РП внеурочной деятельности "Я-пешеход и пассажир"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я -пешеход и пассажир"
Иконка файла материала РП Я - пешеход и пассажир 1-4кл..doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

МАОУ СОШ № 74

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

учителей начальных классов

___________Г.А.Подерегина

Протокол №1

от «27» августа 2025г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________М.В.Хуако

от «28» августа 2025г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 74

 

_____________М.Ю.Ремизова

Протокол пед.совета №1

от «29» августа 2025г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Я – пешеход и пассажир»

для обучающихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2025


Цель курса: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи курса:

- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

 - обучение школьников ПДД;

- обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;

- развитие творческих способностей;

- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;

- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1 - 4 класса. Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели; 2-4 класс на 34 учебные недели. Итого за курс начальной школы: 135 часов.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

Личностные УУД

- формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование установки на здоровый образ жизни, реализации в реальном поведении и поступках;

- формирование симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные УУД

- формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

- научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- научиться создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научиться строить логическое рассуждение, устанавливая причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

- научиться учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты работы по программе:

Обучающийся должен:

знать

уметь

- правила дорожного движения

- пользоваться правилами дорожного движе-

ния

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сиг-

налами светофора или регулировщика движе ния

- правила пользования общественным транспортом

-         правильно      пользоваться общественным транспортом транспортом: входить в транспорт, выходить,

переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки,

разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь до-

рожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения

пешехода и перехода проезжей части

- выбирать наиболее безопасные места для пе-

рехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсут-

ствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пе-

шеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на

велосипеде и роликовых коньках

 

- о последствиях неконтролируемого поведе- ния на проезжей части и нарушениях правил

дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролиру- емого поведения и нарушения правил дорож-

ного движения на улице

 

Содержание программы

 

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

 Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

 

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

 Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…».  Значение  конкретного  знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

 В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

 

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

 Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

 Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

 Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

 Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

 

Тематическое планирование

 

1 класс (33ч)

Тема занятия

Кол-во часов

1

На чём люди ездят

1

 

2

Близко- далеко, быстро- медленно

1

 

3

Чему нас учат правила дорожного движения

1

 

4

Мы идём по улице

1

 

5

Какие бывают дороги

1

 

6

Игра-конструирование «Улица города».

1

 

7

Где мы будем играть

1

 

8

Дорога за городом

1

 

9

Светофоры

1

 

10

Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД».

1

 

11

Дорожные знаки

1

 

12

Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». 

1

 

13

Дорожные знаки

1

 

14

«Какие бывают пешеходные переходы».

1

 

15

Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы».

1

 

16

Дорожные знаки

1

 

17

Нас увидят в сумерках

1

 

18

Мы переходим улицу

1

 

19

«Как мы будем переходить улицу».

1

 

20

Перекрёсток

1

 

21

Сигналы машин

1

 

22

Остановка транспорта

1

 

23

Мы- пассажиры

1

 

24

Сюжетная игра «В трамвае».

1

 

25

Мы едем на дачу

1

 

26

Опасные ситуации

1

 

27

«Почему нельзя общаться с чужими людьми?».

1

 

28

Сюжетная игра «Поедем к маме...».

1

 

29

Проверим себя

1

 

30

Несчастный случай

1

 

31

Игра «Поможем кукле».

1

 

32

Ролевая игра «В кабинете врача».

1

 

33

Проверим себя

1

 

 

Итого

34

 

 

2 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж.               ТБ на занятиях.     Загадки о средствах передвижения

1

 

2

О транспорте

1

 

3

Ролевая игра «Международная выставка транспорта».

1

 

4

Дорога

1

 

5

«Какие бывают дороги».

1

 

6

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

1

 

7

Дорога за городом

1

 

8

Части дороги

1

 

9

Дорожные знаки

1

 

10

«Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

1

 

11

Внимание! Опасность!

1

 

12

«Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?».

1

 

13

Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».

