«Ручной труд старших дошкольников, как составляющая технология развития индивидуальности детей»

  • Памятки
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье говорится о значимости ручного труда для старших дошкольников. Подробно даётся описание содержания художественного труда, приводятся примеры разработок технологических карт, используемых в работе с детьми. Выделены компоненты трудовой деятельности для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Иконка файла материала статья ручной труд.docx
«Ручной труд старших дошкольников, как составляющая  технология развития индивидуальности  детей» Наталья Николаевна Дубовицкая,  воспитатель МДОУ детский сад  №34 «Звёздочка»  г.Серпухов;        Ручной труд детей представляет собой самостоятельное  изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд  этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную  направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой  деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на  отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Труд  становится действенным средством воспитания и развития личности  только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь  детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.       Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного  ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высокую  заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — малую  утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влияние и на  общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость  для них имеет художественный труд как один из компонентов  эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное  содержание декоративно­прикладного искусства.      Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже  при коллективной работе каждый из детей выполняет какой­то ее  участок собственными руками), при условии последовательного  приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и  корректировать некоторые недостатки. Выполнение коллективных  заданий развивает у детей умение договариваться между собой,  подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство  товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу,  смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий  изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать  предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом,  продумывать последовательность ее выполнения, подбирать ииспользовать нужный изобразительный материал. В то же время в  коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности  детей, формируются творческие способности. Результатами своего  труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Мы   считаем, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет  ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает  функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений  руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение  запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует  расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи;  вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности;  воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку  к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки  результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение  и художественный вкус. Содержание художественного труда дошкольников в практике детского  сада составляют:  ­ работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в  сочетании с тканями, природным материалом), изготовление  декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций и сувениров,  макетов кукольных комнат; ­ работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани,  плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей  костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных  и декоративных кукол);  ­ работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных  скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих  растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы;  составление декоративных букетов из сухих и живых растении;  оформление живого уголка); ­ работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров,  изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного  материала, кукольной мебели, мелких предметов быта); ­ работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических  панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок,  мелких скульптур, игрушек­сувениров, кукольной посуды);­ работа с искусственным материалом (вязание и плетение из  синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной  мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов  быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из  синтетических тканей).      При разработке технологии по труду   нужно использовать модульное построение содержания её процедурного компонента, что позволит  представить её в форме технологической карты. Технологическая карта  – это есть описание процесса в виде пошаговой, поэтапной  последовательности действий с указанием применяемых средств.  Технология включает три организационно­содержательных модуля: 1. Приобщение старших дошкольников к труду. 2. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект­ субъектного взаимодействия  со взрослым и сверстниками. 3. Организация трудовой предметно – развивающей среды.     Индивидуальность старшего дошкольника в трудовой деятельности  представляет собой  уникальный комплекс свойств  психики и личности, а также социально – значимых отличий, позволяющий личности  обеспечивать внутреннюю целостность и относительную  самостоятельность, активно  и творчески проявлять себя в окружающем  мире и деятельности.     В структуре индивидуальности старшего дошкольника в трудовой  деятельности выделено три компонента:  ­когнитивно­деятельностный; ­эмоционально ­ оценочный; ­творческий. Компоненты Когнитивно­ деятельностный Критерии Компетентность Произвольность Показатели ­наличие системных знаний,  ­владение обобщёнными трудовыми  умениями и навыками; ­владение навыками самоконтроля и  стремление доводить начатое дело дот конца, добиваясь качественных  результатов на основе соподчинения  мотивов «хочу» и «надо».Эмоционально – оценочный Самооценка. Инициатива. Творческий Самостоятельность Креативность.       ответственность за результаты и  последствия реализуемой  деятельности; ­эстетическое отношение к  деятельности, т.е. способность  получать удовлетворение  от удачно  завершённой работы, преодоление  трудностей в ходе её выполнения; ­адекватная самооценка результатов  своей трудовой деятельности. ­потребность к творческой   активности, самореализации своих  потенциальных возможностей; ­способность создавать собственный  замысел и реализовывать его на основе обобщённых знаний и умений; ­умение планировать и организовывать деятельность без напоминания и  посторонней помощи.     При умелом систематическом руководстве педагога дети могут  овладеть традиционными и современными видами декоративных работ,  выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции  цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном  виде. Во время занятий ручным трудом у  них развивается зрительная  память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь,  влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.        Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает  детям углубленные знания о качестве и возможностях различных  материалов, способствует закреплению положительных эмоций,  стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями  мастерства, приобщает к народному декоративному искусству,  подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.  Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как  важный элемент гармонического развития детей.Литература: 1. Технологии   приобщения   дошкольников   к   труду:   учебное пособие / Л.И.Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.­ 221. 2. Куцакова   Л.В.   Конструирование   и   ручной   труд   в   детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.­ М.: Просвещение, 1990.­158с. 3. Интернет ресурсы.