ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН
(ФКП образовательное учреждение № 262)
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ФКПОУ №262 _______________ С.Н. Медведев «29» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина ОП.03 «Материаловедение»
Профессия ______19149 Токарь
Квалификационный разряд _ 2
Кемерово 2019 -2020 учебный год
Рабочая программа дисциплины ОП.03 «Материаловедение» разработана на основе профессионального стандарта «Токарь» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017 года N 261н, с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) по профессии 19149 Токарь 2-го разряда.
Разработчик:
Сотников В.М. – мастер п/о ФКП ОУ № 262
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №_____ от «28» августа 2019 года
Председатель
методической комиссии _______________ О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
8 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины ОП.03 «Материаловедение» является методическим обеспечением ОППО Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №262 ФСИН по профессии 19149 Токарь2-го разряда.
1.2. Место дисциплины в структуре основной программы профессионального обучения
Дисциплина ОП.03 «Материаловедение» входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели освоения дисциплины ОП.03
С целью формирования знаний, в пределах квалификационных требований установленных профессиональным стандартом «Токарь» обучающийся в ходе освоения дисциплины ОП.03 «Материаловедение» должен знать
Код |
Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом «Токарь» по профессии19149 Токарь 2-го разряда |
Знать |
|
З 20 |
Основные свойства и маркировка обрабатываемых и инструментальных материалов |
З 41 |
Назначение, свойства и способы применения смазочно-охлаждающих жидкостей при токарной обработке |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 26 часов
в том числе:
практические занятия - 6 часов дифференцированный зачет - 1 час
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины ОП.03 «Материаловедение» является усвоение обучающимися знаний в пределах трудовых функций профессионального стандарта «Токарь»
Код |
Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом «Токарь» по профессии19149 Токарь 2-го разряда |
Знать |
|
З 20 |
Основные свойства и маркировка обрабатываемых и инструментальных материалов |
З 41 |
Назначение, свойства и способы применения смазочно-охлаждающих жидкостей при токарной обработке |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс |
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик |
Формы промежуточной аттестации |
Обязательная учебная нагрузка обучающихся, час |
Распределение обязательной учебной нагрузки обучающихся в часах по неделям |
||
Всего занятий |
в т.ч. лаб. и практ. занятий |
10нед. |
11 нед. |
|||
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
|
|
|
|
|
ОП.03 |
Материаловедение |
ДЗ |
26 |
6 |
26 |
|
3.2. Тематический план дисциплины ОП.03 «Материаловедение»
№ п/п
|
Наименование темы |
Количество часов |
Тема № 1 |
Введение. Основные сведения об обрабатываемых материалах |
4 |
Тема № 2 |
Черные металлы |
6 |
Тема № 3 |
Инструментальные материалы |
5 |
Тема № 4 |
Термическая обработка |
4 |
Тема № 5 |
Цветные металлы и сплавы |
2 |
Тема № 6 |
Абразивные материалы |
2 |
Тема № 7 |
Неметаллические материалы |
1 |
Тема № 8 |
Смазочно-охлаждающие материалы |
1 |
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Итого |
26 |
3.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03
Наименование дисциплины и тем |
Наименование тем уроков, практических занятий обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||
ОП.03 «Материаловедение» (26 часов) |
||||||||
Тема №1. Введение. Основные сведения об обрабатываемых материалах (4 часа) |
||||||||
Тема №1. Введение. Основныесведения об обрабатываемых материалах |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
4 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
3 |
|||||||
1 |
1 |
Качество и свойства материалов (физические, механические, химические, эксплуатационные) |
1 |
1 |
||||
2 |
2 |
Технология и технологические свойства материалов |
1 |
1 |
||||
3 |
3 |
Металлы и сплавы. Строение металлов |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
1 |
|
||||||
4 |
1 4 |
Твердость материалов. Практическое задание №1. Определение твердости материалов по шкале Мооса. |
