РП Окружающий мир 2 класс УМК Школа 2100

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Иконка файла материала Окружающий мир2.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 101

с углубленным изучением экономики Демского района ГО г. Уфа РБ

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 101

______________ Гарипова З.З.

Приказ №___от_____201__ г.

 

 

 

Рабочая программа

Окружающий мир

 

 

Составитель:

Исламова М. Г.

 

 

 

Уфа 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                             Стр.

1.     Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………...…...3

2.     Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………………………...3

3.     Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………………......4

4.     Описание ценностных ориентиров содержания курса «окружающий мир»…………………………..................5

5.     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………....6

6.     Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………..7

7.     Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся…………………………..…………..13

8.     Контроль и оценка результатов освоения дисциплины…………………………………………………….……26

9.     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина (М.: Баласс, 2012).

Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

 

2.      Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Структура курса

Введение.

Земля и Солнце.

Практическая работа с глобусом.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

Формы земной поверхности.

Земля – наш общий дом.

Части света.

Наша маленькая планета Земля.

Повторение пройденного материала.

 

3.      Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В том числе для проведения:

– контрольных работ – 4 часа;

– экскурсий (наблюдения, практические работы: опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей) – 1 час;

– для создания проектов (групповой, краткосрочный, монопредметный, творческий) – 2 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.

 

4.      Описание ценностных ориентиров содержания курса «окружающий мир»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

5.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «Энциклопедия внутри учебника»).

• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

• Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

• объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

• объяснять влияние притяжения Земли;

• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

• наблюдать за погодой и описывать её;

• уметь определять стороны света по Солнцу и по компасу;

• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

• называть основные природные зоны и их особенности;

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

• оценивать правильность поведения людей в природе;

• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 

6.      Содержание учебного предмета

Введение.

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и Солнце.

Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом.

Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим Северным полушарием (лето Северного полушария), то Южным (зима Северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности.

Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом.

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок Земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света.

Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике?

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля.

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала.

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.

Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.

Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.

В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

• овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

• освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах.

В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п/п

Педагогическая система урочной
и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической

деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая

деятельность,

осваиваемая

в системе

занятости.

Формы

организации

совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение и ИКТ педагогической системы урочной
и внеурочной занятости
учащихся

Дата

тема и тип урока

внеурочная занятость

самостоятельная
работа

объем освоения и уровень
владения компетенциями

универсальные
учебные действия
(УУД)

компоненты

культурно-

компетентностного опыта /

приобретенная

компетентность

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Предметы и вещество.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о свойствах и составе предметов, развития умения различать предмет
и вещество, из которого он состоит, правильно употреблять в речи понятие «вещество»; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики овладеют умениями называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ, различать времена года по основным признакам; научатся пользоваться календарём и компасом.

1

Подготовка к путешествию (открытие новых знаний)

 

 

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

–исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебником, опираясь на условные знаки:

– репродуктивный;

– продуктивный;

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

сравнивать
и группировать предметы, их образы по заданным и

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень;

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа
с книгой

Учебная.

Фронтальная

Учебник

 

 

2

Общие сло-
ва – понятия
(открытие новых знаний)

 

Творческое задание

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия.

Окружающий мир.

2 класс»

 

 

3

Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний)

 

Проведение опыта

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заин-тересованный;– ус-тойчивая актуаль-ность.

Личностный смысл:

– предметно-содер-жательный;– лич-ностно-групповой;– жизненно-практический

самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные стараться договари-ваться, уметь усту-пать, находить об-щее решение при работе в паре и группе

–– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Групповая

Учебник и оборудование для проведения опытов

 

 

4

Природные часы, календарь и компас (комплексное применение новых знаний)

 

Задания «Проверочные и контрольные работы»

Личност-
но-разви-
вающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Учебник

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Форма Земли, закономерности движения небесных тел.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о форме Земли, закономерностях движения небесных тел, о законе всемирного тяготения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся приводить доказательства того, что Земля имеет форму шара, объяснять влияние притяжения Земли, показывать на глобусе экватор, полюса, меридианы.

