Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы», авторы: М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)
Учебник «Русский язык. 9 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,
А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. Научн. рук. Н.М. Шанский . М., «Просвещение», 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного курса (102 часа)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)
Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи)
на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с
союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Учебно-тематический план уроков русского языка в 9 классе
(102 часа в год, 3 часа в неделю)
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ |
Раздел |
Количество часов, включая часы на развитие речи. |
Контрольные работы |
Сочинения |
Изложения |
|
|||
1. |
Введение. |
1 час |
- |
- |
- |
|
|||
2. |
Повторение изученного в 5-8 классах. |
10+3 |
1 |
1 |
1 |
|
|||
3. |
Сложное предложение. Культура речи. |
10+2 |
1 |
2 |
- |
|
|||
4. |
Сложносочинённые предложения |
5+2 |
- |
1 |
- |
|
|||
5. |
Сложноподчинённые предложения |
5+2 |
- |
1 |
- |
|
|||
6. |
Основные группы сложноподчиненных предложений |
26+2 |
3 |
1 |
1 |
|
|||
7. |
Бессоюзные сложные предложения |
10+2 |
1 |
- |
1 |
|
|||
8. |
Сложные предложения с различными видами связи |
10+2 |
2 |
- |
1 |
|
|||
9. |
Повторение и систематизация изученного в классах 8+2 ч - 1 |
- |
|
|
|
||||
|
Итого 102часа из них 8 6 |
4 |
|
|
|
||||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9а классе (3 часа в неделю) по кчебнику Л. А. Тростенцовой, , Т.А.Ладыженской на 2020/2021 учебны год.
№ урока |
Наименование разделов и тем.
|
Кол-во часов |
Дата проведения. |
|
|||||||||
План. |
Факт. |
|
|||||||||||
Введение.(1 час) |
|
||||||||||||
1. |
Международное значение русского языка. |
1 |
04.09. |
|
|
||||||||
Повторение изученного в 5-8 классах.(10+3) |
|
|
|||||||||||
2. |
Устная и письменная речь. |
1 |
06.09. |
|
|
||||||||
3. |
Монолог, диалог. |
1 |
07.09 |
|
|
||||||||
4. |
Стили речи. |
1 |
11.09. |
|
|
||||||||
5 |
Простое предложение и его грамматическая основа. |
1 |
13.09. |
|
|
||||||||
6 |
Простое предложение и его грамматическая основа. |
1 |
15.09. |
|
|
||||||||
7 |
Предложения с обособленными членами. |
1 |
18.09. |
|
|
||||||||
8 |
Предложения с обособленными членами. . |
1 |
20.09. |
|
|
||||||||
9 |
Диагностическая работа по теме «Повторение изученного в 8 классе». |
1 |
22.09. |
|
|
||||||||
10 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
1 |
25.09. |
|
|
||||||||
11 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
1 |
27.09. |
|
|
||||||||
12 |
Способы сжатого пересказа текста. |
1 |
29.09. |
|
|
||||||||
13 |
Подготовка к ОГЭ. Подготовка к сжатому изложению. |
1 |
02.10 |
|
|
||||||||
14 |
Сжатое изложение в формате ОГЭ. |
1 |
04.10 |
|
|
||||||||
Сложное предложение. Культура речи (10+2) |
|
||||||||||||
15 |
Понятие о сложном предложении. |
1 |
06.10 |
|
|
||||||||
16 |
Понятие о сложном предложении. |
1 |
09.10 |
|
|
||||||||
17 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Задание 2 ОГЭ. |
1 |
11.10 |
|
|
||||||||
18 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
1 |
13.10 |
|
|
||||||||
19 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
1 |
16.10 |
|
|
||||||||
20 |
Р.р. Подготовка к ОГЭ. Обучающее сжатое изложение |
1 |
18.10 |
|
|
||||||||
21 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Задание 2 ОГЭ. |
1 |
20.10 |
|
|
||||||||
22 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Задание 2 ОГЭ. |
1 |
23.10 |
|
|
||||||||
23 |
Диагностическая работа в формате ОГЭ. |
1 |
25.10 |
|
|
||||||||
25 |
Р.р.Подготовка к сочинению-рассуждения на лингвистическую тему. |
2 |
27.10 2.11 |
|
|
||||||||
26 |
Р.рСочинение-рассуждение в формате ОГЭ. |
1 |
4.11 |
|
|
||||||||
Сложносочинённые предложения (5+2) |
|
|
08.11 |
||||||||||
27 |
Понятие о сложносочиненном предложении. |
1 |
6.11 |
|
|
||||||||
28 |
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. |
1 |
9.11 |
|
|
||||||||
29 |
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. |
1 |
11.11 |
|
|
||||||||
30 |
Сложносочиненные предложения с противительными
союзами. |
1 |
13.11 |
|
|
||||||||
31 |
Разделительные знаки препинания между частями ССП.
