Р.р. №8-9 .Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182)

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 49-50.Р.р. №8-9 .Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».docx

Урок русского языка в 7 классе № 49-50

Тема: Р.р. №8-9 .Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень»

( упр. 181, 182)

Цели: развивать навыки устной и письменной речи, совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников,обогащать активный словарь учеников описательной лексикой, совершенствовать орфографические навыки, воспитывать положительно-направленные нравственные качества личности – упорство, трудолюбие, идентичность с российской культурой.

Методические приемы, основные виды деятельностипоиск, анализ, преобразование информации, беседа по вопросам, работа с текстом, устное описание картины, анализ языкового материала, сочинение по картине.

Предметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование умения строить монологическое высказывание по картине, формирование умения создавать собственное высказывание, обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения точно употреблять слова для выражения своих мыслей и чувств;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, выбирать правильные речевые средства в диалоге;

Познавательные УУД: воспринимать смысл художественного текста и картины, формировать умение образно воспринимать объекты на картине, выделять нужную информацию в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные УУД: формировать чувство гордости за свою Родину, ее традиции; формировать представление о красоте родной природы на основе художественных текстов и картин.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, доска, тетрадь.

Ход урока

1.                                 Оргмомент.

2.                                 Опрос д.з. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида).

- Буквы мы складываем в слова, слова – в предложения, из предложений мы создаём тексты. Кто из вас предположит, чем мы с явами будем заниматься на уроке? (Развитием речи)

Приём «Ожидание».

Учитель: Продолжите мою мысль «СЕГОДНЯШНИЙ УРОК НАУЧИТ МЕНЯ…»

(аргументировать, высказывать собственные суждения по теме урока; рассказывать о содержании картины…)

II. Подготовка к сочинению по картине.

Актуализация опорных знаний. Орфпрактикум.

Букет сирени, переливы цветов, розово-лиловая палитра цветов, цветочное облако, великолепие сиреневой пены, источают нежный аромат.

-Графически обозначьте орфограммы.

-Вам знакомы эти словосочетания?

-В каком сочинении мы их использовали?

Вывод: «Эти слова мы использовали при написании сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» в 6 классе» или в сочинении-описании.

- Правильно и сегодня мы с вами снова обратимся к живописи.

- А что такое живопись? Живопись-и,ж.1.Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. 2.Произведения этого искусства.

 

Слово учителя.  Прежде всего, познакомимся с художником.

Б.М.Кустодиев - выдающийся русский художник-жанрист, пейзажист, портретист,

театральный декоратор, график, художник-импрессионист

Словарная работа (письменно).

- Художник-импрессионист – это художник, для которого важны впечатления, ощущения, личное.

Он много и упорно работает, самоотверженно, по 12 часов и более в сутки, по 5 часов выстаивает у картины и бесконечно счастлив. Картина для него была живым существом, из-под его кисти выходит полотно за полотном. Он очень торопится, будто не успеет написать всё то, что задумал. Он очень счастлив, потому что любит и любим. В его жизни особое место занимает Юлия Прошинская – воспитанница в небогатой помещичьей семье. Как и Кустодиев, поклоняется театру, рисует, любит живопись. Два художника рисуют её портрет… «Позировать довольно утомительно, но я терпелива…» вспоминает она. Ей больше нравится рисунок Кустодиева – значит художник угадал Юлию, понял её. И она, почувствовав, что мила ему, стала внимательно приглядываться к молодому человеку… «Моя Юлик», Милый Юлик» - так нежно он обращается к ней. А потом пишет портрет молодой жены: удлинённое благородное лицо, глаза преданные, доверяющие, нежные. В саду своих друзей Поленовых Кустодиев нарисовал ещё одну картину «Сирень». Давайте рассмотрим её.

Работа по учебнику, упр.181

Беседа по картине. Детализация восприятия

Работа над языковыми средствами. Заполнение таблицы. Работа с текстом

- Что мы видим на переднем плане?

Молодая стройная женщина, на руках у неё маленькая девочка

- Во что одеты они?

На женщине платье цвета сирени, на девочке такое же платье в полоску по подолу

- Какие чувства испытывает художник?

Приведите аргументы.

Он любит свою жену и дочку. Краски яркие, светлые, излучают солнечный свет

- На фоне чего изобразил их художник?

На фоне высокого куста пышно расцветшей благоухающейсирени

- Что символизирует сирень?

Опишите её

Сирень – символ зарождения жизни Она изумительная, дивная, великолепная, роскошная.

- Что ещё изображено на заднем плане?

Справа бревенчатый крашенный жёлтой краской дом со светлыми окнами

- Что он символизирует?

Достаток, уют, райский уголок, где семье живётся счастливо.

- Что мы испытываем, глядя на полотно?

Радость, восторг, восхищение, щемящую нежность

- Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?

Молодая мать красива, любима, счастлива

- Что нам хочется делать, глядя на картину?

Восхищаться, любоваться.

 

Опорные предложения.

В палисаднике, около дома, на фоне яркой летней зелени и пышно расцветшей сирени – стройная фигура молодой жены художника с крошечной дочкой на руках.

Солнечный свет становится таким же полноправным «героем» картины, как пейзаж и молодая мать с ребенком на руках.

 Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной (1905-1981). Картина написана в 1906 г. Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью. На заднем плане – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени - делают картину еще более душевной.

Физкультминутка.

Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов.

План работы над сочинением. Составление плана.

1. Вступление. Что за картина передо мной? Кто автор? Почему автор обратился к этой теме?

2. Главная часть. Описание самой картины. Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чем и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался... ). Своё впечатление от картины.

Итоги урока.

Домашнее задание: дописать сочинение на черновиках.