Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 101
с углубленным изучением экономики Демского района ГО г. Уфа РБ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 101
______________ Гарипова З.З.
Приказ №___от_____201__ г.
Рабочая программа
Окружающий мир
Составитель:
Исламова М. Г.
Уфа 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………...…...3
2. Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………………………...3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………………......4
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «окружающий мир»…………………………..................5
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………....6
6. Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………..7
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся…………………………..…………..13
8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины…………………………………………………….……26
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………29
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Структура курса
Введение.
Земля и Солнце.
Практическая работа с глобусом.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
Формы земной поверхности.
Земля – наш общий дом.
Части света.
Наша маленькая планета Земля.
Повторение пройденного материала.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В том числе для проведения:
– контрольных работ – 4 часа;
– экскурсий (наблюдения, практические работы: опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей) – 1 час;
– для создания проектов (групповой, краткосрочный, монопредметный, творческий) – 2 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «Энциклопедия внутри учебника»).
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Выразительно читать и пересказывать текст.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
• объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
• объяснять влияние притяжения Земли;
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать её;
• уметь определять стороны света по Солнцу и по компасу;
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности;
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
6. Содержание учебного предмета
Введение.
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и Солнце.
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом.
Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим Северным полушарием (лето Северного полушария), то Южным (зима Северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности.
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом.
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок Земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света.
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике?
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала.
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.
Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.
Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.
В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.
В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.
На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
• овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах.
В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п |
Педагогическая
система урочной |
Планируемые образовательные результаты |
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса |
Педагогические средства |
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия |
Информационно-методическое
обеспечение и ИКТ педагогической системы урочной |
Дата |
||||||||
тема и тип урока |
внеурочная занятость |
самостоятельная |
объем освоения и уровень |
универсальные |
компоненты культурно- компетентностного опыта / приобретенная компетентность |
План |
Факт |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Предметы и вещество. Цели: педагогическая:
создание
условий для формирования представлений о свойствах и составе предметов,
развития умения различать предмет |
|||||||||||||||
1 |
Подготовка к путешествию (открытие новых знаний) |
|
|
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; –исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с учебником, опираясь на условные знаки: – репродуктивный; – продуктивный; |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: сравнивать |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; |
Личностно-развивающая. Репродуктивная |
Работа |
Учебная. Фронтальная |
Учебник |
|
|
|||
2 |
Общие сло- |
|
Творческое задание |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Познавательная. Парная |
DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс» |
|
|
||||||
3 |
Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний) |
|
Проведение опыта |
– исследовательский – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заин-тересованный;– ус-тойчивая актуаль-ность. Личностный смысл: – предметно-содер-жательный;– лич-ностно-групповой;– жизненно-практический |
самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные стараться договари-ваться, уметь усту-пать, находить об-щее решение при работе в паре и группе |
–– личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемное изложение материала |
Познавательная. Групповая |
Учебник и оборудование для проведения опытов |
|
|
|||
4 |
Природные часы, календарь и компас (комплексное применение новых знаний) |
|
Задания «Проверочные и контрольные работы» |
Личност- Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Парная |
Учебник |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Форма Земли, закономерности движения небесных тел. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о форме Земли, закономерностях движения небесных тел, о законе всемирного тяготения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся приводить доказательства того, что Земля имеет форму шара, объяснять влияние притяжения Земли, показывать на глобусе экватор, полюса, меридианы. |
|||||||||||||||
5 |
Земля – шар |
|
«Дополнительный мат-л для любознательных» |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Коллективная |
Глобус, мяч, учебник |
|
|
|||
6 |
Глобус – модель Земли |
|
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
Способ работы с глобусом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: предметно-содержательный;– личностно-групповой;–жизненно-практический |
ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Индивидуальная |
DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс» |
|
|
|||
7 |
Земля в космосе (открытие новых знаний) |
Посещение планетария |
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Познавательная. Групповая |
Проверочные и контрольные работы |
|
|
||||||
8 |
Притяжение Земли |
|
Проведение опыта |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Познавательная. Парная |
Учебник и оборудование для проведения опытов |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Суточное и годовое вращение Земли. Цели: педагогическая: создание условий для установления связи изменений условий на поверхности нашей планеты с положением Земли в Солнечной системе (смены дня и ночи, времён года, особенности климата Земли); ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся связывать смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, смену времён года – с обращением Земли вокруг Солнца, ориентироваться в особенностях природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на нашей планете. |
|||||||||||||||
9 |
Смена дня и ночи |
|
Творческое задание |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; –исследовательский – творческий. Способ действия. Способ ориентиро-вания на карте климатических поясов: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). Познавательные: задавать вопросы,
экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; репродуктивнодеятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность:предметная |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Познавательная. Парная |
Глобус, лампа |
|
|
|||
10 |
Смена времён года |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностноразвивающая. Объяснительно-иллюстративная |
Демонстрация, рассказ |
Познавательная. Групповая |
DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс» |
|
|
||||||
11 |
Смена времён года |
|
Индивидуальные задания |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Познавательная. Групповая |
DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс» |
|
|
||||||
12 |
Где на Земле теплее (открытие новых знаний) |
|
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
Личностноразвивающая. Объяснительно-иллюстративная |
Рассказ, работа с книгой |
Учебная. Коллективная |
Рисунки природы различных поясов |
|
|
||||||
13– 14 |
Погода и климат (комплексное применение новых знаний) |
Учебная экскурсия |
Провести наблюдение |
Личностноразвивающая. Поисковая |
Практикум |
Познавательная. Групповая |
Рисунки погодных явлений |
|
|
||||||
15 |
Контрольная работа по теме «Земля и солнце» |
|
Заполнение листа самоконтроля |
Личностноразвивающая. Поисковая |
Проблемные задания |
Учебная. Индивидуальная |
Проверочные и контрольные работы |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Что изображают на глобусе и карте. Цели: педагогическая: создание условий для ознакомления с планами и картами, первоначальными навыками чтения и применения планов и карт; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать, что такое план, масштаб, карта; научатся отличать план от карты, ориентироваться в простейших условных обозначениях, определять по глобусу и карте сушу и моря, высоты и глубины, различные изображённые на них объекты. |
|||||||||||||||
16– 17 |
План и карта |
|
Работа в парах, взаимопроверка |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; исследовательский – творческий. Способ действия. Способ ориентирования в простейших условных обозначениях на плане и карте:– репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самос-тоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая акту-альность.Личностный смысл:– предметно-содержа-тельный;личностно-групповой;жизненно-практический |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать
готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками Коммуникативные способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; репродуктивнодеятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Проблемное изложение материала |
Учебная. Коллективная |
Планы и карты |
|
|
|||
18– 19 |
Глобус и карта (комплексное применение новых знаний) |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Прохождение материала быстрым темпом |
Учебная. Коллективная |
Глобус, карта полушарий |
|
|
||||||
20– 21 |
Что изображают на карте
|
Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм» |
Творческое задание |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задания, диалог |
Познавательная. Парная |
Карта полушарий |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Изображение на картах географических объектов. Цели: педагогическая: создание условий для формирования понятий «материк» и «часть света», «река» и «озеро»; ознакомления с причинами течения рек, их полноводности, важностью роли рек и озёр в жизни природы и человека; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики на-учатся находить и показывать на различных по масштабу картах все части света, материки и океаны, важнейшие реки и озёра, давать сравнительную характеристику рекам и озёрам. |
|||||||||||||||
22– 23 |
Материки и океаны |
Сообщение о материках |
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; –исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с картой полушарий: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл:–предметно-содержательный; – личностно-групповой; |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; репродуктивнодеятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностноразвивающая. Проблемное изложение |
Проблемное изложение материала |
Познавательная. Групповая |
Карта полушарий, глобус |
|
|
|||
24– 25 |
Реки и озёра (открытие новых знаний) |
Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм» |
Работа в парах, взаимопроверка |
Личностноразвивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Парная |
Рисунки рек, карта |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления об особенностях различных форм поверхности (равнины и горы), их изображении на физических картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать ряд свойств равнин (ровная невысокая поверхность, далёкий горизонт и др.), особенности и природу гор; научатся объяснять причины их возникновения, находить и показывать горы и равнины на картах Земли.
