Сценарий мероприятия «Русская изба»
Цель: Способствовать освоению культурных и духовных традиций народа, приобщать учащихся к своим истокам, знакомить с памятниками культуры, учить сохранять культурные ценности, созданные предыдущими поколениями, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование : Экспозиция школьного музея
Ход мероприятия
(под музыку «На горе калина» в музей входят гости)
Ведущая:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим.
Поклонясь, отведать просим.
(гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.)
Руководитель музея: Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие-путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих. По пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина, познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.
Давным – давно это было, когда на месте сегодняшнего села Семеновка росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…
(Сценка)
(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами.)
1-я женщина-Господи! Куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!
1-я женщина - Надо назад вертаться! В Пензенскую губернию.
3-женщина-Ох, матерь божья, да как же мы жить тут будем?
1-я женщина - (причитает) Господи! Божечки! Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.
1-й мужчина - Погодь, голосить! Глянь, луга - то, какие!
2-й мужчина-А травы, травы! Выше нас с тобою. Какой кругом покой!
1-й мужчина- А небо, небо какое синее…
2-й мужчина-А земли- то сколько - глянь, да какая добротная…
3-й мужчина-А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!
И спокойная такая тишина!
1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем
(берет за руку сынишку)
1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином!
Руководитель
музея: Основание села Семёновка относится к 50-м годам 18
века. В архивном документе записано, что «деревня Семёновка, которая имела
второе название Семёновка - Сарбайка, существовала уже в 1765 году, когда
проводилось межевание соседних с нею земель». По существующей в народе легенде,
название села происходит от имени первого поселенца Семёна. А второе название
села Семёновки - Сарбайки указывает на географическое расположение – на реке
Сарбай. Село было основано ясачными крестьянами, выходцами из мордвы и чувашей.
В ревизской сказке 1811 года значится 314 крестьян мужского пола. В том же
документе записаны фамилии сложившихся родовых крестьянских семей, положивших
начало многим поколениям семёновцев. Среди них названы Ильины, Харитоновы,
Степановы, Андреевы, Васильевы, Ивановы, Тимофеевы. Избы наши предки ставили
добротные деревянные с резными наличниками. Давайте-ка мы с вами тихонечко
заглянем в старинную крестьянскую избу.
(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча.)
Ведущая:
В низенькой светелке со створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна,
Пол оструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная стала в уголок,
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным….
И кровать резная с пологом цветным.
1-й экскурсовод: наши далекие предки были людьми трудолюбивыми. Жители села Семёновки занимались земледелием, охотой, рыболовством, огородничеством, животноводством, ремёслами. Из ремёсел наиболее развиты были производство саней и плотницкое дело. В избе, в страшной тесноте, жили, как правило, 8-10 человек. Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемий. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы. Хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним». Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть. В нашем красном углу (показывает) мы видим икону Казанской Божьей Матери. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли, передавали из поколения в поколение.
2-й экскурсовод: Что же касается мебели, то ее было немного. Да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все. Ближайший угол к двери занимала печь (показывает)
Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как с весной.
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
У печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем».
Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.
Ребята, а как вы думаете, для чего служила печь? (ответы детей)
Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги хлеб, варили кашу и щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно, но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали. В печи крестьяне, не имевшие бани, …парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях. Расскажу я вам еще об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал в русской печи, завернутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своем чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!
1-й экскурсовод: - Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? Люлька или Зыбка - крестьянская детская колыбель. (показывает). Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название). Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?
2-й экскурсовод: В избе живут не только люди. Есть в ней еще «жильцы» - кто родом из леса, кто- с поля, кто - из земли. Без них в доме не обойтись.
Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь
И рассмотришь, то поймешь.
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
Старая кочерга и ухват. Но они – самые «припечные» жители. Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает). Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.
У печи стоят так важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел .пробуют).
Рядом с печью обязательно висел рушник (показывает).
Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.
Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.
1-й экскурсовод: Во многих русских народных сказках Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они служат ей? (Ступа, пест, помело) (показывает). Баба - Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает. А для чего они крестьянину? В ступе толкли зерно, очищая от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а лопатой сажали туда тесто будущего каравая. Отгадайте, о каком предмете идет речь?
Был я копан, был я топтан,
Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил,
Сам терпел - ничего не ел.
Сделался, стар – пеленаться стал
Это история про глиняный горшок. (показывает). Из чего он изготовлен?
Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавали на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещины, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.
2-й экскурсовод: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка:
Чернец- молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет.
Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он был тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. (показывает). Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. (показывает). Веретено - это приспособление для прядения.
1-й экскурсовод: Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Вальки (показывает)– с помощью их женщины выколачивали белье на реке.
Рубель (показывает) – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.
А вот
Перед вами утюг
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах. ( показывает )
Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставила на горячую плиту, в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так (показывает): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.
2-й экскурсовод: Вот вам еще одна загадка
Три братца
Пошли в реку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется. (показывает ведра и коромысло)
Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари - корзин, лукошек, коробов. Корзины (показывает) изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать белье, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. А некоторые вещи хранились в сундуках (показывает). Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.
1-й экскурсовод:
А сейчас, дорогие гости, я загадаю вам загадку:
А вот еще одна загадка:
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер. ( лапоть.)
Основной обувью в будни и в праздники были лапти. (показывает). Это плетеная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение: « ободрать как липку». Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально « между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, « лыко не вяжет», то есть не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели - за 4 дня, летом в страдную пору - и вовсе за 3 дня.
2-й экскурсовод:
А вот еще одна загадка:
“Стоит толстячок
Подбочинивши бочек,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит”.
Правильно! Это русский красавец - самовар. ( показывает). Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
1-й экскурсовод: Вот такие вещи жили-были и хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.
Ведущая: Ну, вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе. Все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались «Деревенские посиделки». Деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? (играют в игру)
Ведущая: А еще главным развлечением того времени было отгадывание загадок. Давайте и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Нужно непросто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором идет речь.
2-й экскурсовод:
1.Черный конь
Скачет в огонь (кочерга)
2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
3.Идет пароход-
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (утюг)
4. Четыре ноги,
Два уха,
Один нос,
Да брюхо, (самовар)
5. Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает. ( веник)
6. Если я
пуста, бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (ложка)
7.Плывет паром,
Уголь в нем. (утюг)
8.Без рук, без ног,
На плечи скок,
Ни свет, ни заря,
Пошел согнувшись со двора. (коромысло)
9.Что за зверь: зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (печка)
10. На кончике огонечек,
На огонечке – пузыречек. (керосиновая лампа)
1-й экскурсовод: Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое.
Но мы не прощаемся с вами. На следующих уроках мы познакомим вас с одеждой, обычаями и обрядами наших далеких предков.
Ведущая: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по старинному русскому обычаю сделаем. В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали.
Я вымою рученьки нежные и белые,
Чтобы личико белело,
Чтобы солнышко хотело:
Меня чаем угостить
И за стол посадить. (чаепитие)
Руководитель музея: вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое. Но мы не прощаемся с вами. На следующих уроках мы познакомим вас с одеждой, обычаями и обрядами наших предков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.