"Русские посиделки"
Оценка 5

"Русские посиделки"

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
13.02.2017
"Русские посиделки"
Цели: 1.Знакомство с русскими национальными традициями. 2. Познакомить учащихся с историей посиделок: учить их чтить и уважать традиции русского народа 2. Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся. 3. Формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей. Задачи: 1. Развивать творческую и познавательную активность. 2.Познакомить детей с лучшими традициями, обычаями на Руси. 3. Формировать умение работать в коллективе. 4. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами!
Русские посиделки.doc
МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Внеклассное мероприятие «Русские посиделки»  Цели:  1.Знакомство с русскими национальными традициями. 2. Познакомить учащихся с историей  посиделок: учить их чтить и   уважать традиции русского народа 2. Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся. 3. Формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских  привязанностей. Задачи:   1. Развивать творческую и познавательную активность. 2.Познакомить детей с лучшими традициями, обычаями на Руси. 3. Формировать   умение работать в коллективе. 4. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре. Оборудование:    1. Разнообразные памятные аксессуары старины:  керосиновые лампы, самовар, деревянная и  глиняная утварь, скатерти, занавески с  орнаментом, костюмы. 2. Фонограмма колокольного звона, аудиозаписи с русскими народными песнями. 1 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область На доске написаны эпиграф мероприятия, приложение 1 «Только лелея прошлое можно создавать будущее» Ход праздника Учитель. Музыкальное вступление (русская народная песня). Чем дальше в будущее входим,                                                                                                                            Тем больше прошлым дорожим,                                                                                                                           И в старом красоту находим,                                                                                                                                Хоть новому принадлежим. Учитель: Гости дорогие, добро пожаловать на наши русские современные посиделки!  Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище  крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более  для россказней, забав, песен». Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои  знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами! Ученик 1. Давно мы вас мы поджидали,                   Без вас речей не начинали. Ученик 2. Подарки есть на всякий вкус:                   Кому – сказка, кому – быль,                   Кому – песенка вприкус. Ученик 1. И хлеб­соль, как в старину. За хлебом да солью всякая шутка хороша. Ученица 2. Нам начинать досталась роль,                     Не путайте с нагрузками,                     Мы принесли вам хлеб и соль                     На посиделки русские. Ученица 1. Жива как память старины                     От поколенья старшего.                     Важны обряды и слова                      Из прошлого из нашего…                     И потому принять изволь                     Тот, кто пришел на посиделки,                     На этой праздничной тарелке 2 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область                     Из наших рук и хлеб, и соль! Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает. Ученица 2. Не случайно  по сей день есть такое слово – хлебосольство,  то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа,  защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным  Хлебом­солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную  дружбу. Если же кто­то отказывается отведать хлеба­соли, он тем  самым наносит хозяину большое оскорбление. Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские  пословицы. Ребята, какие вы знаете? Ученики приводят примеры пословиц и поговорок. (Приложение 3) Учитель проводит викторину: 1) А вот скажите­ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Какой овощ?                   а) свекла;                   б) репа;                   в) капуста. Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой  репы, снова песок и т.д. 2)  У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это? а) соль; б) хлеб; в) квас. Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол ­   престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание  хлеба  на столе должно было  обеспечить достаток и благополучие дома. 3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»? а) крапивные; б) на рыбном отваре; в) пустые, т.е. без мяса. Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать? 4)  Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»? а) Троица; б) Пасха; в) Масленица. Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день. 5) Когда в деревне устраивались колядки? а) на Иванов день; б) на Рождество; в) на Пасху. 