|
|||||||||||||||
26 |
Равнины и горы (открытие новых знаний) |
|
Индивидуальные задания |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с учебным текстом; с физической картой: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные: определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Репродуктивная |
Работа с книгой, демонстрация |
Познавательная. Фронтальная |
Карта полушарий, рисунки природы равнин |
|
|
|||
27 |
Равнины и горы (комплексное применение новых знаний) |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностно-развивающая. Репродуктивная |
Работа с книгой, демонстрация |
Познавательная. Индивидуальная |
Карта полушарий, рисунки природы равнин |
|
|
||||||
28– 29 |
Горные породы (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний) |
Сбор коллекции полезных ископаемых |
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная |
Рассказ, демонстрация, беседа |
Познавательная. Фронтальная |
Образцы горных пород, схема внутреннего строения Земли |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности. Цели: педагогическая: создание условий для сравнения особенностей полуостровов и островов, формирования представлений об окружающих сушу водоёмах – морях, их обитателях, первоначальных навыков пользования таблицами; обучения нахождению острова и полуострова, моря на картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности полуостровов и островов, морей; научатся показывать их на карте, пользоваться таблицами.
|
|||||||||||||||
30 |
Полуострова
и острова |
|
Индивидуальные задания |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с таблицей; способ самостоятельного применения знаний: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Прохождение материала быстрым темпом |
Учебная. Групповая |
Карта полушарий, глобус |
|
|
|||
31 |
Полуострова
и острова |
|
Практическая |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задания, диалог |
Познавательная. Парная |
Карта полушарий, глобус |
|
|
||||||
32 |
Моря (открытие новых знаний) |
|
Заполнение таблицы |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемное изложение материала |
Познавательная. Парная |
Карта полушарий, глобус |
|
|
||||||
33 |
Обитатели морей (комплексное применение новых знаний) |
Проект «Моя страна» |
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Индивидуально-групповая |
Карта полушарий, глобус, рисунки морских обитателей |
|
|
||||||
34 |
Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль) |
|
Индивидуальные задания |
Личност- Проблемное изложение |
Проблемные задачи |
Учебная. Индивидуальная |
Карта полушарий, глобус, проверочные
|
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Экосистемы и природные зоны. Цели: педагогическая: создание условий для овладения информацией о природных зонах и проявлении природной зональности; раскрытия специфики природной зоны холодного пояса и зоны лесов умеренного пояса, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся формулировать, что единство живых организмов друг с другом и со своей средой называется экосистемой, узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах холодного и умеренного поясов. |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||
35 |
Экологические
системы |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с картой природных зон: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: учиться высказывать своё
предположение Познавательные: осуществлять Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Прохождение материала быстрым темпом |
Учебная. Коллективная |
Рисунки
различных экосистем |
|
|
|||
36 |
Экологические системы |
|
Работа с энциклопедией |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Прохождение материала быстрым темпом |
Учебная. Парная |
|
|
|
||||||
37 |
Природная зональность |
Подготовка к игре «ЧИП» |
Заполнение таблицы |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемное изложение материала |
Учебная. Индивидуальная |
DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс» |
|
|
||||||
38 |
Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний) |
|
Индивидуальные задания |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Учебная. Коллективная |
Карта природных зон |
|
|
||||||
39– 40 |
Леса умеренного пояса |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Парная |
Карта природных зон, пейзажи лесов |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Природные зоны. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений об особенностях природных зон умеренного пояса (степей, пустынь), раскрытия особенностей природных зон жаркого пояса (тропических пустынь, саванн, тропических лесов), взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах жаркого и умеренного поясов. |
|||||||||||||||
41– 42 |
Засушливые зоны умеренного пояса(комплексное применение новых зн.) |
|