|
1 |
16.11 |
|
|
||||||||
32 |
Подготовка к сочинению –рассуждения на лингвистическую тему. |
1 |
18.11 |
|
|
||||||||
33С |
Сочинение- –рассуждение в формате ОГЭ. |
1 |
24.11 |
|
|
||||||||
Сложноподчинённые предложения (5+2) |
|
||||||||||||
34 |
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении |
1 |
27.11 |
|
|
||||||||
35 |
|
1 |
29.11 |
|
|
||||||||
36 |
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. |
1 |
01.12 |
|
|
||||||||
37 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. |
1 |
04.12 |
|
|
||||||||
38 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Задание 2 ОГЭ. |
1 |
06.12 |
|
|
||||||||
39 |
Подготовка к сочинению –рассуждения на лингвистическую тему. |
1 |
08.12 |
|
|
||||||||
40С |
Сочинение- –рассуждение в формате ОГЭ. |
1 |
11.12 |
|
|
||||||||
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2) |
|
|
|||||||||||
41 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными определительными. |
1 |
13.12 |
|
|
||||||||
42 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными определительными. |
1 |
15.12 |
|
|
||||||||
43 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными изъяснительными. |
1 |
18.12 |
|
|
||||||||
44 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными изъяснительными. |
1 |
20.12 |
|
|
||||||||
45Д |
Диагностическая работа в формате ОГЭ. |
1 |
22.12 |
|
|
||||||||
46 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными обстоятельственными. |
1 |
25.12 |
|
|
||||||||
47 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными времени и места. |
1 |
10.01 |
|
|
||||||||
48 |
СПП с придаточными времени и места. |
1 |
12.01 |
|
|
||||||||
49 |
Подготовка к ОГЭ. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений |
1 |
15.01 |
|
|
||||||||
50И |
Сжатое изложение .Задание 1 ОГЭ. |
1 |
17.01 |
|
|
||||||||
51 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. |
1 |
19.01 |
|
|
||||||||
52 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. |
1 |
22.01 |
|
|
||||||||
53 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. |
1 |
24.01 |
|
|
||||||||
54 |
Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. |
1 |
26.01 |
|
|
||||||||
55Д |
Подготовка к диагностической работе по теме «СПП» |
1
|
29.01 |
|
|
||||||||
56 |
Диагностическая работа по теме «СПП» |
1 |
31.01 |
|
|
||||||||
57 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. .Задание 3 ОГЭ. |
1 |
02.02 |
|
|
||||||||
58 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. . Задание 3 ОГЭ. |
1 |
05.02 |
|
|
||||||||
59 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. |
1 |
07.02 |
|
|
||||||||
60 |
Диагностическая работа по теме «Виды придаточных предложений» |
1 |
09.02 |
|
|
||||||||
61 |
Р.р.Обучающее сочинение-рассуждение |
1 |
12.02 |
|
|
||||||||
62 |
Р.р.Обучающее сочинение-рассуждение |
1 |
14.02 |
|
|
||||||||
63 |
Подготовка к ОГЭ. Задания 2-3. |
1 |
16.02 |
|
|
||||||||
64 |
Подготовка к ОГЭ. Задания 2-3. |
1 |
19.02 |
|
|
||||||||
65 |
Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему |
1 |
21.02 |
|
|
||||||||
66 |
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» |
1 |
23.02 |
|
|
|
|||||||
67 |
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» |
1 |
26.02 |
|
|
||||||||
68Д |
Диагностическая работа в формате ОГЭ. Задание 3 |
1 |
28/02 |
|
|
||||||||
Бессоюзные сложные предложения (10+2) |
|
|
|||||||||||
69 |
Понятие о БСП. Интонация в БСП. |
1 |
02.03 |
|
|
||||||||
70 |
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. |
1 |
05.03 |
|
|
||||||||
71 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. |
1 |
07.03 |
|
|
||||||||
72 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. |
1 |
09.03 |
|
|
||||||||
73 |
Сжатое изложение с дополнительным заданием |
1 |
12.03 |
|
|
||||||||
74И |
Сжатое изложение с дополнительным заданием |
1 |
|
|
|
||||||||
75 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. |
1 |
14.03 |
|
|
||||||||
76 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. |
1 |
16.03 |
|
|
||||||||
