РП "Медицинская география" (10 медкласс, география)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для полноценной и глубокой работы Медицинского класса, созданного в нашей школе, используются разносторонне направленные дополнительные занятия в формате кружков, внеурочной деятельности и выездных мероприятий, организованных ВУЗами партнёрами. В области географических познаний я предложила и веду элективный курс Медицинская география". Предлагаю Рабочую программу.Печатный материал.
Иконка файла материала РП медицинская ГЕО 10 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДО по курсу «Медицинская география», 10г класс. 3   часа в неделю. Пояснительная записка 4.2.1     Программы: Примерная программа основного общего образования по географии  «География России» (7­9  классы) / Сборник нормативных документов:      ­ География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные  программы по географии. – М.: Дрофа, 2008.      ­ Баринова И.И., Дронов В.П. География России. 8­9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6­11 классы.     – М.: Дрофа, 2009.      ­Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Основная школа. М; Просвещение 2011г     ­ Программа факультативного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10 класса. Данная программа является фактически  введением в медицинскую географию и создана на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля  (авторы Т.В. Кучер и Т.К. Беляева). • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения 4.2.2.   Цели. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей: и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие  познавательных интересов,  интеллектуальных  и творческих  способностей в процессе  наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание  любви  к своей  местности,  своему региону,  своей  стране, взаимопонимания  с другими  народами;  экологической  культуры, позитивного отношения к окружающей среде; •   формирование   способности   и   готовности  к   использованию   географических   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни,   сохранению окружающей среды и социально­ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Задачи:   ?        обучение и воспитание географически грамотных граждан, готовых к осознанному выбору профессии. ?        Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам; ?         Развитие   познавательного   интереса   учащихся   к   приобретающим   все   большее   звучание   проблемам   социального   характера   – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии; ?         Вооружение   учащихся   специальными   и   общеучебными   знаниями,   позволяющими   им   самостоятельно   добывать   информацию географического характера по данному курсу.4.3.     Общая характеристика учебного курса Данный факультативный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико­географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни. В содержании современных школьных программ по географии практически   не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача. Цель программы – раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико­географическими исследованиями.  Медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально­экономические и другие знания. Содержание курса «Медицинская география» предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации,   знакомит   учащихся   с   медико­географическим   картографированием,   дает   представление   о   комплексном   медико­географическом изучении территории, медико­географическом описании, медицинской статистике. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний. Курс «Медицинская география» в  10 классе ­3 часа в неделю, всего 102 часа в год  4.4    Место учебного курса в учебном плане 4.5    Ценностные ориентиры содержания учебного курса В   результате   изучения   курса   «Медицинская   география»   учащиеся   получат   дальнейшее   развитие   личностных,   коммуникативных   и познавательных универсальных учебных действий, учебных и общепользовательских компетенций. В ходе изучения   предмета у учащихся будут заложены   основы  формально­логического   мышления,  рефлексии,   основы  формирования  способности  и  готовности  к освоению  систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению социально значимых проблем и воплощение решений в практику; способности к самоорганизации. 4.7    Содержание тем курсаВведение (1 час). Лекция. Что такое медицинская география? Основные этапы становления и формирования медицинской географии,  формирование медико­географических представлений в истории  человечества. Тема 1. Формирование медико­географических представлений (4 часа). Лекции 1.  Этапы развития медицинской географии. Семинар 1. Становление медицинской географии в России. Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.   Этапы  развития   медицинской   географии:  развитие   медицины   в   Древней   Греции,   наследие   Гиппократа;   первые   медико­географические представления, сформулированных Страбоном; лекарствоведениие в Древнем Риме; развитие медико­географических представлений в средние века, массовое распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), развитие арабской медицины, роль окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина(Авиценны). Вопросы о становлении отечественной медицинской географии; о первой программе медико­ географического описания местности в России и за рубежом, составленной П. З. Кондоиди; о военно­медицинской географии и нозогеографии; о вкладе в развитие медицинской географии Н. И. Пирогова, А. И. Воейкова, С. П. Боткина, М. Л. Мудрова, И. М. Сеченова. Тема 2. Методы медико­географических исследований  (4 час). Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое? Учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер  содержания медицинской географии и методов ее исследования. Любое медико­географическое исследование включает медико­географическое  описание, медико­географическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медико­географического подхода.  Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с последовательностью их применения. Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (6 часа). Лекция 1. Понятие о природных и социально­экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография. Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация. Семинар 2.Социально­экономические факторы. В   теме   3.     раскрываются   понятия   «природные   факторы»   и   «социально­экономические   факторы»   в   медицинской   географии;   раскрывается практическое значение медико­географической оценки в возможности осуществления медико­географического прогноза территорий; объясняются противоположность   и   взаимосвязь   понятий   «здоровье»   и   «болезнь»,   дается   определение,   записанное   в   Уставе   Всемирной   Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья, на основе которых формируется здоровье отдельного индивидуума. Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально­экономическими факторами (6 часа). Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость. Семинар 1. Тропические болезни.Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни. Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различиях по охвату территории. Раскрывается сущность учения о природной очаговости болезней, вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней», от   чего   зависят   его   границы;   с   примерами   природноочаговых   заболеваний,   рассматриваются   такие   понятия,   как   «трансмиссивные   болезни», «зоонозы», «токсины» и др.  Знания о болезнях, выделенных в основном по географическому признаку; болезнях, вызываемых ядовитыми животными (кишечнополостными,  членистоногими, змеями); миазы; о болезнях, вызываемых ядовитыми растениями; об аллергических болезнях и их зависимости от  метеоклиматических условий территорий, об аллергических заболеваниях как серьезной социально­экономической и экологической проблеме в  странах с высоким уровнем развития промышленности. Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (6 часа). Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма. Фитотерапия. Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха. Особое   внимание   уделяется   значению   природной   среды   в   укреплении   здоровья   человека,   раскрывается   понятие   «рекреационные   ресурсы», рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии. Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности)  (3 час). Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам. Рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние  здоровья населения по последним данным. Итоговые занятия (4 час). Защита проектов, рефератов, презентаций. Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь? 4.8 Учебно­тематический план № п/п 1 Введение Наименование тем курса Кол­во часов 1 В том числе семинары, практикумы лекции 12 3 4 5 6 7 8 Формирование медико­географических представлений Методы медико­географических исследований Факторы окружающей человека среды и его здоровье Болезни, вызываемые природными и социально­экономическими факторами Лечебные и рекреационные ресурсы Нозогеография (география болезней, характерных для своей  местности)  Итоговые занятия (Защита проектов, презентаций рефератов) ИТОГО: 4 4 6 6 6 3 4 34 2 2 3 3 3 1 15 2 2 3 3 3 2 4 19 4.9.      Перечень учебно­методического обеспечения Список литературы: 1. Кучер, Т. В., Беляева, Т. К. Программа курса «Медицинская география» (XI класс) (для школ медицинского профиля) // География в школе. – 1994. – № 2. 2. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996 и позже. 3. Ресурсы Интернета. 4. Алексеев А.И. География России. Хозяйство и географичекие районы. 9 класс– М.: Дрофа, 2002 5. Атлас. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 6.. Электронные и энциклопедические справочники. 4.10.   Планируемые результаты изучения предмета  В результате изучения  курса « Медицинская география» ученик должен:знать/понимать основные   этапы   становления   и   формирования   медицинской   географии,     формирование   медико­географических   представлений   в   истории человечества.; понятия «природные факторы» и «социально­экономические факторы» в медицинской географии; учения о природной очаговости болезней; эндемические болезни населения своей местности уметь  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений ; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения новых понятий; составлять: медико­географическом описание, презентации для итогового занятия; определять по картам атласа эндемические болезни населения своей местности; рекреационные ресурсы страны и своей Малой родины;         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­   раскрытия отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомит учащихся с медико­географическим картографированием, дает представление о комплексном медико­географическом изучении территории, медико­ географическом описании, медицинской статистике. ­    решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению,  по  определению и решению экологических проблем своей местности. Календарно­тематическое планирование  По курсу «Медицинская география»  в 9­ом классе 1 час в неделю ­15 часов  ( 2­е полугодие)№ п/п № занятия Тип  занятия Тема занятия Практические работы Элементы обязательного минимума Дата проведения по плану Дата проведени я По факту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Учебная лекция Что такое медицинская география? Тема 1. Формирование медико­географических представлений (3 часа). Формирование понятий «медицинская география»   1.  2. 3.  1. Учебная лекция Семинар Этапы развития медицинской географии Становление медицинской географии в России. Семинар Медицинская география в ХХ веке Тема 2. Методы медико­географических исследований  (1 час). Учебная лекция «Ключи» медицинской географии: что это такое? Тема   3.  Факторы   окружающей   человека   среды   и   его   здоровье  (3 часа). 1. Комбинированный Понятие     в о природных и социально­ экономических факторах медицинской географии. здоровья. Статистические показатели   здоровья. Нозогеография.   Факторы  2. Семинар Природные   факторы. Адаптация   и акклиматизация. выявление взаимосвязи  между факторами среды и социально­ экономическими, определение факторов здоровья,