РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ
«Искусство воспитания имеет особенность – всем оно кажется делом понятным, легким, особенно тем, кто далек теоретически и практически от него. Все понимают, что оно требует терпения или надо иметь врожденные способности, то есть навык… Нужны специальные знания».
К.Д.Ушинский, середина XIX века.
Используя накопленный материал отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов-практиков, поговорим о том, как развивается рука ребенка от рождения до поступления в школу, что могут сделать взрослые для стимуляции и обогащения этого развития, которое напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие.
По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, мозга. Для ученых теперь связь мозга и руки – аксиома. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили жилище, защищали, лечили и т.д. По рукам судили о положении человека – трудяга или белоручка, музыкант или рабочий, о характере – вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки. Потому в народе много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Руки не оттуда растут»…
Первый этап мышления называют «ручным», так как только манипулируя предметами, ребенок познает свойства, особенности. Получается, что все мыслительные задачи он решает руками.
Накопив запас проб и действий, ребенок переходит ко второму этапу – наглядно-образному. Ребенок оперирует не самими предметами, а их образами (печенье круглое, как колесо, дай букву, как баранка).
Третий этап – абстрактное мышление. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, формируется в речи и сопровождается речью.
Таким образом, «руки учат голову, поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П.Павлов, физиолог.
Начало развитию мышления дает рука. Рука изучает мир вещей. Инстинкт познания толкает ребенка пощупать новую для него вещь, попробовать ее зрением, ощутить на вес, мягкость – твердость, гладкость – шероховатость, температуру, сухость – влажность и др.
Ученые доказали: познавательная деятельность ярче всего выявляется в движении руки – органе чувственного познания. В детстве движения доставляют мышечную радость – двигаясь, хватая все руками, переставляя, он исследует. Руки выполняют три функции: органов движения, органов познания и аккумуляторов энергии для самих мышц и для других органов. (Если ребенок трогает предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать).
Итак, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные образы и представления. На основе обследованных движений рук созданы игры: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет», «Чудесный мешочек» и др. педагоги по ручной умелости могут определить особенности развития мозга, центральной нервной системы, степень подготовленности руки к школьному обучению нормой считается, если:
Ø в 2 года копирует вертикальную линию определенной длины;
Ø в 2,5 – горизонтальную;
Ø в 3 года – копирование круга;
Ø в 4 – пересекающиеся линии с соблюдением размеров и соотношением штрихов;
Ø в 5 лет – копирование квадрата;
Ø в 5,5 – копирование треугольника;
Ø в 6 – простейших геометрических фигур с соблюдением размеров и пропорций.
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние», говорил Л.Н.Толстой.
Первый год жизни. В 3 месяца кулачки сжаты, в 4 – разжал, играет с пальцами, держит погремушку, улыбается. Пятый месяц: сам переворачивается, хватает игрушки, тянет их в рот, ощупывает – что важно для моторики и мышления. 9-й месяц – скачок в развитии моторики, речи и мышления. Появляется слоговое бормотание, но это не речь, а игра со звуками (ба-ба, ма-ма, па-па). 10-й месяц – ползание, пора открытий, пора радостных подражаний. В 11 месяцев ребенок пьет из чашки, куклу укладывает спать, укачивает, выбрасывая игрушки, прислушивается к издаваемым ими звукам. 12-й месяц – начинает ходить, изучает рукой все вещи, лопаткой копает, ведерком носит песок, нанизывает кольца на стержень пирамидки, чиркает карандашом по бумаге. В речи примерно 15 слов, заменяющих предложения.
«Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями, ребенок перестает быть привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».
На втором году жизни ребенок использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Ему важен процесс, а не результат (ложка, вилка). Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной (учим мыть, вытирать руки по одному пальчику, вытирая, массируем). Это радостная полезная игра с хорошим настроением ребенка.
На 3-ем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К.И.Чуковский назвал детей от 2-х до 5-ти лет гениальными тружениками планеты и гениальными лингвистами. Это период перехода от проб к умению. Складывает доску Сегена – ведь рука 2 года учила мозг это делать. Появляются первые ролевые игры, первые рассказы любимых стихов и сказок.
Речь в своей основе сформировалась, далее предстоит ее совершенствование.
Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» утверждает: «Ключ к развитию умственных способностей ребенка – это личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период активного развития мозговых клеток». Если в первые 6 месяцев мозг равняется 50% своего взрослого потенциала, то к 3-м годам он достигает 80%.
4-ый год жизни. Детский сад – дошкольный университет со множеством факультетов: общения со множеством действий, воспитания самостоятельности и воли, нравственности.
Хорошо иметь куклу величиной с годовалого ребенка. Ее одевать, раздевать, застегивать, стирать, мыть посуду, пользоваться весами с гирями – это все подготовка руки к письму.
