Урок русского языка в 7 классе № 61-62
Тема: Р.р. №13. Комплексная работа над текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Р.р. № 14. Сочинение-рассуждение
Цель урока:
Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
Задачи урока:
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Когда человек испытывает радость?
- О каком чувстве мы сегодня поговорим?
- Запишите число.
Прочитайте, какая у нас сегодня тема урока: Сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?»
-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать цели урока).
II Этап актуализации знаний.
-А сейчас, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Только после того, как вы ответите на мои вопросы, я вас попрошу открыть глаза.
- Какие ассоциации возникают у вас?
- На что похоже счастье?
1 Чтение Стихотворения Э.Асадова
Что такое счастье?
Что же
такое счастье?
Одни говорят: — Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.
Другие
верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи
считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью
четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть
такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье,
по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
2 Работа в группах:
1 –я группа дает толкование слову счастье по словарю Д.Ожегова;
2-я группа подбирает однокоренные слова к слову счастье, делают морфемный разбор;
3-я группа составляет предложение со словом счастье.
3.Учитель: Много пословиц и поговорок существует в устном народном творчестве о счастье. Давайте приведем примеры.
Учащиеся называют пословицы о счастье (примеры)
Счастье не подкова, под ногами не найдешь.
Не потрудишься, не помучишься - счастья не узнаешь
Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается
Несчастья приходят попарно
Счастье и несчастье на одном коне ездят.
Беды кульем валятся, а счастье золотниками.
Счастье пашет, счастье сеет, счастье жнет урожай.
Счастье. Торе, неудача. Несчастье
Счастье умудряет сердце.
Счастье, судьба, случай.
Счастье приходит в дом, где слышен смех.
Когда счастье приходит - не спрашивай, кто идёт
Ленивый лежит без дела, а все-таки счастье его увеличивается
Волка видеть - счастье, а не видеть - еще большее счастье
Счастье в сундуке под замком, ключ в небесах, далеко
Мудрость - помощник счастью
Если счастливый к голым скалам пойдет, те зазеленеют.
Несчастье может случиться и, когда дома сидишь.
4. Теперь давайте познакомимся с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
В.Г. Бахмутов.
5. Работа с текстом.
1. Повторение теоретических знаний о тексте.
-Назовите основные признаки текста.
· информативность
· завершённость
· связность
· цельность
· стилевое единство
-Какую информацию содержит любой текст?
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
- О чём этот текст?
- Что стало счастьем для героя рассказа?
- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?
6.Чтение наизусть стихотворения « Вся жизнь на радугу похожа…»
Вся жизнь на радугу похожа:
На каждый день отдельный цвет,
На каждый день свои рассветы,
И свой вопрос и свой ответ...
...И вновь берём руками краски,
И вновь подкрашиваем день,
Чтоб в нём сбылись мечты и сказки,
Чтоб не упала грусти тень...
7. Формулировка проблемы
- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Давайте теперь отберем информацию, необходимую для написания сочинения.
Первым к чему мы приступим к формулированию одной из проблем, поставленных автором текста.
- Для начала давайте повторим, что такое проблема?
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
- Так какую же проблему поднимает автор?
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ.
8. Составление комментария проблемы.
-Теперь давайте обратимся к комментарию проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?
-Что значит прокомментировать проблему?
Справка.
Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема?
- В чем актуальность этой проблемы в наши дни?
- Почему именно эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему?
- Для чего он это делает?
- Как сам автор относится к этой проблеме?
Запишем свои комментарии и выводы в тетрадь.
Категории (виды) проблем:
· философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
· социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
· политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
· экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
· нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.
9. Формулировка авторской позиции
-Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
10. Аргументация собственного мнения.
А что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка.
1. Жизненный опыт
· Реальные факты из жизни окружающих.
· Собственные наблюдения и выводы.
· Традиционно-исторический опыт
2. Читательский опыт
· Художественная литература
· Историческая литература
· Научно-популярная литература
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать?
- Задайте себе вопрос: «Счастливы ли вы?»
-Что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым?
11. Чтение конца рассказа Бахмутова.
- Давайте послушаем, как Бахмутов раскрывает свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Подумайте, прав ли писатель?
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
Вывод: Автора текста Владимира Бахмутова, как и
многих из нас, привлекает тема о счастье. Ведь многие имеют представление о
нём. Но о настоящем счастье не все задумываются.
В тексте поднимаются проблемы досягаемости счастья, и так ли просто его
получить на самом деле? В чём секрет счастья? Кто или что может сделать
человека счастливым? Тот ли успех в наших мечтах? Именно эти вопросы волнуют
В.Бахмутова.
12.Обобщающие выводы.
- С каким образом принято ассоциировать счастье?
Чтение стихотворения О. Бондаренко «Счастье похоже на вольную птицу»
- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
13. Поведение итого урока
Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Домашнее задание: составить план, черновик сочинения.
2-й урок – написание сочинения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.