Подготовка докладов |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. способ работы с картой природных зон: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самос-тоятельный;творчески-самостоятельный. Ценностное отношение:– нейт-ральный;– ситуаци-онно-заинтересо-ванный;– устойчивая актуальность.Личностный смысл: предметно-содержательный; – личностно-групповой;– жизненно-практический |
Регулятивные: оценивать прави-льность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Прохождение материала быстрым темпом |
Познавательная. Парная |
Карта природных зон, карта полушарий |
|
|
|||
43 |
Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых з-й) |
Подготовка к игре «ЧИП» |
Индивидуальные задания |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Прохождение материала быстрым темпом |
Учебная. Индивидуальная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия |
|
|
||||||
44 |
Природные зоны жаркого пояса (рефлексия) |
|
Подготовка докладов |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Работа с книгой, проблемные задания |
Познавательная. Парная |
Карта природных зон, карта полушарий |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Горные экосистемы и природные катастрофы. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о природных условиях, растительности и животных гор, высотной поясности, о причинах возникновения природных катастроф; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать о специфике природных условий, растительного и животного мира гор; научатся объяснять причины смены высотных поясов по мере подъёма в горы. |
|||||||||||||||
45 |
Горные экосистемы |
|
Работа в парах, взаимопроверка |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с учебным текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задачи, диалог |
Учебная. Коллективная |
Карта, пейзажи, рисунки растений и животных |
|
|
|||
46 |
Жизнь в горах (комплексное применение новых знаний) |
|
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Индивидуальная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
47 |
Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний) |
|
Презентация домашней работы |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Коллективная |
Рисунки хозяйства человека |
|
|
||||||
48 |
Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» (контроль) |
|
Индивидуальные задания |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Проблемные задания |
Учебная. Индивидуальная |
Проверочные и контрольные работы |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о важнейших странах Европы и Азии, населяющих их людях, их достижениях, умения использовать карты для получения информации; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Европы, Азии и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации. |
|||||||||||||||
49 |
Люди, города и страны |
Экскурсия |
Работа с энциклопедией |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический);
|
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; |
Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная |
Беседа, работа с книгой |
Познавательная. Групповая |
Рисунки городов, промышленных предприятий |
|
|
|||
50 |
Люди, города и страны |
|
Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы» |
– творческий. «Страны мира»: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
–репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Парная |
Рисунки городов, промышленных предприятий |
|
|
|||
51– 52 |
Путешествие тучки |
|
Презентация домашней работы |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Групповая |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
53 |
Путешествие второй
Тучки |
|
Творческое задание |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Коллективная |
Карта полушарий, физическая, политическая карты Европы |
|
|
||||||
54– 55 |
Азия. Поиски Северного
морского пути в Индию |
|
Работа с энциклопедией |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Учебная. Парная |
СD «Детская эн-циклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света. Цели: педагогическая: создание условий для овладения знаниями о природе, странах Африки, Америки, Австралии и Антарктиды и населяющих их народах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Африки, Америки, Австралии, Антарктиды и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации. |
|||||||||||||||
56 |
Путешествие
в дальние страны. Африка |
Составление коллекции марок о дальних странах |
Подготовить рассказ о путешествии |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с политической картой «Страны мира»: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: стараться договариваться, |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная |
Работа с книгой, беседа |
Учебная. Коллективная |
Карта полушарий, физическая, политическая карты Африки |
|
|
|||
57 |
Путешествие
в дальние страны. Африка |
|
Работа с энциклопедией |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Диалог, проблемные задания |
Учебная. Парная |
