Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей
Оценка 4.8

Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей

Оценка 4.8
docx
06.12.2023
Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей
Ручной труд.docx

Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей

 

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.

Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда.

В таком труде ребенок обнаруживает самую высокую заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — малую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влияние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.

В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал.

В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Мы считаем, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют

: - работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций и сувениров, макетов кукольных комнат;

- работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

 - работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растении; оформление живого уголка);

- работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

 - работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

- работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

При разработке технологии по труду нужно использовать модульное построение содержания её процедурного компонента, что позволит представить её в форме технологической карты.

Технологическая карта – это есть описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Технология включает три организационно-содержательных модуля:

1. Приобщение старших дошкольников к труду.

2. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъектсубъектного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

 3. Организация трудовой предметно – развивающей среды

Индивидуальность старшего дошкольника в трудовой деятельности представляет собой уникальный комплекс свойств психики и личности, а также социально – значимых отличий, позволяющий личности обеспечивать внутреннюю целостность и относительную самостоятельность, активно и творчески проявлять себя в окружающем мире и деятельности.

В структуре индивидуальности старшего дошкольника в трудовой деятельности выделено три компонента:

 -когнитивно-деятельностный;

 -эмоционально - оценочный;

-творческий.

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.

Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.


 

Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей

Ручной труд старших дошкольников как составляющая технология развития индивидуальности детей

При разработке технологии по труду нужно использовать модульное построение содержания её процедурного компонента, что позволит представить её в форме технологической карты

При разработке технологии по труду нужно использовать модульное построение содержания её процедурного компонента, что позволит представить её в форме технологической карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023