Петр Чайковский и его «Славянский марш» Планета у нас довольно большая и мир чрезвычайно разнообразный. Это банальное утверждение необходимо для того, чтобы лишний раз удивиться: есть вещи, которые этот разнообразный мир объединяют. Каждые 6 минут в мире звучит музыка Чайковского: где-нибудь в Европе, Америке, Азии или Австралии ее играют обязательно. Это до сих пор для меня загадка, хотя сама с любовью и почтением отношусь к музыке нашего композитора. Но столь массовая любовь и почитание в мире — всегда повод задуматься и попытаться найти объяснение этому явлению.
Русская музыка: какая она?
Петр Чайковский и его «Славянский марш» Планета у
нас довольно большая и мир чрезвычайно разнообразный.
Это банальное утверждение необходимо для того, чтобы
лишний раз удивиться: есть вещи, которые этот
разнообразный мир объединяют. Каждые 6 минут в мире
звучит музыка Чайковского: гденибудь в Европе,
Америке, Азии или Австралии ее играют обязательно.
Это до сих пор для меня загадка, хотя сама с любовью и
почтением отношусь к музыке нашего композитора. Но
столь массовая любовь и почитание в мире — всегдаповод задуматься и попытаться найти объяснение этому
явлению. Вряд ли у меня здесь это получится — сложно.
Но можно попробовать поближе присмотреться к двум
произведениям Чайковского и на этих примерах чтото
понять. Что любопытно — оба произведения написаны
по заказу. К заказной работе у человека может быть
самое разное отношение, но часто случается так, что
именно такая работа рождает свои шедевры. Второе, что
объединяет оба произведения — военноисторическая
тема. Одно произведение посвящено более далекому, но
грандиозному историческому событию — войне 1812
года. Второе — «сиюминутному», современному, войне,
которая происходила в данный момент. Объединяет этипроизведения и то, что в них были использованы
народные темы. Объединяет их и то, что в обоих звучит
гимн Российской Империи «Боже, царя храни». Одно из
этих произведений — увертюра «1812 год». Чуть ли не
самая любимая и самая исполняемая в мире. С ее
«Марсельезой» как «темой французов», с ее русской
народной песней «У ворот, ворот батюшкиных» и
православной молитвой «Спаси, Господи, люди твоя», с
ее «Боже, царя храни» и пушечными выстрелами. Сейчас
даже трудно представить, что музыка писалась по заказу
и к работе Чайковский приступил с неохотой. Заказ
предполагал три варианта: к открытию Всероссийской
выставки 1881 года, либо по случаю 25летия коронацииАлександра II, либо на открытие Храма Христа
Спасителя в Москве. Из писем П. И. Чайковского видно,
что будущая работа не вызвала у него большого
энтузиазма: «Ни в юбилее высокопоставленного лица
(всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в
Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего
такого, что бы могло поддать мне вдохновение». Но
работа есть работа: «…Я вовсе не расположен к работе.
Тем не менее слово исполню». Это первоначальное
отношение вызывало и опасения по поводу дальнейшей
судьбы «заказного» произведения: «Увертюра будет
очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства
любви, и поэтому художественных достоинств в ней,вероятно, не будет». Мог ли композитор предполагать,
что художественные достоинства человечество оценит
очень высоко, сразу и навсегда? И дело не только в
эффектности музыки, но и в настоящем, глубоком и
искреннем чувстве, которое пронизывает музыку.
Человечество умеет это слышать, понимать и ценить.
Увертюра «1812 год» заслуживает отдельного описания.
А ко дню рождения П. И. Чайковского я хочу напомнить
о другом произведении — «Славянском марше». Оно
было написано немного раньше и посвящено Сербско
турецкой войне 1876−1877 гг. Первоначально марш так и
назывался — «Сербскорусский марш», но перед
изданием сам Чайковский переименовал его в«Славянский». Музыка писалась в пользу общества
Красного креста и в помощь раненым добровольцам из
России. Казалось бы — политизированное и
идеологизированное сочинение. В «Славянском марше»
тоже звучат народные темы — в данном случае это
сербские народные песни («Солнце ярко не сияет
одинаково» и др.). Вся первая часть посвящена поэтому
борьбе сербов против Турции. Дальше — вступление
России, «Боже, царя храни» и кодатриумф. Сочинение
вызвало фурор. Все первые концерты — на бис целиком.
В газетах писали: «…едва ли не самая замечательная
иллюстрация общественного настроения из всех
художественных произведений всех родов искусства,которые были вызваны совершающимися у всех на глазах
событиями». Музыку Чайковский написал за пять дней.
Не менее интересна история о том, как он сам начал
дирижировать своим «Маршем». Дело в том, что в
отличие от блестящих оценок по композиции,
инструментовке, игре на рояле и органе, по
дирижированию в консерватории он получил оценку
«удовлетворительно». Дирижирование — серьезная
работа: держать в руках целый коллектив (оркестр) и
держать одновременно зал (при этом стоя к нему
спиной). Возможно, П. И. Чайковский был довольно
замкнутым человеком, даже застенчивым, весь опыт
дирижирования до этого был для него самого не самымубедительным. «…дирижерство, конечно, дается мне с
некоторым трудом и требует сильного напряжения всей
нервной системы. Но я поборол свою природную
застенчивость». Однако после победного исполнения
«Славянского марша» Чайковский всегда будет
дирижировать сам. Только в следующем после написания
году — по всему миру, от Тифлиса до НьюЙорка. Там
же разносилась по миру и его музыка, в том числе
большим успехом пользовалось исполнение
«Славянского марша». На сайте Кеннедицентра
написано, что именно им часто заканчивались концерты в
городах США, под бурные аплодисменты и возгласы. В
советское время оба произведения были не то чтобы подзапретом, но исполнялись редко, а гимн «Боже, царя
храни» заменялся на «Славься» Глинки. Сейчас
Увертюра «1812 год» звучит непрерывно везде, даже на
государственных праздниках других стран. Как написала
приятельница из США в День независимости: «сижу на
ступеньках, слушаю «1812». Исполняется уже часто и у
нас — особенно по торжественным поводам. Что
касается «Славянского марша» — трудно поверить, но в
первозданном виде в самой России он был восстановлен
только в 1990 году. «Славянский марш» Чайковского
исключительно популярен у южных славян. Достаточно
прочитать восторженную статью сербской музыкальной
журналистки Милки Кресоя для Т В Культуры. Но этокак раз более чем понятно. А смотришь на лица
исполнителей или лица слушателей, читаешь тысячи
комментариев к каждому ролику — и снова дивишься
тому, с какой любовью принимают музыку Чайковского
во всем мире. Даже «обычный» военный марш, Сербско
русский марш, Славянский марш… И нам неплохо бы
тоже периодически вспоминать своих гениев. А лучше —
почаще.