Приложение 9
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 91 о/д от 31. 08. 2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта
Пояснительная записка
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Задачи:
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;
развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
научить обучающихся следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
приобретение обучающимися опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
пробудить интерес обучающихся к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 класса. Направлена на развитие познавательной деятельности обучающихся, учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению индивидуальных учебных проектов.
Программа предусматривает работу обучающихся в группах, парах, индивидуальную работу. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
Метапредметные:
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение (1 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
3. Способы получения и переработки информации (3 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
4. Проект (11 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
5. Исследовательская работа (15 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
6. Публичное выступление (1 ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Дата |
I |
Введение. Научная деятельность (1 ч.) |
||
1 |
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. |
Понимают учебную задачу и стремятся её выполнить. Определяют цель проекта, распределяют обязанности по проекту в группах. |
|
II |
Реферат как научная работа (3 ч.) |
||
2 |
Структура учебного реферата. |
Собирают материал в дополнительной литературе, Интернете, подбирают иллюстративный материал. |
|
3 |
Этапы работы. Критерии оценки. |
|
|
4 |
Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. |
|
|
III |
Способы получения и переработки информации (3 ч.) |
||
5 |
Виды источников информации. |
Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
|
6 |
Использование каталогов и поисковых программ. |
|
|
7 |
Использование каталогов и поисковых программ. |
|
|
IV |
Проект (11 ч.) |
||
8 |
Виды проектов. Особенности и структура проекта. |
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта |
|
9 |
Критерии оценки проекта. |
|
|
10 |
Ресурсное обеспечение проекта. |
|
|
11 |
Включение в проектную деятельность. Осознание мотива деятельности. |
|
|
12 |
Составление плана работы. |
|
|
13 |
Выбор формы реализации проекта. |
|
|
14 |
Выбор формы продукта проектной деятельности и презентации проекта. |
|
|
15 |
Сбор материалов, информации. |
|
|
16 |
Сбор материалов, информации. |
|
|
17 |
Сбор материалов, информации. |
|
|
18 |
Сбор материалов, информации. |
|
|
V |
Исследовательская работа в рамках проекта(15 ч.) |
||
19 |
Структура, этапы исследовательской работы. |
Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в результате исследования. |
|
20 |
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. |
|
|
21 |
Методы исследования. Значимость предстоящей исследовательской работы. |
|
|
22 |
Планирование исследовательской работы. |
|
|
23 |
Поиск литературы. Сбор материалов, информации. |
|
|
24 |
Поиск литературы. Сбор материалов, информации. |
|
|
25 |
Опыты и эксперименты. |
|
|
26 |
Опыты и эксперименты. |
|
|
27 |
Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. |
|
|
28 |
Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. |
|
|
29 |
Результаты опытно-экспериментальной работы: графики и диаграммы. |
|
|
30 |
Оформление исследовательской работы. |
|
|
31 |
Оформление проектной работы. |
|
|
32 |
Тезисы к проекту. |
|
|
33 |
Компьютерная презентация к проекту. |
|
|
VI |
Публичное выступление (1 ч.) |
||
34 |
Публичное представление результатов проекта; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. |
Осуществляют защиту проекта. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение. |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
2. Магнитно-маркерная доска
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. МФУ
6. Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012. - 176 с.
8. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 224с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.