РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс
Оценка 4.7

РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЖ
2 кл
10.10.2021
РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс
РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс
Программа внеурочной деятельности.Я пешеход и пассажир.docx

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3  

 

Рассмотрено на

заседании МО

протокол от 28.08.2018

«Утверждаю»

Директор СОШ № 3                          С.Н.Солнцева

приказ № 01-05/97-01

от  30.08.2017 г.

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я- пешеход и пассажир»

для 2 «Б» класса

спортивно-оздоровительное направление

 

 

 

Учитель начальных классов: Богданова Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Актуальность программы.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий  во внеурочной деятельности в начальной школе.

Целью  программы  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

 

      На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:

· системы знаний о природе, обществе, человеке;

· умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

· коммуникативных и информационных умений;

 · системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

     Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа построена с учетом следующих принципов:

·         доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

·         личностно-ориентированная направленность курса

·         актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

·         линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

·         деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.

     С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

·         Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.

·          Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

·          Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа способствует:

·         умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

·         нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

·         эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

·         трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

·         физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

·         Формы обучения:

·         - тематические занятия;

·         - игровые уроки;

·         - практические занятия;

·         - конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;

·         - подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

·         - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

·         - просмотр видеоматериалов по ПДД;

·         - организация экскурсий на улицу.

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью:

1 класс - 1полугодие по 35 минут, 2 полугодие по 45 минут

2 класс – 45 минут

3 класс – 45 минут

4 класс – 45 минут

 

Содержание программы

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

 Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Изучение курса «Я — пешеход и пассажир» проводится в 1-4 классах. В соответствии с учебным планом школы данная программа внеурочной деятельности составлена из расчета: 1-4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год

Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

12

2

Ты – пешеход

13

3

Ты – пассажир

8

 

Итого

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 2 класса

 

 

Разделы

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

12

2

Ты – пешеход

13

3

Ты – пассажир

10

 

Итого

35


Тематическое планирование 3 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

10

2

Ты – пешеход

19

3

Ты – пассажир

8

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Кол-во часов

 

Ориентировка в окружающем мире

 

3

 

Ты — пешеход

 

4

 

Ты — пассажир

 

28

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно -тематическое планирование

 

2 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

( на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Ориентировка в окружающем мире – 24ч.

 

1

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

 

 

2-4

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему

 

 

 

5-7

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Изучение скоростей движения объектов. Различение скоростей перемещения объектов, ответы на вопрос: «Кто (что) быстрее, медленнее?

Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве: медленно-быстро; далеко-близко.

 

 

 

 

8

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Различать, сравнивать, группировать стоящий транспорт, двигающийся, подающий сигналы

 

 

 

9-11

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт

 

 

 

12

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

 

 

 

13-14

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Практическое занятие по переходу улиц в городе. Эстафеты «Зелёный огонёк».

 

 

15

Творческая работа «Улицы моего города»

 

 

 

16-17

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое должно быть затрачено на переход дороги.

 

 

 

18-20

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

Практические занятия

(Маршрут движения школьника)

 

 

21

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

 

 

 

22-23

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос

Умение пользоваться безопасным маршрутом движения по улицам с интенсивным движением.

 

 

24

Урок игра

Игра –викторина «Дорожная азбука»

 

 

Ты – пешеход -6ч.

25

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

Учимся различать и объяснять знаки дорожного движения                                                                                                                                                                        «Движение запрещено», «пешеходная дорожка», действовать в соответствии с ними.

 

 

 

26-27

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Рисуем дорожные знаки

Объяснять знание конкретного знака (в значении, приближенном у установленном в ПДД)                                                                   

 

 

28

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

 

 

 

29

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

Учиться выполнять правила поведения на остановке маршрутного средства

 

 

30

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

 

 

 

Ты – пассажир – 4ч.+1ч.

31-33

Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД

 

 

34

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

 

 

 

35

Тест «Какой ты пассажир?»

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

2 класс

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

·         этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Я – пешеход и пассажир»;
  • способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях

Метапредметные результаты освоения программы:

·         умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

·         формирование способности оценивать своё поведение со стороны;

·         формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

·         — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

Планируемые результаты

2класс

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

 

 

Перечень учебно - методического обеспечения

 

 

1. Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности» М. Вентана-Граф.,  2011г.

   2. Интернет ресурсы

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы

Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир»

Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир»

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота

Разделы Количество часов 1

Разделы Количество часов 1

Определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему 5-7

Определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему 5-7

Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности

Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности

Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в

Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в

РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс

РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 2 класс