Карта полушарий, физическая, политическая карты Африки |
|
|
||||||
58 |
Америка. Кто открыл Аме-рику? (открытие новых знаний) |
|
Индивидуальные задания |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Диалог, проблемные задания |
Познавательная. Парная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
59 |
Америка. Кто открыл Америку? (комплексное применение новых знаний) |
|
Творческое задание |
уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе |
|
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Диалог, проблемные задания |
Познавательная. Коллективная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия |
|
|
||||
60 |
Австралия |
|
«Дополнительный материал для любознательных» |
Личностно-развивающая. Проблемное изложение |
Диалог, проблемные задания |
Познавательная. Групповая |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия |
|
|
||||||
61 |
Антарктида |
|
Разноуровневые задания «Проверочные и контр. работы» |
Личностно-развивающая. Репродуктивная |
Практикум |
Познавательная. Парная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Наша планета Земля. Цели: педагогическая: создание условий для углублённого и полного ознакомления со своей страной, городом, населённым пунктом, расширения знаний о родной планете; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности нашей страны, которыми гордимся, правила поведения людей, которые помогут сохранить жизнь на нашей планете, понимать важность и значимость бережного отношения к природе. |
|||||||||||||||
62– 63 |
Россия – наша Родина |
Посещение памятных мест |
Индивидуальные задания |
Знание: – репродуктивный; – продуктивный; –
исследовательский – творческий. Способ действия. Способ работы с физической картой России: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивая актуальность. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Проблемное изложение материала |
Учебная. Коллективная |
Карта России, герб, флаг |
|
|
|||
64 |
Наша маленькая планета
Земля |
Проект «Всемирная выставка» |
Работа с энциклопедией |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Групповая |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
65 |
Наша маленькая планета Земля (комплексное применение новых знаний) |
|
Работа в парах, взаимопроверка |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности |
Познавательная. Парная |
СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
|
|
||||||
66 |
Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» |
|
Заполнение листа самоконтроля |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Проблемное изложение материала |
Учебная. Индивидуальная |
Проверочные и контрольные работы |
|
|
||||||
67 |
Учимся решать жизненные
задачи |
|
Работа в парах, взаимопроверка |
Личностно-развивающая. Поисковая |
Проблемные задания |
Учебная. Индивидуальная |
Карта полушарий |
|
|
||||||
68 |
Природа и мы (экскурсия) |
Посещение музея |
|
Личностно-развивающая. Поисковая |
Организация совместной учебной деят-ти |
Учебная. Коллективная |
|
|
|
||||||
8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
8.1. График контрольных работ по пособию «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля). 2 класс»
№ п/п |
Дата |
Форма |
Тема |
1 |
|
Контрольная работа № 1 |
Умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, раскрывать сведения о трёх состояниях вещества, определять стороны света по Солнцу и при помощи компаса, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли. |
2 |
|
Контрольная работа № 2 |
Умения связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли, объяснять влияние притяжения Земли, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли, описывать природу. |
3 |
|
Контрольная работа N° 3 |
Умение читать и пользоваться глобусом и картами, показывать на них части света, материки и океаны. |
4 |
|
Контрольная работа N° 4 |
Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, перечислять основные природные зоны и их особенности. |
5 |
|
Контрольная работа № 5 |
Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, оценивать правильность поведения в природе. |
(6) |
|
Административная контрольная работа |
|
8.2. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых предметных результатов и проверяемых в рамках итогового контроля индивидуальных достижений учащихся за 2-й класс
КОД |
Проверяемые умения |
|
«НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» Второклассник научится |
||
1 |
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ |
|
|
1.1 |
называть свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ; |
|
1.2 |
различать основные этапы круговорота воды в природе; |
2 |
объяснять действие притяжения Земли на предметы |
|
|
2.1 |
приводить примеры действия притяжения Земли на предметы; |
3 |
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли |
|
|
3.1 |
объяснять элементарные отличия звёзд и планет; |
|
3.2 |
называть форму Земли; |
|
3.3 |
находить и показывать линию горизонта; |
