В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Рубрика «Невероятное в обычном»
Азот недоступный, но необходимый!
Вероятно, не существует другого такого химического элемента, который
доставил бы человечеству столько хлопот. Необычность ситуации состоит в
том, что запасы молекулярного азота N2 громадны, поскольку это основная
составная часть воздуха, его содержание в земной атмосфере составляет
свыше 78 % (об.), что соответствует 4•1015 т.
Почувствовать масштаб этих запасов можно, если принять во внимание, что в
атмосфере над каждым квадратным километром земной поверхности
находится столько азота, что из него можно получить до 10 млн т аммиака
NH3.
Тем не менее, человечеству нужен не молекулярный азот, а химически
связанный, т.е. входящий в состав различных соединений. Необходимость
связать атмосферный азот, заставить его вступить в химическую реакцию
возникла далеко не сразу.
Заблуждение известного химика
Немецкий химик Юстус Либих в середине XIX в.
возглавлял крупнейшую в Европе научную школу химиков.
Среди его учеников были также видные российские
химики: А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин и др. Основным
направлением его исследований было получение и изучение
новых химических соединений, он впервые описал
хлороформ (1831), уксусный альдегид (1835), открыл
Юстус Либих
(1803–1873)гиппуровую, молочную и другие карбоновые кислоты. Помимо этого он
изучал химизм физиологических процессов, выдвинул химическую теорию
брожения и гниения.
Одна из его работ, доставившая ему много неприятностей, оказалась позже
весьма значимой. Анализируя золу сожженных растений, он установил, что в
ее состав входят калий, фосфор, кальций и другие элементы. Рассуждения
Либиха были просты и логичны: единственный источник этих элементов для
растения – почва, которая постепенно обедняется после многократно
собранных урожаев. Следовательно, нужные элементы необходимо добавлять
в почву для увеличения ее плодородия. Основные взгляды он изложил в книге
«Органическая химия в приложении к земледелию и физиологии» (1840).
Истины, которые нам кажутся совершенно очевидными, вызвали у ряда
ученых резкий протест и возмущение. «Это самая бесстыдная книга из всех,
которые когдалибо попадали мне в руки», – писал о ней профессор ботаники
Тюбингенского университета Г.Моль. «Совершенно бессмысленная книга», –
вторил ему известный немецкий писатель Ф.Рейтер, занимавшийся некоторое
время сельским хозяйством.
Немецкие газеты начали помещать
оскорбительные письма и карикатуры на Либиха и его теорию минерального
питания растений. Ситуация осложнялась тем, что ожидаемой эффективности
калийнофосфорные удобрения, предложенные Либихом, во многих случаях
не показали. Дело в том, что эти удобрения не содержали еще одного очень
важного элемента – азота.
Как вначале полагал Либих, азот растения усваивают из воздуха так же, как
кислород и углерод. К чести Либиха следует сказать, что у него хватило
мужества признать свою ошибку, он сумел ее обнаружить и впоследствии
исправить. Постепенно его взгляды стали общепризнанными, что вскоре
привело к появлению заводов по производству минеральных удобрений.Интересно, что ошибка Либиха была в некоторой степени частичной,
поскольку существуют растения (например, горох, клевер и соя), которые
могут усваивать атмосферный азот с помощью микроорганизмов,
развивающихся на корнях этих растений. Такие бактерии, называемые
азотофиксирующими, умеют в мягких условиях, при обычной температуре и
давлении превращать атмосферный азот в химические соединения.
Естественно, что со временем азотофиксирующие бактерии оказалась в
центре внимания биохимиков, о чем речь впереди.
В канале молнии происходит
реакция азота с кислородом
Второй, не менее важный процесс связывания атмосферного азота – это
электрические разряды в молниях. Каждую секунду по всему миру в землю
ударяют до 100 молний. При высоких температурах в электрическом разряде
(в канале молнии температура достигает 20000 °С) азот взаимодействует с
кислородом воздуха, образуя оксид азота NO, который далее окисляется
атмосферным кислородом до диоксида:
2NO + O2 —> 2NO2.Затем диоксид, соединяясь с водой и солями в почве, переходит в нитриты и
нитраты. Ежегодно молнии дают несколько миллионов тонн азотистых
удобрений – четверть всего образующегося в природе связанного азота.
Именно эти два источника связанного азота – азотофиксирующие бактерии и
молнии – позволяют растениям существовать и развиваться. Кроме того,
опадающие листья и ветви образуют перегной, в котором сохраняется
запасенный растениями азот. Благодаря этому леса могут существовать
неограниченно долго без дополнительных удобрений.
Ситуация меняется, когда урожай вывозят с полей. По приблизительным
подсчетам, ежегодно на земном шаре вместе с сельскохозяйственной
продукцией вывозят около 100 млн т связанного азота. Столь громадный
дефицит не могут восполнить природные процессы, о которых было сказано
выше.
Воздадим должное Юстусу Либиху: история химии ко всем его
многочисленным заслугам причисляет также создание им новой науки –
агрохимии, в основе которой лежит необходимость применения удобрений.