5

Земля – шар
(открытие новых знаний)

 

«Дополнительный мат-л для любознательных»

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Глобус, мяч, учебник

 

 

6

Глобус – модель Земли
(комплексное применение новых знаний)

 

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Способ работы с глобусом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл: предметно-содержательный;– личностно-групповой;–жизненно-практический

ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Индивидуальная

DVD «Уроки Кирилла

и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

 

 

7

Земля в космосе (открытие новых знаний)

Посещение планетария

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Групповая

Проверочные и контрольные работы

 

 

8

Притяжение Земли
(открытие новых знаний)

 

Проведение опыта

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

Учебник и оборудование для проведения опытов

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Суточное и годовое вращение Земли.

Цели: педагогическая: создание условий для установления связи изменений условий на поверхности нашей планеты с положением Земли в Солнечной системе (смены дня и ночи, времён года, особенности климата Земли); ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся связывать смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, смену времён года – с обращением Земли вокруг Солнца, ориентироваться в особенностях природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на нашей планете.

9

Смена дня

и ночи
(открытие новых знаний)

 

Творческое задание

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

–исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ ориентиро-вания на карте климатических поясов:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи
(в рамках доступного).

Коммуникативные

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

репродуктивнодеятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:предметная

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

Глобус, лампа

 

 

10

Смена времён года
(открытие новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностноразвивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Демонстрация, рассказ

Познавательная.

Групповая

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

 

 

11

Смена времён года
(комплексное применение новых знаний)

 

Индивидуальные задания

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Групповая

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

 

 

12

Где на Земле теплее (открытие новых знаний)

 

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностноразвивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой

Учебная.

Коллективная

Рисунки природы различных поясов

 

 

13–

14

Погода и климат (комплексное применение новых знаний)

Учебная экскурсия

Провести наблюдение

Личностноразвивающая.

Поисковая

Практикум

Познавательная.

Групповая

Рисунки погодных явлений

 

 

15

Контрольная работа по теме «Земля и солнце»

 

Заполнение листа самоконтроля

Личностноразвивающая.

Поисковая

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Что изображают на глобусе и карте.

Цели: педагогическая: создание условий для ознакомления с планами и картами, первоначальными навыками чтения и применения планов и карт; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать, что такое план, масштаб, карта; научатся отличать план от карты, ориентироваться в простейших условных обозначениях, определять по глобусу и карте сушу и моря, высоты и глубины, различные изображённые на них объекты.

16–

17

План и карта
(открытие новых знаний)

 

Работа в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ ориентирования в простейших условных обозначениях на плане и карте:– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самос-тоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая акту-альность.Личностный смысл:– предметно-содержа-тельный;личностно-групповой;жизненно-практический

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

и одноклассниками.

Познавательные:

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками
и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный

уровень;

репродуктивнодеятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Планы и карты

 

 

18–

19

Глобус и карта (комплексное применение новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Коллективная

Глобус, карта полушарий

 

 

20–

21

Что изображают на карте
(комплексное применение новых знаний; рефлексия)

Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм»

Творческое задание

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания, диалог

Познавательная.

Парная

Карта полушарий

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Изображение на картах географических объектов.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования понятий «материк» и «часть света», «река» и «озеро»; ознакомления с причинами течения рек, их полноводности, важностью роли рек и озёр в жизни природы и человека; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики на-учатся находить и показывать на различных по масштабу картах все части света, материки и океаны, важнейшие реки и озёра, давать сравнительную характеристику рекам и озёрам.

22–

23

Материки и океаны
(открытие новых знаний)

Сообщение о материках

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

–исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой полушарий:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:–предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

репродуктивнодеятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная

Личностноразвивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Групповая

Карта полушарий,

глобус

 

 

24–

25

Реки и озёра

(открытие новых знаний)

Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм»

Работа в парах, взаимопроверка

Личностноразвивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Рисунки рек, карта

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления об особенностях различных форм поверхности (равнины и горы), их изображении на физических картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать ряд свойств равнин (ровная невысокая поверхность, далёкий горизонт и др.), особенности и природу гор; научатся объяснять причины их возникновения, находить и показывать горы и равнины на картах Земли.