|
3.4 |
уметь определять стороны света по солнцу и компасу; |
|
3.5 |
соотносить связь смены дня и ночи с вращением Земли и её обращением вокруг Солнца; |
|
3.6 |
различать утро, день, вечер и ночь; |
|
3.7 |
различать времена года по основным признакам; |
|
3.8 |
определять температуру с помощью термометра; |
|
3.9 |
пользоваться календарём и часами; |
4 |
читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны |
|
|
4.1 |
характеризовать глобус как модель Земли; |
|
4.2 |
понимать условные обозначения глобуса и карты; |
|
4.3 |
владеть элементарными приёмами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений); |
|
4.4 |
различать части света (их основные особенности), материки и океаны; |
|
4.5 |
называть (перечислять) характерные особенности равнин, гор, рек, озёр, островов, полуостровов, морей, океанов; |
|
4.6 |
узнавать политическую карту, находить и показывать на ней крупнейшие страны и города. |
5 |
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов |
|
|
5.1 |
находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения; |
|
5.2 |
использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов); |
|
5.3 |
показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света. |
6 |
называть основные природные зоны и их особенности |
|
|
6.1 |
распознавать ландшафты основных природных зон; |
|
6.2 |
находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны. |
7 |
наблюдать за погодой и описывать её |
|
|
7.1 |
описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой; |
|
7.2 |
соотносить элементарные сведения о погоде. |
8 |
оценивать правильность поведения людей в природе |
|
|
8.1 |
выбирать правила разумного использования богатств природы в повседневной жизни; |
|
8.2 |
использовать знания о правильном поведении при грозе; |
|
8.3 |
выбирать правила уважительного отношения к другим народам на Земле. |
|
Второклассник приобретёт на данном этапе первоначальные умения, которые не подлежат проверке |
|
1 |
читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны |
|
|
1.1 |
показывать знания географических объектов без опоры на карту; |
|
1.2 |
показывать умение работать с контурными картами; |
|
1.3 |
соотносить масштаб плана и карты с реальными расстояниями; |
|
1.4 |
определять местообитание разных видов растений и животных; |
|
1.5 |
выделять географические закономерности размещения хозяйства людей; |
|
1.6 |
использовать знания о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Дополнительная литература:
1. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
2. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.
3. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
4. Окружающий мир. 2 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. – Изд. 2-е, испр. и перераб. – Волгоград : Учитель, 2011.
2. Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. в 2-х ч. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан);
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан)
3. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 кл. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина);
4. «Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. (автор И.И. Курапова, под ред. А.А. Вахрушева);
5. «Летняя тетрадь будущего третьеклассника» (авторы Р.Н. Бунеев и др.)
6. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 2-й класс (авторы Р.Н. Бунеев и др.).
3. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
4. Информационно-коммуникативные средства:
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD).
5. Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия (комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме, уголке живой природы).
2. Гербарий, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.
3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов).
5. Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус.
6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.
7. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас.
8. Таблицы: «Растения и животный мир степи, поля, леса». Рисунки рек, озёр, хозяйства человека. Образцы горных пород (гранит, мрамор, известняк и др.).
9. Рисунки: «Схема Солнечной системы», «Стороны света», «Суточное вращение Земли».
10. Раздаточный материал (для практических и лабораторных работ): гербарий, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, артефакты мира культуры.
11. Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, наборы популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных), специальные путеводители (для интерактивных экскурсий).
6. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Медиапроектор.
3. DVD-проектор.
4. Видеомагнитофон.
5. Фото- и видеокамеры.
7. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Штатив для таблиц.
3. Ящики для хранения таблиц.
4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
8. Специализированная мебель:
Компьютерный стол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.