РП по дисциплине Экология для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, агрегатов и систем автомобилей

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП экология ТО.docx

Министерство образования и науки Пермского края

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «КРАЕВОЙ политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

 

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»

 

Разработчики:

Ландышева Н. А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»

Маланицева А. В., преподаватель ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Председатель ЦМК

_________Ландышева Н. А.

 

Протокол № ___

от «30» августа 2021 г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зам. директора по учебной работе

_____________ Э.Г. Николаев

 

«___» ___________ 2021 г.


 

 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология

 

1.1. Область применения программы

   Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экология» относится к дисциплинам естественнонаучного цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-     анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-       осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

-     грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;

-     анализировать собственное поведение в природе, руководствоваться чувством личной ответственности за состояние окружающей среды;

-     применять полученные знания в целях экологической безопасности на автомобильном транспорте;

-     разрабатывать рациональную стратегию и тактику обеспечения экологической безопасности в рамках своей профессиональной деятельности

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-     принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

-     условия устойчивого состояния экосистем;

-     принципы и методы рационального природопользования;

-     методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

-     методы экологического регулирования;

-     организационные и правовые средства охраны окружающей среды[1];

-     сущность и основные понятия экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта;

-     особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;

-     негативные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду[2]

Учебная дисциплина «Экология» обеспечивает формирование следующих общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.

 

ПК 5.3

 

Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

ПК 6.1

Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

общей учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Общий объем учебной нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

 

     лабораторные работы

0

     практические занятия

8

     контрольные работы

 

     консультации

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                     

 

 

 

 

 

 

 


 

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1. Теоретическая экология

8

 

Тема 1.1. Общая

экология

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего специалиста по ремонту и обслуживанию двигателей, агрегатов и систем автомобиля.

 

2

 

 

 

2

 

 

1

 

1

2.Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления изделий для транспортной отрасли. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники энергии.

3.Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения.

4. Экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практические занятия: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: разработка таблицы: «Экологические системы Пермского края»

2

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 2. Промышленная экология

26

 

Тема 2.1 Экологические проблемы эксплуатации автомобильного транспорта

Содержание учебного материала

 

 

Экологическая оценка выбросов токсичных веществ.  Загрязняющие вещества, выбрасываемые в воздух автотранспортом. Зависимость выбросов токсичных веществ автомобилями от режима движения. Загрязнение окружающей среды при эксплуатации дороги.

2

 

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

 

Практические занятия: не предусмотрено

-

 

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

 

Тема 2.2

Регламентация

Воздействия автотранспорта на

окружающую среду

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Нормирование выбросов токсичных веществ с отработанными газами автомобилей. Экологические стандарты ЕВРО.

Эксплуатационные материалы и их воздействие на экологическую систему.

Мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды при эксплуатации АС. Совершенствование конструкций и рабочего процесса двигателей. Устройства и приборы для нейтрализации вредных веществ отработанных газов. Использование малотоксичных топлив. Правила малотоксичной эксплуатации двигателей.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работа:

8

Расчет выбросов от автомобильного транспорта

4

Ознакомление с интенсивностью транспортного потока на улицах города

4

Самостоятельная работа:

Работа с занимательными актами: Анализ современных методов борьбы с экологическими проблемами

Сообщение (с презентацией) и (или) карта знаний «Современные катализаторы»

5

Тема 2.3

Экологическая безопасность использования электрооборудования автомобилей

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Источники экологической безопасности. Аккумуляторные батареи. Системы зажигания.

Правила экологической безопасности эксплуатации электрооборудования. Правила безопасного использования аккумуляторных батарей. Правила безопасного использования систем зажигания двигателя.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.4 Прочие источники экологической опасности автотранспортных средств и снижение их влияния на экосистемы

Содержание учебного материала

8

 

Экологическая безопасность использования ходовой части автомобилей.

Шум и низкочастотные вибрации.

Гидравлические системы.

Тормозные системы.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха автомобилями.

4

 

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

 

Практическая работа: не предусмотрено

 

 

Самостоятельная работа: не предусмотрено

 

 

Тема 2.5

Принципы охраны

водной среды

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.6

Твердые

отходы

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 2.7

Экологический

менеджмент

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 5.3, 6.1

 

Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно-производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности.

Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: Мини исследование: Современная переработка мусора

2

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды

14

 

Тема 3.1. Юридические и

экономические

аспекты

экологических основ

природопользования

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Тема 3.2.

Экологическая

стандартизация и

паспортизация

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 5.3, 6.1

 

Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов. Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности. Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт предприятия.

Лабораторная работа: не предусмотрено

 

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Контрольная работа: тестовые задания. Платформа LMS Moodle

1

 

Раздел 4. Международное сотрудничество

5

 

Тема 4.1.

Государственные и

общественные

организации по

предотвращению

разрушающих

воздействий на

природу

Содержание учебного материала

3

ОК 01-11,

ПК 6.1

 

Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности.

Лабораторная работа: не предусмотрено

-

Практическая работа: не предусмотрено

-

Самостоятельная работа: не предусмотрено

-

Промежуточная аттестация

1

 

Всего:

54

 


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.

            Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

            В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

            В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника» входят:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

- информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

1.2.1.   Печатные издания

1. Косолапова Н.В. Экологические основы природопользования, Москва/КноРус, 2019.- ЭБС book.ru

2. В.Ю. Прохоров Экология транспорта [Электронный ресурс] – учебное пособие/ В.Ю. Прохоров и др. – Электрон. дан. и прогр. (6Мб). – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 69 с.

 

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

1.     Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.: ИЦ Академия, 2014. – 325c.

2.     Рудский В.В.  Основы природопользования. – М.: Логос, 2014. – 207 с.

3.     Л. П. Майоровой Защита атмосферы: практикум / Л. П. Майорова, В. П. Тищенко, А. А. Черенцова; под общ. ред. Л. П. Майоровой. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. – 115 с

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Формы контроля обучения:

– проверочные работы, тестовые задания, устные ответы, подготовка и защита проектов, исследовательских работ, поиск и обработка информации, выполнение практических и индивидуальных заданий

 

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией.

анализировать собственное поведение в природе, руководствоваться чувством личной ответственности за состояние окружающей среды;

применять полученные знания в целях экологической безопасности на автомобильном транспорте;

разрабатывать рациональную стратегию и тактику обеспечения экологической безопасности в рамках своей профессиональной деятельности

Знания:

Формы контроля обучения:

– проверочные работы, тестовые задания, устные ответы, подготовка и защита проектов, исследовательских работ, поиск и обработка информации, выполнение практических и индивидуальных заданий

 

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

 

условия устойчивого состояния экосистем;

принципы и методы рационального природопользования;

методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

методы экологического регулирования;

организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

сущность и основные понятия экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта;

особенности взаимодействия технических объектов с окружающей природной средой;

негативные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду[3]

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Примерная рабочая программа

 

[2] Экология транспорта [Электронный ресурс] IPR BOOKS: учебное пособие / [В.Ю. Прохоров и др.] - 2019

[3] Экология транспорта [Электронный ресурс] IPR BOOKS: учебное пособие / [В.Ю. Прохоров и др.] - 2019