 

26

Равнины и горы (открытие новых знаний)

 

Индивидуальные задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебным текстом; с физической картой:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки.

Познавательные:

определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.

Коммуникативные:

уметь задавать уточняющие вопросы

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа с книгой, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Карта полушарий, рисунки природы равнин

 

 

27

Равнины и горы (комплексное применение новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа

с книгой, демонстрация

Познавательная.

Индивидуальная

Карта полушарий, рисунки природы равнин

 

 

28–

29

Горные породы (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Сбор коллекции полезных ископаемых

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, демонстрация, беседа

Познавательная.

Фронтальная

Образцы горных пород, схема внутреннего строения Земли

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности.

Цели: педагогическая: создание условий для сравнения особенностей полуостровов и островов, формирования представлений об окружающих сушу водоёмах – морях, их обитателях, первоначальных навыков пользования таблицами; обучения нахождению острова и полуострова, моря на картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности полуостровов и островов, морей; научатся показывать их на карте, пользоваться таблицами.

 

30

Полуострова и острова
(открытие новых знаний)

 

Индивидуальные задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с таблицей; способ самостоятельного применения знаний:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения

заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Групповая

Карта полушарий, глобус

 

 

31

Полуострова и острова
(комплексное применение новых знаний)

 

Практическая
работа

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания, диалог

Познавательная.

Парная

Карта полушарий, глобус

 

 

32

Моря (открытие новых знаний)

 

Заполнение таблицы

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Парная

Карта полушарий, глобус

 

 

33

Обитатели морей (комплексное применение новых знаний)

Проект «Моя страна»

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Индивидуально-групповая

Карта полушарий, глобус,

рисунки морских обитателей

 

 

34

Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль)

 

Индивидуальные задания

Личност-
но-разви-
вающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи

Учебная.

Индивидуальная

Карта полушарий, глобус,

проверочные
и контрольные работы

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Экосистемы и природные зоны.

Цели: педагогическая: создание условий для овладения информацией о природных зонах и проявлении природной зональности; раскрытия специфики природной зоны холодного пояса и зоны лесов умеренного пояса, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся формулировать, что единство живых организмов друг с другом и со своей средой называется экосистемой, узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах холодного и умеренного поясов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

35

Экологические системы
(открытие новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой природных зон:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение
(версию), пробует предлагать способ проверки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Коллективная

Рисунки различных экосистем
и их обитателей

 

 

36

Экологические системы
(комплексное применение новых знаний)

 

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Парная

 

 

 

37

Природная зональность
(открытие новых знаний)

Подготовка

к игре

«ЧИП»

Заполнение таблицы

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

 

 

38

Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний)

 

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Учебная.

Коллективная

Карта природных зон

 

 

39–

40

Леса умеренного пояса
(комплексное применение новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, пейзажи лесов

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Природные зоны.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений об особенностях природных зон умеренного пояса (степей, пустынь), раскрытия особенностей природных зон жаркого пояса (тропических пустынь, саванн, тропических лесов), взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах жаркого и умеренного поясов.

41–

42

Засушливые зоны умеренного пояса(комплексное применение новых зн.)

 

Подготовка докладов

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

– творческий. Способ действия. способ работы с картой природных зон:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самос-тоятельный;творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:– нейт-ральный;– ситуаци-онно-заинтересо-ванный;– устойчивая актуальность.Личностный смысл: предметно-содержательный;

– личностно-групповой;– жизненно-практический

Регулятивные:

оценивать прави-льность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, карта полушарий

 

 

43

Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых з-й)

Подготовка

к игре

«ЧИП»

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Индивидуальная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

 

 

44

Природные зоны жаркого пояса (рефлексия)

 

Подготовка докладов

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Работа с книгой, проблемные задания

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, карта полушарий

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Горные экосистемы и природные катастрофы.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о природных условиях, растительности и животных гор, высотной поясности, о причинах возникновения природных катастроф; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать о специфике природных условий, растительного и животного мира гор; научатся объяснять причины смены высотных поясов по мере подъёма в горы.

45

Горные экосистемы
(открытие новых знаний)

 

Работа в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебным текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные:

уметь задавать уточняющие вопросы

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Учебная.