1 |
2 |
||||
Тема № 2. Черные металлы (6 часов) |
||||||||
Тема №2. Черные металлы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
6 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
5 |
|||||||
5 |
1 |
Стали (состав, способы получения, свойства) |
1 |
1 |
||||
6 |
2 |
Классификация, маркировка, области применения стали |
1 |
1 |
||||
7 |
3 |
Чугуны (состав, способы получения, свойства) |
1 |
1 |
||||
8 |
4 |
Классификация, маркировка, области применения чугунов |
1 |
1 |
||||
9 |
5 |
Стали и сплавы с особыми свойствами. |
|
|
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
1 |
|
||||||
10 |
6 |
Марки легированных сталей. Практическое занятие № 2. Расшифровка марок легированных сталей |
1 |
2 |
||||
Тема №3. Инструментальные материалы (5 часов) |
||||||||
Тема №3. Инструментальные материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
5 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
4 |
|||||||
11 |
1 |
Инструментальные стали. Твердые сплавы. Сверхтвердые материалы |
1 |
1 |
||||
12 |
2 |
Режущая керамика. Обрабатываемость резанием конструкционных материалов. |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
10 |
|
||||||
13 |
3 |
Марки инструментальных материалов. Практическое занятие № 3. Расшифровка марок инструментальных материалов. |
1 |
2 |
||||
14 |
4 |
Инструментальные материалы для резцов. Практическое занятие № 4. Выбор инструментальных материалов для резцов. |
1 |
2 |
||||
Контрольная работа |
1 |
|
||||||
15 |
5 |
Контрольная работа по темам № 1,2,3 |
1 |
2 |
||||
Тема №4. Термическая обработка (4 часа) |
||||||||
Тема №4. Термическая обработка |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
4 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
3 |
|||||||
16 |
1 |
Виды термообработки и назначение |
1 |
1 |
||||
17 |
2 |
Закалка и отпуск металлов |
1 |
1 |
||||
18 |
3 |
Отжиг и нормализация металлов |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
1 |
|
||||||
19 |
4 |
Технология заточки сверли резцов. Практическое занятие № 5. Определение марки стали по искровому шлейфу |
1 |
2 |
||||
Тема № 5. Цветные металлы и сплавы (2 часа) |
||||||||
Тема № 5. Цветные металлы и сплавы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
2 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
2 |
|
||||||
20 |
1 |
Медные и алюминиевые сплавы. |
1 |
1 |
||||
21 |
2 |
Магниевые и титановые сплавы. Баббиты |
1 |
1 |
||||
Тема № 6. Абразивные материалы (2 часа) |
||||||||
Тема № 6. Абразивные материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
2 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
1 |
|
||||||
22 |
1 |
Общие сведения об абразивных материалах |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
1 |
|
||||||
23 |
2 |
Маркировка абразивных материалов. Практическое занятие № 6. Определение характеристик абразивного инструмента по маркировке. |
1 |
2 |
||||
Тема № 7. Неметаллические материалы (1 час) |
||||||||
Тема № 7. Неметаллические материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
1 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
1 |
|
||||||
24 |
1 |
Общие сведения об неметаллических материалах, применяемых в машиностроении |
1 |
1 |
||||
Тема № 8. Смазочно-охлаждающие материалы (1 час) |
||||||||
Тема № 8. Смазочно-охлаждающие материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
1 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
1 |
|
||||||
25 |
1 |
Назначение, свойства и правила применения охлаждающих и смазывающих жидкостей |
1 |
1 |
||||
Дифференцированный зачет (1 час) |
1 |
2 |
||||||
Дифференцированный зачет |
26 |
1 |
Дифференцированный зачет |
1 |
2 |
|||
Итого: |
Суммарная учебная нагрузки обучающегося |
26 |
|
|||||
включая |
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
26 |
|
|||||
в т. ч. практические занятия |
6 |
|
||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Технологии токарных работ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету
- учебная доска
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- телевизор с диагональю 32 дюйма
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка) [Текст]: учебник для нач. проф. образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев, 8-е издание., стер. М: Издательский центр «Академия», 2012. —288 с.
