Для полноценной и глубокой работы Медицинского класса, созданного в нашей школе, используются разносторонне направленные дополнительные занятия в формате кружков, внеурочной деятельности и выездных мероприятий, организованных ВУЗами партнёрами. В области географических познаний я предложила и веду элективный курс Медицинская география". Предлагаю Рабочую программу.Печатный материал.
РП медицинская ГЕО 10 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДО по курсу «Медицинская география», 10г класс.
3 часа в неделю.
Пояснительная записка
4.2.1 Программы:
Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (79 классы) / Сборник нормативных документов:
География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные
программы по географии. – М.: Дрофа, 2008.
Баринова И.И., Дронов В.П. География России. 89
классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 611 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М; Просвещение 2011г
Программа факультативного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10 класса. Данная программа является фактически
введением в медицинскую географию и создана на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля
(авторы Т.В. Кучер и Т.К. Беляева).
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения
4.2.2. Цели. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту,
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Задачи:
? обучение и воспитание географически грамотных граждан, готовых к осознанному выбору профессии.
? Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
? Развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера –
межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
? Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию
географического характера по данному курсу. 4.3. Общая характеристика учебного курса
Данный факультативный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке
медицины и географии; знакомит учащихся с методами медикогеографических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в
улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и
болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это
нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача.
Цель программы – раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а
также познакомить учащихся с медикогеографическими исследованиями.
Медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические,
химические, физические, социальноэкономические и другие знания.
Содержание курса «Медицинская география» предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников
информации, знакомит учащихся с медикогеографическим картографированием, дает представление о комплексном медикогеографическом
изучении территории, медикогеографическом описании, медицинской статистике.
Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география,
биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний.
Курс «Медицинская география» в 10 классе 3 часа в неделю, всего 102 часа в год
4.4 Место учебного курса в учебном плане
4.5 Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В результате изучения курса «Медицинская география» учащиеся получат дальнейшее развитие личностных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий, учебных и общепользовательских компетенций. В ходе изучения предмета у учащихся будут
заложены основы формальнологического мышления, рефлексии, основы формирования способности и готовности к освоению систематических
знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению социально значимых
проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации.
4.7 Содержание тем курса Введение (1 час).
Лекция. Что такое медицинская география?
Основные этапы становления и формирования медицинской географии, формирование медикогеографических представлений в истории
человечества.
Тема 1. Формирование медикогеографических представлений (4 часа).
Лекции 1. Этапы развития медицинской географии.
Семинар 1. Становление медицинской географии в России.
Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.
Этапы развития медицинской географии: развитие медицины в Древней Греции, наследие Гиппократа; первые медикогеографические
представления, сформулированных Страбоном; лекарствоведениие в Древнем Риме; развитие медикогеографических представлений в средние века,
массовое распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), развитие арабской медицины, роль окружающей среды в возникновении заболеваний и
поддержании здоровья в трудах Ибн Сина(Авиценны). Вопросы о становлении отечественной медицинской географии; о первой программе медико
географического описания местности в России и за рубежом, составленной П. З. Кондоиди; о военномедицинской географии и нозогеографии; о
вкладе в развитие медицинской географии Н. И. Пирогова, А. И. Воейкова, С. П. Боткина, М. Л. Мудрова, И. М. Сеченова.
Тема 2. Методы медикогеографических исследований
(4 час).
Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?
Учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер
содержания медицинской географии и методов ее исследования. Любое медикогеографическое исследование включает медикогеографическое
описание, медикогеографическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медикогеографического подхода.
Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с последовательностью их применения.
Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (6 часа).
Лекция 1. Понятие о природных и социальноэкономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели
здоровья. Нозогеография.
Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Семинар 2.Социальноэкономические факторы.
В теме 3. раскрываются понятия «природные факторы» и «социальноэкономические факторы» в медицинской географии; раскрывается
практическое значение медикогеографической оценки в возможности осуществления медикогеографического прогноза территорий; объясняются
противоположность и взаимосвязь понятий «здоровье» и «болезнь», дается определение, записанное в Уставе Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья, на основе которых формируется здоровье отдельного индивидуума.
Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социальноэкономическими факторами (6 часа).
Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость.
