РП по родному (русскому) языку. УМК "Школа России". 4 класс.
Оценка 4.6

РП по родному (русскому) языку. УМК "Школа России". 4 класс.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык +1
4 кл
11.12.2021
РП по родному (русскому) языку. УМК "Школа России". 4 класс.
РП по родному (русскому) языку. УМК "Школа России". 4 класс.
Родной русский язык 4Б.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Родной язык (русский)»

для 4 «Б» класса

(Школа России)

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Богданова Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рыбинск,  

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с нормативными документами:

      Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

      Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598

      Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)

      Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ № 3, вариант 7.1 (Приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02)

      Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)

      Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26

      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

      Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)

      «Положение о рабочей программе муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)

      «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)

      «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)

 

Цели изучения предмета «Родной язык (русский)»:

·  формирование у обучающихся представлений о родном (русском) языке как составляющей части целостной научной  картины мира;

·  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

·  формирование научного представления о системе и структуре родного языка.

Задачи:

·  формировать первоначальные представленияо единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

·  формировать языковую эрудицию школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;

·  развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь на родном языке, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

·  формировать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности на родном языке;

·  обеспечивать условия для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности;

·   воспитывать  позитивное эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;

·   пробуждать познавательный интерес к родному языку, стремление совершенствовать свою речь;

·  формировать мотивы  и ценностей в сфере отношений к природе, в сфере основ здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного и художественно-эстетического сознания.

 

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

О.М.Александрова, М.И.Кузнецова

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций 1-4 класс

2020

Москва: «Просвещение»

2

О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая

Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс

2020

Москва: «Просвещение»

 

Место предмета в учебном плане.

На изучение родного языка (русского) в 4 классе - 17 часов (0,5 ч. в неделю, 34 учебных недель).

 

Содержание рабочей программы.

Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного предмета «Русский язык».

В содержании предмета «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Содержание программы.

· Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

· Язык в действии (5 ч)

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.

· Секреты речи и текста (7 ч)

Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Родной язык (русский)».

Обучающийся научится:

«Русский язык: прошлое и настоящее»

· распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

· распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

· использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

· понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

· использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 «Язык в действии»

· соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

· соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

· выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

· проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

· заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

· выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

· соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

· пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

· пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

· пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

 «Секреты речи и текста»

· различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

· владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

· использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

· использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

· владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

· составлять план текста, не разделённого на абзацы;

· пересказывать текст с изменением лица;

· создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

· оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

· редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

· соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

· обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

· ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,

· умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

· позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

· формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочно – тематическое планирование.

 

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.).

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Слова, связанные с обучением.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями.

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

3

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный).

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

4

Красное словцо не ложь.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

Объяснять значения устойчивых выражений.

5

Язык языку весть подаёт.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

6

Проектные задания.

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

Представлять проектные задания, выполненные при изучении раздела.

Язык в действии. (4 ч.).

7

Трудности в образовании форм глаголов.

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Различать время глагола, изменять глаголы по временам.

8

Как об одном и том же сказать по-разному.

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение.

9

Возникновение знаков препинания.

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков.

10

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?».

Восприятие и понимание звучащую речь, нахождение ошибок, нарушающих логичность, правильность и точность текста.

Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

Секреты речи и текста. (7 ч.).

11

Задаём вопросы в диалоге.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны.

12

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

Особенности озаглавливания текста.

Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста.

13

Учимся составлять план текста.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

14

Учимся пересказывать текст.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне).

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст.

15

Учимся оценивать и редактировать тексты.

 

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

16

Учимся оценивать и редактировать тексты.

17

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же».

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

Представить результаты выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

 

 

Организационно-педагогические условия реализации программы.

 

   В 4Б классе обучаются ___ ребёнка. Из них­ ___ учащихся с ОВЗ:

                       

В своей работе руководствуюсь:

· «Положением о рабочей программе муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 №  4)

· Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ

· Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

· Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.

· Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

· Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.

· Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.

 


 

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 4 «Б» класса (Школа

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 4 «Б» класса (Школа

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с нормативными документами: •

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с нормативными документами: •

Цели изучения предмета «Родной язык (русский)»: · формирование у обучающихся представлений о родном (русском) языке как составляющей части целостной научной картины мира; · ознакомление учащихся…

Цели изучения предмета «Родной язык (русский)»: · формирование у обучающихся представлений о родном (русском) языке как составляющей части целостной научной картины мира; · ознакомление учащихся…

В содержании предмета «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚…

В содержании предмета «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚…

Синонимичные словосочетания и предложения

Синонимичные словосочетания и предложения

Секреты речи и текста» · различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; · владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ·…

Секреты речи и текста» · различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; · владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ·…

Поурочно – тематическое планирование

Поурочно – тематическое планирование

Трудности в образовании форм глаголов

Трудности в образовании форм глаголов

Учимся пересказывать текст.

Учимся пересказывать текст.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021