Коллективная

Карта, пейзажи, рисунки растений и животных

 

 

46

Жизнь в горах (комплексное применение новых знаний)

 

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Индивидуальная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

47

Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний)

 

Презентация домашней работы

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Рисунки хозяйства человека

 

 

48

Контрольная работа по теме «Многообразие Земли»

(контроль)

 

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о важнейших странах Европы и Азии, населяющих их людях, их достижениях, умения использовать карты для получения информации; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Европы, Азии и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации.

49

Люди, города и страны
(открытие новых знаний)

Экскурсия
на «Солдатское поле»

Работа с энциклопедией

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

(эвристический);

 

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа,

работа с книгой

Познавательная. Групповая

Рисунки городов, промышленных предприятий

 

 

50

Люди, города и страны
(комплексное применение новых знаний)

 

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

– творческий. «Страны мира»:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

–репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Рисунки городов, промышленных предприятий

 

 

51–

52

Путешествие тучки
по Европе
(открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

 

Презентация домашней работы

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

53

Путешествие второй Тучки
(рефлексия)

 

Творческое задание

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Карта

полушарий, физическая, политическая карты Европы

 

 

54–

55

Азия. Поиски Северного морского пути в Индию
(комплексное применение новых знаний)

 

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Парная

СD «Детская эн-циклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света.

Цели: педагогическая: создание условий для овладения знаниями о природе, странах Африки, Америки, Австралии и Антарктиды и населяющих их народах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Африки, Америки, Австралии, Антарктиды и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации.

56

Путешествие в дальние страны. Африка
(открытие новых знаний)

Составление коллекции

марок

о дальних странах

Подготовить рассказ о путешествии

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с политической картой «Страны мира»:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

определять,

формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

стараться договариваться,

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа

Учебная.

Коллективная

Карта полушарий, физическая, политическая карты Африки

 

 

57

Путешествие в дальние страны. Африка
(комплексное применение новых знаний)

 

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Диалог, проблемные задания

Учебная.

Парная

Карта

полушарий, физическая, политическая карты Африки

 

 

58

Америка. Кто открыл Аме-рику?

(открытие новых знаний)

 

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

59

Америка. Кто открыл Америку?

(комплексное применение новых знаний)

 

Творческое задание

уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

 

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Коллективная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

 

 

60

Австралия
(открытие новых знаний)

 

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

 

 

61

Антарктида
(рефлексия)

 

Разноуровневые задания «Проверочные

и контр. работы»

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Практикум

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Наша планета Земля.

Цели: педагогическая: создание условий для углублённого и полного ознакомления со своей страной, городом, населённым пунктом, расширения знаний о родной планете; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности нашей страны, которыми гордимся, правила поведения людей, которые помогут сохранить жизнь на нашей планете, понимать важность и значимость бережного отношения к природе.

62–

63

Россия – наша Родина
(открытие новых знаний)

Посещение памятных мест

Индивидуальные задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с физической картой России:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуационно-заинтересованный;

– устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Карта России, герб, флаг

 

 

64

Наша маленькая планета Земля
(открытие новых знаний)

Проект «Всемирная выставка»

Работа

с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

65

Наша маленькая планета Земля (комплексное применение новых знаний)

 

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

 

66

Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля»

 

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

 

 

67

Учимся решать жизненные задачи
(реш-е позн-х задач)

 

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Карта полушарий

 

 

68

Природа и мы (экскурсия)

Посещение музея

 

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деят-ти

Учебная.

Коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

8.1. График контрольных работ по пособию «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля). 2 класс»

 

№ п/п

Дата

Форма

Тема

1

 

Контрольная работа № 1

Умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, раскрывать сведения о трёх состояниях вещества, определять стороны света по Солнцу и при помощи компаса, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.

2

 

Контрольная работа № 2

Умения связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли, объяснять влияние притяжения Земли, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли, описывать природу.

3

 

Контрольная работа N° 3

Умение читать и пользоваться глобусом и картами, показывать на них части света, материки и океаны.

4

 

Контрольная работа N° 4

Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, перечислять основные природные зоны и их особенности.