Семинар 1. Тропические болезни. Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различиях по охвату территории. Раскрывается сущность
учения о природной очаговости болезней, вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней»,
от чего зависят его границы; с примерами природноочаговых заболеваний, рассматриваются такие понятия, как «трансмиссивные болезни»,
«зоонозы», «токсины» и др.
Знания о болезнях, выделенных в основном по географическому признаку; болезнях, вызываемых ядовитыми животными (кишечнополостными,
членистоногими, змеями); миазы; о болезнях, вызываемых ядовитыми растениями; об аллергических болезнях и их зависимости от
метеоклиматических условий территорий, об аллергических заболеваниях как серьезной социальноэкономической и экологической проблеме в
странах с высоким уровнем развития промышленности.
Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (6 часа).
Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма. Фитотерапия.
Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Особое внимание уделяется значению природной среды в укреплении здоровья человека, раскрывается понятие «рекреационные ресурсы»,
рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов:
бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии.
Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности) (3 час).
Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние
здоровья населения по последним данным.
Итоговые занятия (4 час).
Защита проектов, рефератов, презентаций.
Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?
4.8 Учебнотематический план
№
п/п
1
Введение
Наименование тем курса
Колво
часов
1
В том числе
семинары,
практикумы
лекции
1 2
3
4
5
6
7
8
Формирование медикогеографических представлений
Методы медикогеографических исследований
Факторы окружающей человека среды и его здоровье
Болезни, вызываемые природными и социальноэкономическими
факторами
Лечебные и рекреационные ресурсы
Нозогеография (география болезней, характерных для своей
местности)
Итоговые занятия (Защита проектов, презентаций рефератов)
ИТОГО:
4
4
6
6
6
3
4
34
2
2
3
3
3
1
15
2
2
3
3
3
2
4
19
4.9. Перечень учебнометодического обеспечения
Список литературы:
1. Кучер, Т. В., Беляева, Т. К. Программа курса «Медицинская география» (XI класс) (для школ медицинского профиля) // География в школе. –
1994. – № 2.
2. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение: АО «Московский учебник»,
1996 и позже.
3. Ресурсы Интернета.
4. Алексеев А.И. География России. Хозяйство и географичекие районы. 9 класс– М.: Дрофа, 2002
5. Атлас. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010
6.. Электронные и энциклопедические справочники.
4.10. Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения курса « Медицинская география» ученик должен: знать/понимать
основные этапы становления и формирования медицинской географии, формирование медикогеографических представлений в истории
человечества.;
понятия «природные факторы» и «социальноэкономические факторы» в медицинской географии;
учения о природной очаговости болезней;
эндемические болезни населения своей местности
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений ;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения новых понятий;
составлять: медикогеографическом описание, презентации для итогового занятия;
определять по картам атласа эндемические болезни населения своей местности; рекреационные ресурсы страны и своей Малой родины;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
раскрытия отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомит
учащихся с медикогеографическим картографированием, дает представление о комплексном медикогеографическом изучении территории, медико
географическом описании, медицинской статистике.
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, по
определению и решению экологических проблем своей местности.
Календарнотематическое планирование
По курсу «Медицинская география» в 9ом классе 1 час в неделю 15 часов
( 2е полугодие) № п/п
№
занятия
Тип
занятия
Тема
занятия
Практические
работы
Элементы
обязательного
минимума
Дата
проведения
по плану
Дата
проведени
я
По факту
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
Учебная лекция
Что такое
медицинская
география?
Тема 1. Формирование медикогеографических представлений (3 часа).
Формирование понятий
«медицинская
география»
1.
2.
3.
1.
Учебная лекция
Семинар
Этапы развития
медицинской географии
Становление
медицинской географии
в России.
Семинар
Медицинская география
в ХХ веке
Тема 2. Методы медикогеографических исследований
(1 час).
Учебная лекция
«Ключи» медицинской
географии: что это
такое?
Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (3
часа).
1.
Комбинированный
Понятие
в
о
природных и социально
экономических
факторах
медицинской
географии.
здоровья.
Статистические
показатели здоровья.
Нозогеография.
Факторы
2.
Семинар
Природные факторы.
Адаптация
и
акклиматизация.
выявление взаимосвязи
между факторами
среды и социально
экономическими,
определение факторов
здоровья,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.