1

 

14

«Осторожно, опасность!»

1

 

15

Мы здесь живём

1

 

16

Будем уважать людей!

1

 

17

Мы- пешеходы

1

 

18

Дидактическая игра «Найдём знаки».

1

 

19

Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

1

 

20

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра».

1

 

21

Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

1

 

22

Мы - пешеходы

1

 

23

Перекрёсток

1

 

24

Регулировщик

1

 

25

Мы-пассажиры

1

 

26

Дидактическая игра «Найдём знаки».

1

 

27

Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе».

1

 

28

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай»

1

 

29

Мы-пассажиры

1

 

30

Будем уважать родителей

1

 

31

Мы едем на машине

1

 

32

Мы покупаем велосипед

1

 

33

Ролевая игра «Мы выбираем велосипед»

1

 

34

Проверим себя

1

 

 

 Итого

34

 

 

3 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж.  ТБ на занятиях.    

1

 

2

Что такое опасность

1

 

3

Что такое ДТП?

1

 

4

Виды транспорта

1

 

5

Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее»

1

 

6

«Какие бывают дороги».

1

 

7

Словесная игра «Угадай по описанию».

1

 

8

Дорожное движение

1

 

9

Перекрёсток и автомагистраль

1

 

10

Дорожные знаки

1

 

11

Игра «Выставка дорожных знаков»

1

 

12

Классификация знаков дорожного движения

1

 

13

Регулировщик

1

 

14

Правила для пешеходов

1

 

15

«Правила знаем — бед избегаем!».

1

 

16

Ролевая игра «Узнаём знаки». Будем уважать людей!

1

 

17

Игра «Рассказ регулировщика».

1

 

18

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты».

1

 

19

«Мы знаем ПДД»

1

 

20

Населённый пункт

1

 

21

Движение на загородном шоссе

1

 

22

Движение в трудных условиях

1

 

23

Жилая зона

1

 

24

Ориентировка на местности

1

 

25

Экскурсия по населённому пункту

1

 

26

Труд водителя

1

 

27

Что такое тормозной путь

1

 

28

Световые сигналы автомобиля

1

 

29

Осторожно, дорога!

1

 

30

В метро

1

 

31

Составление памятки «Правила поведения в метро».

1

 

32

Словесная игра «Кто я?»

1

 

33

Обобщающий урок

1

 

34

Проверим себя

1

 

 

Итого

34

 

 

4 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж. ТБ на занятиях.    

1

 

2

Будем себя беречь

1

 

3

Ролевая игра «Опасная встреча».

1

 

4

Транспорт. Пассажирский транспорт

1

 

5

Игра-соревнование «Транспорт».

1

 

6

Дидактическая игра «Да и нет».

1

 

7

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД».

1

 

8

Правила дорожного движения

1

 

9

Дорожно-транспортные происшествия

1

 

10

Дорожные знаки

1

 

11

Дидактическая игра «Наведём порядок в городе».

1

 

12

Дорога.

1

 

13

Дидактическая игра «Строим дорогу».

1

 

14

Движение транспорта

1

 

15

Практическая работа «Выберем правильный маршрут».

1

 

16

Как перевозят людей

1

 

17

Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

1

 

18

Рядом с железной дорогой

1

 

19

Населённый пункт

1

 

20

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

1

 

21

«Что мы видели на экскурсии».

1

 

22

Рисование дорожных знаков и рассказ о них. 

1

 

23

Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД».

1

 

24

Опасный случай

1

 

25

«Как ситуация может превратиться в опасную?»

1

 

26

Необычные пешеходы и водители

1

 

27

«Как мы можем помочь людям-инвалидам?».

1

 

28

Мы изучаем свой район

1

 

29

Экскурсия по микрорайону.

1

 

30

Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.

1

 

31

Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД».

1

 

32

Экскурсия.

1

 

33

Обобщающий урок

1

 

34

Проверим себя

1

 

 

Итого

34

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также