3 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут. 6) О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра? а) колокол; б) пастушья дудка; в) гусли. Говорят, что у каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. Колокол звучал не только во время церковной службы. На Пасху с колокольни можно было услышать и народную музыку: «барыню» или «камаринскую». До сих пор сохранился такой обычай: целую неделю после Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол. Многие композиторы пробовали передать звучание колокола в своих произведениях. Звучит фонограмма колокольного звона. 7) Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать хочется, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекали гостям в Древне Руси, что де пора и честь знать? а) культурно раскрывали двери настежь; б) пели песню вроде «колыбельной»; в) давали как бы на прощанье пряник, который назывался «разгоняй». В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Поэтому­то и провожали вежливо, приятно – с пряником. 8) К сожалению, многие слова, употребляемые на Руси, утрачены для нас. Огонь, например, называли «теплина», а паутину – «мережка». А что такое «поставец»? а) почтальон; б) блюститель порядка; в) невысокий шкаф для посуды. 9) Какая подвижная игра была раньше популярна в России? а) жженки; б) паленки; в) горелки. Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами. 10) В каком веке на Руси изобрели самовар? а) в 17 веке; б) в 18 веке; в) в 19 веке.   Ученик 1: На завалинках, в светёлке  Иль на бревнышках, каких       Собирались посиделки  Пожилых и молодых Добрым чаем угощались С мёдом, явно без конфет. Как и нынче мы, общались, ­ Без общенья жизни нет. 4 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Наш досуг порою мелок И чего там говорить,  Скучно жить без посиделок,  Их бы надо возродить. Если вы в “своей тарелке” И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь сейчас. Отдых – это не безделки –  Время игр и новостей, Начинаем посиделки! Открываем посиделки! Для друзей и для гостей! А ну­ка добры молодцы, да красны девицы, выходите поиграть, позабавиться.              А теперь давай дружок,              Поиграем в ручеек.              Пару ты себе найди.              В ручеек ее веди.  (звучит песня «Течет ручей», игра «Ручеек »)   Ученик 1:   Традиционное   и   самое   любимое   занятие   на   русских   посиделках   ­   исполнение   народных   песен.  Ученик 2: В русской песне ­ народная жизнь, Песня звонкая сердцем поется, Пусть веселый иль грустный мотив, Благодарно в душе отзовется! Ученик 1: Наши посиделки продолжает викторина для знатоков русских песен. 5 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ПЕСЕН (Викторина) Ученики дают определение русской народной песни, а учащиеся, в качестве ответа исполняют по 4  первых песенных строки (либо припев песни). Все участники получают в качестве призов сладости. 1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и  используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени) 2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки) 3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины.  (Виновата ли я) 4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах,  Самара­городок) 5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и  тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла) 6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером.  (Два веселых гуся) 7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора  Ивановича Шаляпина. (Дубинушка) 8. Песня ­ обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник  опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз) 9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться,  подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня) 10. Песня ­ обращение к распространённому типу повозки с полозьями, которую русский крестьянин  должен готовить летом. (Эх вы сани, сани...) 11. Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном  воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна) 12. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш) 13. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии  деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь  кругом) 14. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском  быту. (Коробейники) Слышится звук бубенцов. Ученик 1:  Дорогие гости! К нам на посиделки прибыл  настоящий коробейник! Звучит фонограмма песни «Коробейники» (слова  Н.Некрасова, музыка ­ народная). Выходит коробейник, на плече у него короб (корзина), в котором находятся предметы: иголка с ниткой,  наперсток, клубок пряжи, пакетик сахара, газета,  варежки, замок, карандаш, книга, блокнот и ручка,  подарочный настенный календарь, шкатулка для  рукоделия, а также леденцы на палочке по количеству гостей. 6 Коробейник: МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область  Коробейника встречайте! Русских песен я герой. Привезу товар заморский В дом, где пир идет горой! Короб мой сегодня полон ­ Чтоб товар я мог раздать, Нужно все мои загадки Очень быстро разгадать! ЗАГАДКИ Сяду рядышком на лавку Вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки,   Кто смышленый погляжу  Кто желает отгадать загадку?  Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати: Коробейник загадывает загадки, а зрители, правильно их отгадавшие, получают соответствующий  предмет из короба. Дети отгадывают загадки   Штраф:     В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…  Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.  Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.  А ты, дорогой, нам что­нибудь спой.  В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.  Не печалься, что загадку забыл, Мы хотим, чтобы ты зайкой был.  Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать. Загадки.   Кольцо не простое, кольцо золотое. Блестящее, хрустящее,  Всем на загляденье – Ну и объедение!  (баранки, бублики)  Из горячего колодца через нос водица льется. ( Чайник)  Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?   (блины)    Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с  ниткой)  Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)  Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал ­ там и пропал. (Сахар)  У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Напёрсток) 7 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область  Языка не имеет, а у кого побывает ­ тот много знает. (Газета)  Кто загадку мою угадает: На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки)  Маленькая собачка, свернувшись, лежит ­ Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)  Черный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш)  Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга)  Семя плоско, поле гладко, Кто умеет, тот и сеет. Семя не всходит, а плод приносит. (Бумага и письмо) Ученик 1: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и поговорки. Это настоящие  маленькие художественные произведения! В них отражены все стороны жизни народа: домашняя,  семейная, общественная. Ученик 2: Пришла пора проверить, хорошо ли наши гости знакомы с этим видом народного  творчества. Ученик и коробейник  по очереди говорят начало пословицы, зрители ­ окончание. Дерево ценят по плодам, а человека... (по делам) Поспешишь ­ людей.. .(насмешишь) Недаром говорится, что дело... (мастера боится) Вся семья вместе­таки душа... (наместе) Что посеешь,... (то и пожнешь) Землю солнце красит, а человека... (труд) Без труда жить,... (только небо коптить) Ученик1: В пословицах и поговорках сосредоточена народная мудрость, поэтому можно смело  использовать их в качестве предсказаний на будущее, дружеских пожеланий и советов, к которым  нужно внимательно прислушаться. Коробейник: Совершенно верно! Специально для вашей честной компании в моем коробе припасены леденцы, но не простые, а с изюминкой! К каждому леденцу прилагается своя особая пословица или  поговорка. Важно уловить ее смысл, принять как мудрое наставление и следовать ему. Коробейник открывает короб и вручает каждому гостю леденец на палочке, произнося при этом  пословицы, которые можно записать (чтобы не заучивать) на крышке короба, а можно прикрепить в  виде записочек к леденцам. Варианты пословиц и поговорок:  Шутить шути, а долг плати. Здоров будешь ­ все добудешь. Береги нос в большой мороз. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. Бери в работе умом, а не горбом. Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. 8 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Бог даст здоровье в дань, а деньги сам достань! Бояться несчастья ­ и счастья не видать. Будет плуг, да не будет рук. Будешь впереди ­ и других за собой веди. Будь всяк своему слову господин. Будь малым доволен ­ больше получишь. Будь не красен, да здоров. Была бы охота, а работа найдётся. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Для новых творческих идей, Шкатулку в дар Вам преподносим. И рукодельем наполнять Мы сей ларец почаще просим! Коробейник прощается и уходит. Появляются две старушки. Первая старушка. Смех­потешки услыхали –                                 Сразу к вам мы прибежали. Вторая старушка. Где потешки поют –                                 Там и весело живут.                                Правда, Даниловна? Первая старушка. Правда, Гавриловна! Вторая старушка. Неразлучные старушки –                                Мы живем в одной избушке. Первая старушка. Избушка на кочке,                                Блинами обита,                                Оладьями покрыта. Вторая старушка. Есть ограда кругом –                                 Пирожки с творогом. Первая старушка. Что Марфуша для Петра                                 Наварила, напекла? Вторая старушка. 92 блина, 2 корыта киселя,                                5 пирогов – не нашла я едоков! Первая старушка. А вы, ребята, знаете небылицы да потешки? Все. Конечно, знаем. Учитель:                                                                                                                                   Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.  Кому ­ сказку, кому ­ правду, кому ­ песенку.                                                                                                    Небылицы в лицах  Сидят в теремах ­ в светлицах,  Щелкают орешки  Да творят насмешки,  Ни короткие, ни длинные,  9 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область А такие, что в самый раз,  Как от меня до вас. Дети исполняют небылицы под музыку. Небылицы.  1  Чепуха, чепуха,  Это просто враки!  Куры съели петуха, ­  Говорят собаки.  2  Между небом и землей  Поросенок рылся  И нечаянно хвостом  К небу прицепился.  3  Сидит ежик на березе ­  Новая рубашечка,  На головке сапожок,  На ноге фуражечка.  4  На горе стоит телега,  Слезы капают с дуги.  Под горой стоит корова,  Надевает сапоги. 