А вот, то что вы назвали (прядение, ткачество, шитьё и вышивание – это по сути своей отдых, так как этим занимались после «Дел», вечером, на посиделках, в зимние дни, когда работы в поле не было. Кросна, прялки
угол, бабий кут
Бабий кут, воронцы Чугугнок и ухват , урыльник, рукомой
Прялка с расписным городецким донцем
Прялочное городецкое инкрустированное донце Вот так работали за прялкой Кросна, образцы тканых полотен сундук . в него складывали дорогие праздничные костюмы. новые вытканые полотна и особо ценные вещи. |
1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией |
||||
в) Спроси у меня… |
Фронтальная беседа |
Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло |
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии |
||||
V. |
Итоговый |
Фронтальное обсуждение |
1. Благодарит представителей Музея за помощь в организации экскурсии. 2. понравилась ли вам наша экскурсия? Что-то нового вы узнали из сегодняшнего 2. Напоминает учащимся о необходимости к следующему уроку «Беседы об искусстве», подготовить отчет об экскурсии с зарисовками прялки, поставка и наиболее понравившегося предмета утвари с указанием места и времени применения. 3. Ваши зарисовки пригодятся вам для работы по следующей теме – роспись предметов крестьянского быта |
1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по способу оформления экскурсионного материала: Оформить зарисовки на лист ватмана А3, учитывая композицию в лист |
|||
Список литературы
1.https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/03/15/toponimy_ch ernorechya.docx
2.Л.В.Каршинова. Мы изучаем народную культуру. М.: ИПКПРНО МО,2002
3. Русская традиция: сборник. – М.: Ладога -100,2002. – вып.2. Тема: Русский дом:
4.А.Ополовников, Г.Островский. Про избу.
5.История села Растяпино
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.