77 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. |
1 |
19/03 |
|
|
||||||||
78 |
Повторение и обобщение изученного. |
1 |
21.03 |
|
|
||||||||
79Д |
Диагностическая работа в формате ОГЭ. Часть 2. |
1 |
23.03 |
|
|
||||||||
80 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
02.04 |
|
|
||||||||
Сложные предложения с различными видами связи (10+2) |
|
||||||||||||
81 |
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. |
1 |
04.04 |
|
|
||||||||
82 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 |
18.04 |
|
|
||||||||
83 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 |
20.04 |
|
|
||||||||
84Д |
Диагностическая работа по теме «СПП с разными видами связи» |
1 |
23.04 |
|
|
||||||||
85 |
Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. |
1 |
25.04 |
|
|
||||||||
86 |
Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. |
1 |
27.04 |
|
|
||||||||
87 |
Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение (текст из открытого банка ФИПИ)
|
1 |
30.04 |
|
|
||||||||
88И |
Сжатое изложение в Формате ОГЭ. Задание 1. |
1 |
02.05 |
|
|
||||||||
89 |
Публичная речь. |
1 |
03.05 |
|
|
||||||||
90 |
Повторение и закрепление изученного. |
1 |
04.05 |
|
|
||||||||
91 |
Подготовка к пробному ОГЭ. Разбор заданий тестовой части. |
1 |
8/05 |
|
|
||||||||
92Д |
Пробный экзамен в формате ОГЭ |
1 |
10.05 |
|
|
||||||||
Повторение и систематизация изученного в классах (8+2 ч) |
|
||||||||||||
93 |
Фонетика и графика. |
1 |
10.05 |
|
|
||||||||
94 |
Лексикология (лексика) и фразеология. |
1 |
11.05 |
|
|
||||||||
95 |
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. |
1 |
12.05 |
|
|
||||||||
96С |
Сочинение на лингвистическую тему. |
1 |
14.05 |
|
|
||||||||
97 |
Морфемика. |
1 |
15.05 |
|
|
||||||||
98 |
Словообразование |
1 |
17.05 |
|
|
||||||||
99 |
Морфология. |
1 |
18.05 |
|
|
||||||||
100 |
Синтаксис. Способы передачи чужой речи. |
1 |
19.05 |
|
|
||||||||
101 |
Орфография. Пунктуация. |
1 |
23.05 |
|
|
||||||||
102 |
Итоговый урок |
1 |
25.05 |
|
|
||||||||
Учебно-методические средства обучения
Рекомендуемая литература для учащихся
Основная литература
1. Л.А.Тростенцова, Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2017.
Дополнительная литература
1. Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 9 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
2. Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2012.
4. Поникарова Л.А. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях (сложное предложение). Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
5 . Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.
Школьные словари русского языка
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
2. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
4. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
5. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
6. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
7. Скорлуповская К. Н., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.: Просвещение, 2000.
Литература для учителя
1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – М.: Дрофа, 2004.
3.Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
4 .Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс. / авт.-сост. Т.М.Амбушева. Волгоград, 2010
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 класса
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5—9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшей литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от
норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить
текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи
предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять
значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
- МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание программы учебного курса (102 часа)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)
Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи)
на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с
союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.