5

 

Контрольная работа № 5

Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, оценивать правильность поведения в природе.

(6)

 

Административная контрольная работа

 

 

8.2. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых предметных ре­зультатов и проверяемых в рамках итогового контроля индивидуальных достижений учащихся за 2-й класс

КОД

Проверяемые умения

«НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» Второклассник научится

1

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ

 

1.1

называть свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ;

 

1.2

различать основные этапы круговорота воды в природе;

2

объяснять действие притяжения Земли на предметы

 

2.1

приводить примеры действия притяжения Земли на предметы;

3

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли

 

3.1

объяснять элементарные отличия звёзд и планет;

 

3.2

называть форму Земли;

 

3.3

находить и показывать линию горизонта;

 

3.4

уметь определять стороны света по солнцу и компасу;

 

3.5

соотносить связь смены дня и ночи с вращением Земли и её обращением вокруг Солнца;

 

3.6

различать утро, день, вечер и ночь;

 

3.7

различать времена года по основным признакам;

 

3.8

определять температуру с помощью термометра;

 

3.9

пользоваться календарём и часами;

4

читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

 

4.1

характеризовать глобус как модель Земли;

 

4.2

понимать условные обозначения глобуса и карты;

 

4.3

владеть элементарными приёмами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

 

4.4

различать части света (их основные особенности), материки и океаны;

 

4.5

называть (перечислять) характерные особенности равнин, гор, рек, озёр, островов, полуостровов, морей, океанов;

 

4.6

узнавать политическую карту, находить и показывать на ней крупнейшие страны и города.

5

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов

 

5.1

находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения;

 

5.2

использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов);

 

5.3

показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света.

6

называть основные природные зоны и их особенности

 

6.1

распознавать ландшафты основных природных зон;

 

6.2

находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны.

7

наблюдать за погодой и описывать её

 

7.1

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

 

7.2

соотносить элементарные сведения о погоде.

8

оценивать правильность поведения людей в природе

 

8.1

выбирать правила разумного использования богатств природы в повседневной жизни;

 

8.2

использовать знания о правильном поведении при грозе;

 

8.3

выбирать правила уважительного отношения к другим народам на Земле.

 

 

Второклассник приобретёт на данном этапе первоначальные умения, которые не подлежат проверке

1

читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света,            материки и океаны

 

1.1

показывать знания географических объектов без опоры на карту;

 

1.2

показывать умение работать с контурными картами;

 

1.3

соотносить масштаб плана и карты с реальными расстояниями;

 

1.4

определять местообитание разных видов растений и животных;

 

1.5

выделять географические закономерности размещения хозяйства людей;

 

1.6

использовать знания о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Дополнительная литература:

1. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

2. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.

3. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

4. Окружающий мир. 2 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. – Изд. 2-е, испр. и перераб. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Учебно-методический комплект для учащихся:

1. Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. в 2-х ч. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан);

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан)

3. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 кл. (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина);

4. «Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. (автор И.И. Курапова, под ред. А.А. Вахрушева);

5. «Летняя тетрадь будущего третьеклассника» (авторы Р.Н. Бунеев и др.)

6. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 2-й класс (авторы Р.Н. Бунеев и др.).

3. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru

4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.

5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru

6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru

4. Информационно-коммуникативные средства:

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD).

5. Наглядные пособия:

1. Натуральные живые пособия (комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме, уголке живой природы).

2. Гербарий, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.

3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

4. Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов).

5. Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус.

6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.

7. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас.

8. Таблицы: «Растения и животный мир степи, поля, леса». Рисунки рек, озёр, хозяйства человека. Образцы горных пород (гранит, мрамор, известняк и др.).

9. Рисунки: «Схема Солнечной системы», «Стороны света», «Суточное вращение Земли».

10. Раздаточный материал (для практических и лабораторных работ): гербарий, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, артефакты мира культуры.

11. Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, наборы популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных), специальные путеводители (для интерактивных экскурсий).

6. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Медиапроектор.

3. DVD-проектор.

4. Видеомагнитофон.

5. Фото- и видеокамеры.

7. Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

8. Специализированная мебель:

Компьютерный стол.