5-ый год жизни. Словарный запас равен 2000 слов, нет лишь деепричастия. Мозг способен к понятийному мышлению: называет группу предметов одним словом, раскладывает в логической последовательности 4-5 картинок, играет конструктором, помогает в домашних делах. Любое дело можно превратить в игру, если взрослый проявит фантазию.
6-й год жизни. Выпускной год в дошкольном университете. Опытный педагог даст совет родителям, чем в этом году заниматься с ребенком. Психолог на родительском собрании расскажет об основных признаках «неготовности» ребенка к школе: инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая или напряженная рука, нескоординированность движений. Он не понимает, что от него хочет взрослый, не улавливает различия в свойствах предметов, не выполнит задания, где нужна тонкая моторика.
Подготовленный ребенок пользуется ножницами, сгибает, склеивает, наматывает, пересыпает, пользуется ручкой, карандашом, кисточкой, фломастером, линейкой, молотком, лейкой, лопатой и т.д.
Работая руками, ребенок учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать нужные материалы для ее осуществления. У него формируется воля, организованность и исполнительность. Ребенок 7-го года жизни должен быть достаточно самостоятельным: в обслуживании себя и других, в общении, в решении житейских задач, в самопрезентации и самозащите (словесно и даже физической – подраться и помириться тоже нужно уметь). Почти идеальный образ такого подготовленного к школе ребенка создал Л.Н.Толстой – Филиппок. Почему учитель принял его, неподготовленного к школе ребенка. За самостоятельность, за большое желание учиться, за умение защитить себя, находить друзей и уметь дружить.
А теперь о значении воспитания прикосновениями.
Специальными исследованиями установлено, что тактильные контакты с матерью не только успокаивают боль ребенка, но и стимулируют функции мозга. Значимость прикосновения материнских рук подтверждает разработка специальной методики «воспитание прикосновениями». Тактильные дети чувствительны, впечатлительны, любят массажи, растирания, придумывают себе болезни, чтобы их погладили – прикосновения исцеляют.
Прикосновение передает тепло, любовь, уверенность ребенку. С такими детьми рекомендуют игры-массажи: например, с девочками «Собираемся на бал». Делают прическу (массаж головы), надевают серьги (ушей), бусы (шеи), на каждый палец кольцо, на запястье браслет, на грудь и спину бантики, застежки, примеряют туфельки (пяточки поджимают, массируют пальцы ног, ступню). При «одевании» тактильный голод утоляется, мозг успокаивается.
Для мальчиков – «Собираемся на турнир рыцарей (охоту, битву)». Примеряют шлем, на шею цепи, рыцарские знаки, на грудь – доспехи. Надевают, снимают, удлиняют, укорачивают доспехи. Надевают перчатки, разминая каждый палец – это массаж и «воспитание прикосновениями».
Ручная терапия включает и трудотерапию. Любимый труд – это оздоровляющее, развивающее и профилактическое средство: вязание, вышивание, плетение, лепка, рисование, работа с тестом, песком, водой, уход за растениями, животными. Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную (формирование моральных и нравственных качеств), обучающую, развивающую (внимание, память, мышление), коррекционную, профилактическую (предупреждать появление психосоматических заболеваний), лечебную (способствовать выздоровлению).
Задача взрослого – выбрать игры, влияющие на эмоциональное самочувствие, способствующие его развитию и саморазвитию. Особая роль отводится «песочной терапии». Она снимает раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивает бурную фантазию. Действия: перетирать песок ладонями, сжимать его, рассеивать, пересыпать – делать самомассаж. Пальцы играют на пианино (по песку), делают отпечатки ладоней, ступней ног, геометрических форм (и легче при этом их запоминают). «Сыщики» находят спрятанные в песке игрушки, строят ходы в песке, лабиринты, колодцы. «Песочная терапия» - это и возможность обучения детей ландшафтному конструированию – реки, долины, горы, озера, дороги, тоннели, мосты. На песке учат рисовать, писать буквы, слова – интереснее, чем на бумаге.
Итак, «песочная терапия» позволяет:
1. Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
2. Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику.
3. Стимулирует тактильно-кинестетическую чувствительность.
4. Развивает навыки общения и речи: диалогическую, монологическую, пространственную ориентацию.
5. Стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор.
6. Разнообразит способы сотрудничества.
Не менее эффективна «терапия глиной».
«Таланты детей находятся на кончиках пальцев». М.Монтессори.
Современные физиологи доказали, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук. Утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Японский ученый Йосиру Цуцуми, разработал методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». В Японии с 2-х лет обучают детей приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
1. Массаж пальцев с большого до мизинца от подушечки пальца к основанию.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими, стеклянными разноцветными шариками: вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять их в лунки, желобки, состязаться в меткости.
3. Массаж 6-тигранными карандашами: грани легко «укалывают» ладони, активизируя нервные окончания, снимают напряжение.
4. Массаж четками, бусами. Перебирание бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. Можно считать бусинки в прямом и обратном порядке.
Можно снимать напряжение и со ступней ног. Медики и педагоги утверждают: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.