РП Материаловедение

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Материаловедение (5).docx

Министерство образования и науки Пермского края

 

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«КРАЕВОЙ политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Материаловедение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2017 г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

 

Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»

 

Разработчик:

Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Председатель ЦМК

___________ Ландышева Н.А.

 

Протокол № ___ от «___»______ 2018 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зам. директора по учебной работе

_____________ Э.Г. Николаев

 

«___» ___________ 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.     условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

9

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

10

 

 


1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

-       использовать материалы в профессиональной деятельности;

-       определять основные свойства материалов по маркам;

-       выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-       основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

-       физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

-       области применения материалов;

-       характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

-       требования к состоянию лакокрасочных покрытий

Учебная дисциплина «Материаловедение» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей:

 

ПК 2.1.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. 

Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4.

Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5.

Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

ПК 3.1.

Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК 3.2.

Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3.

Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4.

Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5.

Производить ремонт и окраску кузовов.

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

общей учебной нагрузки обучающегося – 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 9 часов.

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Общий объем учебной нагрузки (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

теоретическое обучение

22

лабораторные занятия (если предусмотрено)

4

практические занятия (если предусмотрено)

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

подготовка и защита сообщений (с презентацией)

разработка аналитических таблиц

решение задач

работа с модулями ФЦИОР

проведение мини-исследований

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы металловедения

 

 

 

Тема 1.1.

Металлы

Содержание учебного материала

2

1

Основные свойства и классификация металлов. Атомно-кристаллическое строение металлов. Процесс кристаллизации металлов. Полиморфные превращения в металлах. Коррозия металлов.

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Тема 1.2.

Сплавы

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения о сплавах. Фазы металлических сплавов. Диаграммы состояния сплавов. Связь между структурой и свойствами сплавов.

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа по разделу

- работа с модулями ФЦИОР на платформе Moodle

1

Раздел 2.

Свойства металлов и сплавов

 

 

 

Тема 2.1.

Физические и химические свойства

Содержание учебного материала

6

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Физические свойства: плотность, температура плавления. Теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость, электропроводность, способность намагничиваться.  Химические свойства: атмосферная коррозия, окалина, окисление. Жаростойкость. Окалийностойкость.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 

Контрольная работа

-

Тема 2.2.

Деформация металлов

Содержание учебного материала

2

 

1

Нагрузки: статистические, динамические. Сжатие. Растяжение. Кручение. Сдвиг. Изгиб.

 

Лабораторные работы

-

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Тема 2.3.

Механические свойства

Содержание учебного материала

 

1

Прочность. Пластичность. Относительное удлинение. Относительное сужение. Ударная вязкость. Твердость. Метод Бринелля. Метод Роквелла. Метод Виккерса. Усталость металлов.

2

 

Лабораторные работы

 

4

 

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

№ 2. определение твердости по Бринеллю (работа в виртуальной лаборатории)

2

№ 3. определение твердости по Роквеллу (работа в виртуальной лаборатории)

Практические занятия

1

1

Решение проблемных производственных ситуаций

Контрольные работы

 

Тема 2.4.

Технологические и эксплуатационные свойства

Содержание учебного материала

 

1

Обрабатываемость резанием. Свариваемость. Ковкость. Прокаливаемость. Литейные свойства. Эксплуатационные свойства

2

 

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено

-

 

Тема 2.5.

Технологические пробы

Содержание учебного материала

2

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Основные определения. Проба на загиб. Проба на перегиб. Проба на навивание. Искровая проба.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы тестовые задания 2,3,4 уровня сложности, контрольные модули ФЦИОР

1

Самостоятельная работа по разделу

 - заполнение таблицы «Виды деформаций»

1

Раздел 3.

Конструкционные материалы

 

 

 

Тема 3.1. Металлические конструкционные материалы

Содержание учебного материала

 

 

1

Черные металлы и сплавы. Цветные металлы и сплавы. Биметаллы. Композиционные материалы с металлической матрицей. Конструкционные порошковые материалы. Маркировка сталей и чугунов.

2

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

1

Определение свойств материалов по марке стали  (решение задач)

1

Контрольные работы 

-

Тема 3.2. Неметаллические конструкционные материалы

Содержание учебного материала

 

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Основные понятия. Пластмассы. Композиционные материалы с неметаллической матрицей. Резиновые материалы. Клеи и герметики. Лакокрасочные материалы. Древесные материалы. Прокладочные материалы. Маркировка цветных металлов и сплавов на их основе

2

Лабораторные работы

1

Практические занятия 

 

1

 

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа по разделу

- расшифровка марок стали с использования справочной литературы «Марочник стали»

- разработка таблиц «Цветные металлы в машиностроении», «Лакокрасочные покрытия и из свойства»

2

Раздел 4.

Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

 

 

 

Тема 4.1.

Бензины.

Дизельное топливо

 

Содержание учебного материала

2

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Физико-химические свойства. Марки топлив и их применение. Определение качества и марки топлив.

Лабораторные работы

 

1

Определение качественных характеристик топлив

1

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Тема 4.2.

Газообразное топливо

 

Содержание учебного материала

2

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Состав и свойства газообразных топлив. Природные, нефтяные попутные, сжатые и сжиженные газы. Химический состав, физические свойства, теплота сгорания и особенности применения в автомобильном транспорте.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 

Контрольные работы

-

Тема 4.3.

Смазочные масла

Содержание учебного материала

 

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Основные требования к качеству масла, физико-химические, вязкостные свойства. Ассортимент масел для двигателей. Трансмиссионные масла. Моторные масла. Особенности условий работы и эксплуатационно-технические свойства. Ассортимент трансмиссионных и моторных масел

4

Лабораторные работы

 

1

Определение качественных характеристик масел

1

Практические занятия

 

Контрольные работы

-

Тема 4.4.

Технические жидкости

 

Содержание учебного материала

 

ОК 1,2,4,5,7, 9, 10

ПК 2.1 – ПК 3.5

1

Состав, свойства, область применения. Пусковые жидкости. Особенности пуска двигателей при низких температурах. Состав пусковых жидкостей. Ассортимент пусковых жидкостей. Пусковые приспособления. Охлаждающие жидкости. Требования, предъявляемые к жидкостям для охлаждения двигателей. Вода. Коррозионные свойства воды. Жесткость воды, ее виды и определение. Нормируемые жесткости воды. Образование накипи. Способы умягчения воды. Низкозамерзающие жидкости. Смеси воды со спиртами, с глицерином и углеводородом. Этиленгликолевые антифризы

6

Лабораторные работы

 

1

Определение качественных характеристик охлаждающих жидкостей

1

Практические занятия

 

Контрольные работы решение тестов 2,3,4 уровня

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- обсуждение на форуме платформы Moodle сообщений «Применяемые топливо, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»

- исследование источников и защита «Современные требования к топливам»

- работа с химмотологической картой (анализ применяемых технологических жидкостей)

- подготовка и защита сообщений «Экологическое топливо»

- участие в олимпиадах по дисциплине «Материаловедение» разного ровня

5

Всего:

54

 

 


3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапртор.

 

Оборудование лаборатории:

- твердомеры Бринелля и Роквелла;

- лупа Бринелля;

- образцы металлов;

- микроскоп МБС-9;

- электропечи муфельные;

- закалочная ванна;

- вытяжная и приточная вентиляция.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело : учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва : КноРус, 2017. — 293 с. — НПО и СПО. — ISBN 978-5-406-05862-6.

Черепахин А.А. Материаловедение : учебник / А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. — Москва : КноРус, 2016. — 240 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-05107-8.

 

Дополнительные источники:

1.   Соолова Е.Н. Материаловедение : метод. Пособие для преподавателей НПО / Е.Н. Соколова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.

2.   Черепахин А.А., Материаловедение : Учебник для студентов срд. Проф. Обрзования / А.А. Черепахин, - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3.   Чумаченко Ю. Т. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие для учащихся проф. лицеев и технических колледжей / Ю.Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И.   Герасименко. – Изд. 5-е Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 479 с. – (Начальное профессиональное образование)

 

Интернет-ресурсы:

1.   Маркировка сталей. / Сайт © life-prog.ru. 2010 г. Режим доступа [http://life-prog.ru/1_8633_materiali-v-mashinostroenii.html]

2.   Материаловедение. Форум Исследовательский центр Модификатор. Режим доступа [http://www.modificator.ru/terms/material.html]

3.   Вологжанина С.А. Виртуальная лаборатория. / С.А. Вологжанина, Игорь Бриденко. Персональный флеш-сайт 2006 г. Режим доступа [http://vsaspbgunpt.narod.ru/terminal.swf]

4.   Ландышева Н.А. Материаловедение. / Н.А. Ландышева Электронный образовательный ресурс для студентов специальностей и профессий технического профиля. Сайт Краевой политехнический колледж. 2013 г. - Режим доступа [http://81.4.234.44/moodle24l/course/view.php?id=34]

 


 

4. Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Результаты обучения

 

Формы оценивания

Уметь:

 

- использовать материалы в профессиональной деятельности;

Оценка процесса Оценка результатов

 

- определять основные свойства материалов по маркам;

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.

Знать:

 

основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

 

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- области применения материалов;

- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.

 


 

Скачано с www.znanio.ru