РП по развитию ВПФ и ЭВС 1 класс
Оценка 4.8

РП по развитию ВПФ и ЭВС 1 класс

Оценка 4.8
docx
13.01.2025
РП по развитию ВПФ и ЭВС 1 класс
РП по развитию ВПФ и ЭВС 1 класс.docx

Рабочая программа

по коррекции и развитию высших психических функций

и эмоционально-волевой сферы обучающихся

 1 класс

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся 1 классов предназначена для коррекционной работы, испытывающих трудно­сти формирования  высших психических функций и эмоционально-волевой сферы и является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Разработана на основе книги Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников».

Пояснительная записка

Для успешной познавательной учебной деятельности младших школьников важны полноценные представления об окружающем мире. Ученые считают, что развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребенок учится понимать самого себя и окружающих. По мере расширения представлений об окружающем мире, повышается интеллектуальные и нравственное развитие ребенка, развивается познавательная сфера и личностные качества.

Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. В нем закладывается основа для миропонимания, формирование естественнонаучной картины мира. Ребенок начинает овладевать и учиться управлять такими психическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением. (В.В. Абраменкова, Л.В. Занков, А.В. Зак, Ю.А. Аксенова и другие).

Основной целью программы является познавательно-личностное развитие школьников - на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие познавательной сферы школьников.

Основными адресатом программы становятся учащиеся 1 класса общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития познавательной сферы, выявленные в результате психологической диагностики, наблюдения совместно с учителем и психологического анализа трудностей при усвоении основных учебных предметов.

Цели программы: комплексное формирова­ние ВПФ, содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

·                   коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания);

·                   коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

·                   коррекция и развитие зрительного восприятия;

·                   развитие слухового восприятия;

·                   коррекция и развитие тактильного восприятия;

·                   коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений);

·                   коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

·                   коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. Умение выражать свои чувства).

Целевая аудитория: обучающиеся 1 класса с недоразвитием познавательной, эмоционально-волевой сфер, испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

Методологические принципы:

·                   Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления;

·                   Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся;

·                   Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания;

·                   Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам;

·                   Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Планируемые результаты освоения рабочей программы коррекционно – развивающих занятий.

Личностные УУД:

·                   освоить социальную роль ученика;

·                   проявлять интерес к новым знаниям;

·                   оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности;

·                   проявлять ответственность при выполнении задания.

Регулятивные УУД:

·                   овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

·                   извлекать с помощью учителя необходимую информацию из текста;

·                   определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

·                   учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

·                   строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

·                   учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;

·                   учиться наблюдать;

·                   учиться моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

·                   учиться работать в паре и группе;

·                   слушать и понимать речь других учеников;

·                   осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Продолжительность коррекционного периода с 1 октября 2021г по 28 мая 2022г. Общая продолжительность занятий по программе составляет до 51 часа (2 раза в неделю). Занятия проводятся по 35 минут. Занятие проводятся индивидуально.

 

Структура занятия

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки, которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.  

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Содержание программы коррекционного курса

1 класс, 51 час

Занятие 1.

Входная диагностика ВПФ обучающихся.

Занятие 2.

«Давайте познакомимся»

Развитие речи, коммуникации.

Занятие 3.

«Цветик-семицветик»

Развитие умения по распознаванию цвета предметов.

Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений.

Занятие 4.

«Школа ориентирования»

Развитие артикуляции.

Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Занятие 5.

«Внимательный слушатель»

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.

Занятие 6.

«Мир ощущений»

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Занятие 7.

«Ассорти»

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).

Занятие 8.

«В магазине игрушек»

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

Занятие 9.

«Новогодние чудеса»

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

Занятие 10.

«Угадай-ка»

Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Занятие 11.

«Мозговой штурм»

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (направления движений).

Развитие понятийного мышления.

Занятие 12.

«Найди одинаковое»

Развитие умения анализировать и сравнивать образец.

Развитие произвольного внимания.

Занятие 13.

«Цветная сказка»

Развитие зрительных ощущений и образного мышления.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Развитие зрительной произвольной памяти.

Занятие 14.

«Геометрическая сказка»

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «ВНЕ», «НА»).

Занятие 15.

«В гостях у Смекалкина»

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.

Занятие 16.

«Юные шпионы»

Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания.

Развитие точности движений (макродвижений).

Занятие 17.

«Что мы видим? Что мы слышим?»

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Занятие 18.

«Доброе утро!»

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

Занятие 19.

«Зоркий глаз»

Развитие умения копировать образец.

Развитие зрительного восприятия (выделения формы).

Развитие осязательных ощущений.

Занятие 20.

«Тренируем память»

Развитие мышления (абстрагирования).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Занятие 21.

«В стране Внимания»

Развитие зрительного анализа.

Развитие произвольного внимания (переключения).

Развитие пространственных представлений.

Занятие 22.

«Подумай и сделай»

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределения).

Формирование умения сравнивать.

Занятие 23.

«Путешествие по буквам»

Развитие пространственных представлений.

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).

Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Занятие 24.

«В поисках пропавших игрушек»

Развитие понятийного мышления.

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве).

Занятие 25.

«Не торопись отвечать, торопись думать»

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

Занятие 26.

«Умелый язык, зоркий глаз»

Развитие мышления (процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

Развитие наблюдательности.

Занятие 27.

«В гостях у Думалкина»

Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие зрительно-двигательной координации.

Занятие 28.

«Геометрическое ассорти»

Развитие умения сравнивать.

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие зрительного восприятия (восприятия формы).

Занятие 29.

 «Страна Всезнаек»

Развитие умения сравнивать.

Развитие умения анализировать форму предметов.

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Занятие 30.

«Умел дело делать, умей и позабавиться»

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

 

Список литературы

·     1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда­тельство «ACT», 2003.

·     Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психо­логии, 1990, № 6.

·     Зак А.З. Занимательные игры для развития ин­теллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.

·     Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск законо­мерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.

·     Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные иг­ры для детей 6-10 лет. М., 1993.

·     Зак A.3. Познавать играя: развитие познаватель­ных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.

·     Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

·     Локалова НЛ. 90 уроков психологического раз­вития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.

·     Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.

·     Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.

·     Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

·     Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростка­ми: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дуброви­на. М. --Тула, 1993.

·     Тесты для фиксации уровня развития познава­тельных процессов (внимания, восприятия, вооб­ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол­кова. М., 1993.

 


 

Рабочая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся 1 класс

Рабочая программа по коррекции и развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся 1 класс

Основной целью программы является познавательно-личностное развитие школьников - на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать…

Основной целью программы является познавательно-личностное развитие школьников - на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать…

Умение выражать свои чувства).

Умение выражать свои чувства).

При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Развитие умения по распознаванию цвета предметов

Развитие умения по распознаванию цвета предметов

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие зрительно-двигательной координации

Занятие 23. « Путешествие по буквам»

Занятие 23. « Путешествие по буквам»

Зак А.З. Занимательные игры для развития ин­теллекта у детей 5-12 лет

Зак А.З. Занимательные игры для развития ин­теллекта у детей 5-12 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2025