В статье говорится о значимости ручного труда для старших дошкольников. Подробно даётся описание содержания художественного труда, приводятся примеры разработок технологических карт, используемых в работе с детьми. Выделены компоненты трудовой деятельности для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.
«Ручной труд старших дошкольников, как составляющая
технология развития индивидуальности
детей»
Наталья Николаевна Дубовицкая, воспитатель МДОУ детский сад
№34 «Звёздочка» г.Серпухов;
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное
изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд
этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную
направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой
деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на
отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Труд
становится действенным средством воспитания и развития личности
только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь
детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен
для ребенка.
Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного
ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высокую
заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — малую
утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влияние и на
общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость
для них имеет художественный труд как один из компонентов
эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное
содержание декоративноприкладного искусства.
Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже
при коллективной работе каждый из детей выполняет какойто ее
участок собственными руками), при условии последовательного
приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и
корректировать некоторые недостатки. Выполнение коллективных
заданий развивает у детей умение договариваться между собой,
подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство
товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу,
смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий
изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать
предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом,
продумывать последовательность ее выполнения, подбирать ииспользовать нужный изобразительный материал. В то же время в
коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности
детей, формируются творческие способности. Результатами своего
труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Мы
считаем, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет
ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает
функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений
руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение
запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует
расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи;
вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности;
воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку
к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки
результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение
и художественный вкус.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского
сада составляют:
работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в
сочетании с тканями, природным материалом), изготовление
декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций
для оформления праздников и развлечений, декораций и сувениров,
макетов кукольных комнат;
работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани,
плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей
костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных
и декоративных кукол);
работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных
скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих
растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы;
составление декоративных букетов из сухих и живых растении;
оформление живого уголка);
работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров,
изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного
материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических
панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок,
мелких скульптур, игрушексувениров, кукольной посуды); работа с искусственным материалом (вязание и плетение из
синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной
мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов
быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из
синтетических тканей).
При разработке технологии по труду нужно использовать модульное
построение содержания её процедурного компонента, что позволит
представить её в форме технологической карты. Технологическая карта
– это есть описание процесса в виде пошаговой, поэтапной
последовательности действий с указанием применяемых средств.
Технология включает три организационносодержательных модуля:
1. Приобщение старших дошкольников к труду.
2. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект
субъектного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
3. Организация трудовой предметно – развивающей среды.
Индивидуальность старшего дошкольника в трудовой деятельности
представляет собой уникальный комплекс свойств психики и личности,
а также социально – значимых отличий, позволяющий личности
обеспечивать внутреннюю целостность и относительную
самостоятельность, активно и творчески проявлять себя в окружающем
мире и деятельности.
В структуре индивидуальности старшего дошкольника в трудовой
деятельности выделено три компонента:
когнитивнодеятельностный;
эмоционально оценочный;
творческий.
Компоненты
Когнитивно
деятельностный
Критерии
Компетентность
Произвольность
Показатели
наличие системных знаний,
владение обобщёнными трудовыми
умениями и навыками;
владение навыками самоконтроля и
стремление доводить начатое дело дот
конца, добиваясь качественных
результатов на основе соподчинения
мотивов «хочу» и «надо».Эмоционально –
оценочный
Самооценка.
Инициатива.
Творческий
Самостоятельность
Креативность.
ответственность за результаты и
последствия реализуемой
деятельности;
эстетическое отношение к
деятельности, т.е. способность
получать удовлетворение от удачно
завершённой работы, преодоление
трудностей в ходе её выполнения;
адекватная самооценка результатов
своей трудовой деятельности.
потребность к творческой
активности, самореализации своих
потенциальных возможностей;
способность создавать собственный
замысел и реализовывать его на основе
обобщённых знаний и умений;
умение планировать и организовывать
деятельность без напоминания и
посторонней помощи.
При умелом систематическом руководстве педагога дети могут
овладеть традиционными и современными видами декоративных работ,
выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции
цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном
виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная
память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь,
влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.
Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает
детям углубленные знания о качестве и возможностях различных
материалов, способствует закреплению положительных эмоций,
стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями
мастерства, приобщает к народному декоративному искусству,
подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.
Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как
важный элемент гармонического развития детей.Литература:
1. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное
пособие / Л.И.Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 221.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском
саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.
М.: Просвещение, 1990.158с.
3. Интернет ресурсы.