Дополнительные источники:
1. Вереина Л.И. Справочник токаря [Текст]: учеб.пособие для проф. образования. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 448с.
2. Краткий справочник металлиста [Текст]: / Под ред. Орлова П. Н., Е.А. Скороходова – М.: Машиностроение, 2009.
3. Мальцева Л.А. Материаловедение [Текст]: учебное пособие / Л.А. Мальцева- Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2007. —339 с.
4. Слепинин В.А. Технология токарной обработки. [Текст]: Учебное пособие для нач. проф. учеб.заведений. / В.А Слепинин, А.Г. Схиртладзе.- М., Дрофа, 2007 -303 с.
Интернет- ресурсы (ИР):
1. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://materiall.ru/, свободный. - Загл. с экрана
2. Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.materialscience.ru, свободный. - Загл. с экрана
3. Материаловедение. Учебные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dprm.ru/materialovedenie, свободный. - Загл. с экрана
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия теоретического цикла носят практико - ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете №7 «Технологии токарных работ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
1. Учебная доска
2. Компьютер с лицензионным программным обеспечением
3. Телевизор с диагональю 32 дюйма
Теоретические занятия проводятся в аудиторных условиях на макетах, моделях и действующем оборудовании, используя плакаты, образцы и т.д.
Для контроля знаний обучающихся программа включает устный опрос, контрольные вопросы в письменной форме (текущий контроль), выполнение практических заданий, тестовые задания, контрольные работы.
По окончании дисциплины проводится дифференцированный зачет с целью проверки знаний в пределах квалификационных требований установленных профессиональным стандартом «Токарь»
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация дисциплины ОП.03 «Материаловедение» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеют высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера производственного обучения, при отсутствии педагогического образование – должны пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического обучения в области профессионального образования; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
5.1. Контроль результатов освоения дисциплины «Материаловедение»
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля |
|
Код |
содержание |
|
|
З 20 |
Основные свойства и маркировку обрабатываемых и инструментальных материалов |
Знаниеосновных свойств и маркировки черных, цветных металлов и сплавов,инструментальных, неметаллических, абразивных материалов
|
Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях дисциплины ОП.03, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированного зачета |
З 41 |
Назначение, свойства и правила применения охлаждающих и смазывающих жидкостей |
Знаниеосновных свойств,назначении и правил применения охлаждающих и смазывающих жидкостей
|
5.2. Критерии и нормы оценки знаний по дисциплине ОП.03 «Материаловедение» применительно к различным формам контроля знаний
Предметом оценки освоения дисциплины ОП.03 является квалификационная характеристика – знать, в пределах трудовых функций профессионального стандарта «Токарь»:
А/01.2.Токарная обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых деталей с точностью размеров по 12-14 квалитетам на универсальных токарных станках (включая конические поверхности);
А/02.2.Обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций;
А/03.2. Нарезание наружной и внутренней резьбы на заготовках деталей метчиком и плашкой;
А/04.2. Контроль качества обработки поверхностей простых деталей с точностью размеров по 12-14 квалитетам
Основные показатели оценки |
Косвенные показатели, влияющие на оценку |
|||
Оценка |
Полнота, системность, прочность знаний |
Обобщенность знаний |
Действенность знаний |
Проявление познавательного интереса, познавательной активности |
«5» |
Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно следственных связей; Формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов |
Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящего так и творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного, творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
«4» |
Изложение полученных знаний в устной письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операции анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей |
Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера с незначительной помощью преподавателя – творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание |
«3» |
Изложение полученных неполных знаний, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя |
Затруднение при выделении существенных признаков изученного при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов |
Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя |
Пассивность, созерцательность познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии отсутствие стремления выполнить более сложное задание
|
«2» |
Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя |
Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод |
Неумение применять знаний в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы преподавателя, самостоятельно выполнить задание) |
Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии |
Мастер п/о ФКП ОУ №262 В.М. Сотников
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.