I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 6 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования с опорой на следующие документы:
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
4. Учебного плана МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
5. Положения о рабочей программе педагога МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
6. Календарно-учебного графика МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
7. Авторская программа Е. Вигдорчик, И. Липсица, Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность 5-7 класс». Изд. «Вита-Пресс», 2018г.
Для 6 класса предусматривается за год 35 часов для изучения курса «Финансовая грамотность», в неделю – 1 час (35 недель)
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
II. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик научится:
· различать виды денег;
· понимать функции денег;
· понимать, из чего формируется доход семьи;
· пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.
· понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей.
· различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.
· понимать, как составляется семейный бюджет;
· пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.
· понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
· рассчитывать расходы.
· составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.
· понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
· осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.
· понимать основные задачи и принципы страхования.
· понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита;
· понимать суть налога и его роли в жизни общества;
· различать прямые и косвенные налоги;
· понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях.
· понимать, как работают банки;
· понимать рискованность занятия бизнесом.
· понимать причины существования различных валют.
· различать российские деньги и иностранную валюту
Ученик получит возможность научиться:
· соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.
· различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами.
· анализировать структуру личных затрат.
· понимать, как и почему меняется стоимость денег;
· решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
· оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.
· представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.
· пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.
· отличать инвестиции от сбережений
· находить актуальную информацию в сети интернет.
· как действовать в случаях финансового мошенничества;
· сосчитать сумму налога (например подоходного);
· проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.
· устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.
· анализировать информацию в системе государство и личность.
· понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.
· отличать инвестирование от сбережения и кредитования
· анализировать информацию о валютах разных стран.
Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.
· урок-беседа
· урок-практикум
· урок-игра
· урок-исследование
· урок проектной деятельности
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие –1 час.
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
IV.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||
1. |
Введение. Как исполнить свои мечты. |
1.09 |
|
|
Доходы и расходы семьи |
||||
2. |
Как появились деньги. Виды денег. |
8.09 |
|
|
3. |
Деньги. Функции денег. |
15.09 |
|
|
4. |
Инфляция. |
22.09 |
|
|
5. |
Доходы семьи. |
29.09 |
|
|
6. |
Расходы семьи. |
6.10 |
|
|
7. |
Семейный бюджет и его виды. |
13.10 |
|
|
8. |
Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. |
20.10 |
|
|
9. |
Планирование семейного бюджета. |
27.10 |
|
|
10. |
Составление семейного бюджета. |
10.11 |
|
|
11. |
Уровень жизни и прожиточный минимум. |
17.11 |
|
|
12. |
Личный бюджет. |
24.11 |
|
|
13 |
Ролевая игра «Семейный бюджет». |
1.12 |
|
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься- |
||||
14. |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. |
8.12 |
|
|
15. |
Вклады. Сбережения. |
15.12 |
|
|
16. |
Страхование как способ защитить свои деньги. |
22.12 |
|
|
17. |
Виды страхования. |
29.12 |
|
|
18. |
Инвестиции. Как «выращивать» деньги? |
12.01 |
|
|
19. |
Возможные риски при сбережениях и инвестировании. |
19.01 |
|
|
20. |
Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. |
26.01 |
|
|
21. |
Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. |
2.02 |
|
|
22. |
Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. |
9.02 |
|
|
23. |
Финансовое мошенничество. |
16.02 |
|
|
Взаимодействие человека и государства |
||||
24. |
Что такое налоги? |
2.03 |
|
|
25. |
Типы и виды налогов. |
9.03 |
|
|
26. |
Права и обязанности налогоплательщика. |
16.03 |
|
|
27. |
Социальные услуги государства. |
30.03 |
|
|
28. |
Пенсия. |
6.04 |
|
|
29. |
Проект «государство- это мы» |
13.04 |
|
|
30. |
Появление банков. Виды банков. |
20.04 |
|
|
31. |
Как банк работает. Банковские услуги. |
27.04 |
|
|
32. |
Бизнес. Виды бизнеса. |
4.05 |
|
|
33. |
Черты предпринимателя. |
11.05 |
|
|
34. |
Валюта. |
18.05 |
|
|
35. |
Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой грамотности». |
25.05 |
|
|
Рассмотрено Протокол заседания ШМО МБОУ ВСОШ №9 им. В.И.Сагайды от «____» ___________ 2020г. № ________ Руководитель МО ___________________/ /
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/
«____» ___________ 2020 г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.