Русская музыка: какая она? Петр Чайковский и его «Славянский марш»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Петр Чайковский и его «Славянский марш» Планета у нас довольно большая и мир чрезвычайно разнообразный. Это банальное утверждение необходимо для того, чтобы лишний раз удивиться: есть вещи, которые этот разнообразный мир объединяют. Каждые 6 минут в мире звучит музыка Чайковского: где-нибудь в Европе, Америке, Азии или Австралии ее играют обязательно. Это до сих пор для меня загадка, хотя сама с любовью и почтением отношусь к музыке нашего композитора. Но столь массовая любовь и почитание в мире — всегда повод задуматься и попытаться найти объяснение этому явлению.
Иконка файла материала 1.docx
Русская музыка: какая она?  Петр Чайковский и его «Славянский марш» Планета у  нас довольно большая и мир чрезвычайно разнообразный. Это банальное утверждение необходимо для того, чтобы  лишний раз удивиться: есть вещи, которые этот  разнообразный мир объединяют. Каждые 6 минут в мире  звучит музыка Чайковского: где­нибудь в Европе,  Америке, Азии или Австралии ее играют обязательно.  Это до сих пор для меня загадка, хотя сама с любовью и  почтением отношусь к музыке нашего композитора. Но  столь массовая любовь и почитание в мире — всегдаповод задуматься и попытаться найти объяснение этому  явлению. Вряд ли у меня здесь это получится — сложно.  Но можно попробовать поближе присмотреться к двум  произведениям Чайковского и на этих примерах что­то  понять. Что любопытно — оба произведения написаны  по заказу. К заказной работе у человека может быть  самое разное отношение, но часто случается так, что  именно такая работа рождает свои шедевры. Второе, что  объединяет оба произведения — военно­историческая  тема. Одно произведение посвящено более далекому, но  грандиозному историческому событию — войне 1812  года. Второе — «сиюминутному», современному, войне,  которая происходила в данный момент. Объединяет этипроизведения и то, что в них были использованы  народные темы. Объединяет их и то, что в обоих звучит  гимн Российской Империи «Боже, царя храни». Одно из  этих произведений — увертюра «1812 год». Чуть ли не  самая любимая и самая исполняемая в мире. С ее  «Марсельезой» как «темой французов», с ее русской  народной песней «У ворот, ворот батюшкиных» и  православной молитвой «Спаси, Господи, люди твоя», с  ее «Боже, царя храни» и пушечными выстрелами. Сейчас  даже трудно представить, что музыка писалась по заказу  и к работе Чайковский приступил с неохотой. Заказ  предполагал три варианта: к открытию Всероссийской  выставки 1881 года, либо по случаю 25­летия коронацииАлександра II, либо на открытие Храма Христа  Спасителя в Москве. Из писем П. И. Чайковского видно,  что будущая работа не вызвала у него большого  энтузиазма: «Ни в юбилее высокопоставленного лица  (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в  Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего  такого, что бы могло поддать мне вдохновение». Но  работа есть работа: «…Я вовсе не расположен к работе.  Тем не менее слово исполню». Это первоначальное  отношение вызывало и опасения по поводу дальнейшей  судьбы «заказного» произведения: «Увертюра будет  очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства  любви, и поэтому художественных достоинств в ней,вероятно, не будет». Мог ли композитор предполагать,  что художественные достоинства человечество оценит  очень высоко, сразу и навсегда? И дело не только в  эффектности музыки, но и в настоящем, глубоком и  искреннем чувстве, которое пронизывает музыку.  Человечество умеет это слышать, понимать и ценить.  Увертюра «1812 год» заслуживает отдельного описания.  А ко дню рождения П. И. Чайковского я хочу напомнить  о другом произведении — «Славянском марше». Оно  было написано немного раньше и посвящено Сербско­ турецкой войне 1876−1877 гг. Первоначально марш так и назывался — «Сербско­русский марш», но перед  изданием сам Чайковский переименовал его в«Славянский». Музыка писалась в пользу общества  Красного креста и в помощь раненым добровольцам из  России. Казалось бы — политизированное и  идеологизированное сочинение. В «Славянском марше»  тоже звучат народные темы — в данном случае это  сербские народные песни («Солнце ярко не сияет  одинаково» и др.). Вся первая часть посвящена поэтому  борьбе сербов против Турции. Дальше — вступление  России, «Боже, царя храни» и кода­триумф. Сочинение  вызвало фурор. Все первые концерты — на бис целиком.  В газетах писали: «…едва ли не самая замечательная  иллюстрация общественного настроения из всех  художественных произведений всех родов искусства,которые были вызваны совершающимися у всех на глазах событиями». Музыку Чайковский написал за пять дней.  Не менее интересна история о том, как он сам начал  дирижировать своим «Маршем». Дело в том, что в  отличие от блестящих оценок по композиции,  инструментовке, игре на рояле и органе, по  дирижированию в консерватории он получил оценку  «удовлетворительно». Дирижирование — серьезная  работа: держать в руках целый коллектив (оркестр) и  держать одновременно зал (при этом стоя к нему  спиной). Возможно, П. И. Чайковский был довольно  замкнутым человеком, даже застенчивым, весь опыт  дирижирования до этого был для него самого не самымубедительным. «…дирижерство, конечно, дается мне с  некоторым трудом и требует сильного напряжения всей  нервной системы. Но я поборол свою природную  застенчивость». Однако после победного исполнения  «Славянского марша» Чайковский всегда будет  дирижировать сам. Только в следующем после написания году — по всему миру, от Тифлиса до Нью­Йорка. Там  же разносилась по миру и его музыка, в том числе  большим успехом пользовалось исполнение  «Славянского марша». На сайте Кеннеди­центра  написано, что именно им часто заканчивались концерты в городах США, под бурные аплодисменты и возгласы. В  советское время оба произведения были не то чтобы подзапретом, но исполнялись редко, а гимн «Боже, царя  храни» заменялся на «Славься» Глинки. Сейчас  Увертюра «1812 год» звучит непрерывно везде, даже на  государственных праздниках других стран. Как написала приятельница из США в День независимости: «сижу на  ступеньках, слушаю «1812». Исполняется уже часто и у  нас — особенно по торжественным поводам. Что  касается «Славянского марша» — трудно поверить, но в  первозданном виде в самой России он был восстановлен  только в 1990 году. «Славянский марш» Чайковского  исключительно популярен у южных славян. Достаточно  прочитать восторженную статью сербской музыкальной  журналистки Милки Кресоя для Т В Культуры. Но этокак раз более чем понятно. А смотришь на лица  исполнителей или лица слушателей, читаешь тысячи  комментариев к каждому ролику — и снова дивишься  тому, с какой любовью принимают музыку Чайковского  во всем мире. Даже «обычный» военный марш, Сербско­ русский марш, Славянский марш… И нам неплохо бы  тоже периодически вспоминать своих гениев. А лучше — почаще.