5 Разрешите поплясать,                                                                                                                                          Разрешите топнуть,                                                                                                                                                Неужели в этом доме половицы лопнут. Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова,                                                                                                        А у наших, у ворот, все идет наоборот. 6 А наш дедушка Иван,                                                                                                                                          Посадил кота в карман                                                                                                                                          Котик плачет и рыдает,                                                                                                                                         Громко дедушку ругает. 7 Как на Катин день рожденья,                                                                                                                             Принесла бидон с вареньем,                                                                                                                                  Так наелись, я и ты ­                                                                                                                                              Разболелись животы. 8­ Иван, ты где?                                           ­ Я в горнице. ­ А что ты там делаешь? ­ А я Петру помогаю. ­ А Петр что делает? ­ Да на печке лежит.   9­Здорово, кума! ­ На рынке была. 10 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область ­ Никак ты, кума, глуха? ­ Купила курицу да петуха. ­ Прощай, кума! ­ Пять алтын дала.    10­ Тит, а Тит, пошли зерно молотить. ­ У меня голова болит. ­ Тит, а Тит, пошли кисель есть. ­ А где моя большая ложка? 11­ Иван, у тебя в избе тепло? ­ Тепло! В шубе на печи согреться можно. Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха                                                                                   Чики ­ чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха. Первая старушка. Ох, и молодцы, ребята! Вторая старушка. Порадовали старушек. (старушки уходят) Ученик1  А повсюду растет детвора, А где детвора  ­ Там непременно игра. Поспела новая игра, Это легкое заданье, За дело взяться нам пора И проявить старанье! Ну   вот,   теперь   можно   и   за   игры   приниматься. Поиграем в игру, которая называется «Колокольчики» (Выбираются   2   игрока.   Они   выходят   в   середину   круга. Одному   дают   колокольчик,   другому   завязывают   глаза. Все   ребята   водят   хоровод   под   песню   (Динь­динь   дон). После этого игрок с завязанными глазами должен поймать игрока с колокольчиком). ПЕСНЯ:      Колокольцы­бубенцы      Раззвонились удальцы:      Динь­динь, динь – дон!      Отгадай, откуда звон! Учитель:  “Крещение Господне” 19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисусу Христа. С 7 по 18 января – Святки. В эти дни все крестьянские девушки гадали, пытались узнать свое будущее. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали; 11 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали... Вечерок крещенский, вечерок особый.  Крещение — последний день зимних святок.    Святки были любимой порой для наших предков. Это рождественско­новогодние праздники  продолжались с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Беззаботная и радостная пора  начиналась в Сочельник в канун наступления Рождества. Едва загоралась на небе первая звезда, как на  улицах появлялись колядующие. Без колядования и хождения ряженых не обходились в зимние  праздники. Рядились медведями, стариками, чертями. Ходили по дворам и колядовали повсеместно: и  в селах, и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже сам  государь Петр Великий, а тех, кто уклонялся, приказывал бить плетьми. В первую святочную ночь колядовала обычно молодёжь: парни и девушки шли по улицам веселой  гурьбой, неся перед собой на шесте зажжённый фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем –  конфетами,  деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные  колядки с шуточными угрозами.  Дары, полученные от хозяев, собирались обычно в мешок, а потом коллективно поедались. Во время святок различают «святые вечера» (7­13 января) – для веселых, смешных гаданий; и –  «страшные вечера» (14­19 января) – для опасных и рискованных. А самым «верным» считают гадание  на Васильев вечер – канун 14 января, т.е. на старый Новый год. В Святки всё приобретало особое  значение, ничто не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи, любая деталь  превращалась в примету. Особенно много гадали во второй половине Святок, в «страшные вечера». Ряжение и гадания были не единственными праздничными развлечениями молодёжи. Часто сочинялись  загадки, нескладухи – частушки без рифмы, смысл которых в прямой бессмысленности и нелепости.  Устраивались различные игрища с песнями и хороводами.  Сегодня была я в церкви, взяла воды освященной.     Окроплю я святой водой избу да и вас всех на счастье  окроплю, на добрую долю.  Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова,  немыслимы были без вязанья. Вязали те, кто помоложе  (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью  носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда  мастериц ­ хорошо известные вам спицы. А их количество  зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже  самые маленькие варежки ­ их нужно пять. А для такого  большого свитера ­ только две. (Показывают образцы  изделий.)  Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда,  связанная своими руками, неповторима.  Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной  работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.)   А наш подарок ­ сказка "Клубок".  Неведомо, в какой стране, в каком году жили­были старик со старухой.  Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима  холодная.  Дед. Слышь, старая, холодно в избе­то. Хоть бы носки связала, что ли.  12 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.  Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.  Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок  положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал­лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет:  Клубок. Я клубок, клубок  С овцы стрижен,  На ческе чесан,  На прялке пряден,  Потом ссучен,  Я от бабушки ушел,  Я от дедушки ушел...  Ведущий. А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.  Заяц. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!  Клубок. Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!  (Поет.)  А от тебя, косой, подавно уйду.  Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от  мороза поджал.  Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.  Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.  (Поет.)  А от тебя, серый, подавно уйду.  Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть.  Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге,  вот он и вылез ноги размять.  Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!  Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.  (Поет.)  А от тебя, косолапый, подавно уйду!  Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в  берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.  Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.  Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.  (Поет.)  А от тебя, рыжая, подавно уйду.  Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой...  Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его ­ цап и в нору унесла. А что  дальше было ­ никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла.  Дело­то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.  Учитель:  Посмотрели сказку "Клубок". А теперь посмотрим: легко ли его сделать.  Проведем конкурс  Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. 13 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Как музыка  начнет звучать, надо ниточку в клубочек намотать, а как закончит звучать. Значит, хватит  вам и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.     игра «Смотай ниточку в клубок »        звучит песня «Дуня­Тонкопряха». Ну­ка, кто хочет свое умение показать.  Учитель. Ну, а какие посиделки без частушек? Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Происходит от слова «часто», отсюда быстрый темп исполнения частушки  Как известно всем, подружки ­ мастерицы петь частушки. И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте. Не уснём на посиделках, Эй, ребята, не скучай – И частушки запевай!  (Исполнение частушек под музыку)) Мы Чихачевские девчата,  Интересно все живем,  Про посиделки русские,  Вам частушки пропоем.  Девочка: Станем девицы рядком                  Да частушки пропоем. Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем                 От подружек не отстанем. (Встают друг против друга) Все поют: Пропоем мы вам частушки                   Замечательны таки                   Что пойдут плясать старушки                    Затанцуют старики. Мальчик: Девочки – беляночки                  Где вы набелились Девочки: Мы вчера коров доили                 Молоком умылись. Мальчики: Чтобы печка разгорелась                   Надо жару поддавать.                  Чтоб частушка лучше пелась                  Надо пляской помогать. Девочки: Ой, пол провались                  Потолок обвались                  На доске остануся                  С частушкой не растануся. Мальчики: Вы послушайте девчата                    Нескладушки будем петь                    На дубу свинья пасется                    В бане парится медведь. Мальчик: На горе стоит телега,                  Слезы падают о дуги 14 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область                  Под горой стоит корова                 Надевает сапоги. Девочка: Уж топну ногой                 Да притопну другой                 Выходи ко мне Маркуша                 Попляши со мной  (Выходят девчонки после частушки) Мальчик: Ставлю ногу на носок                  А потом на пятку                  Стану русского плясать                  А потом в присядку. (Мальчик стает на колено, девочка вокруг него, все хлопают). Звучит музыка, дети пляшут. Девочка: Из богатых я невест, Не волнуйся, миленький:        У меня в приданом есть        Самовар красивенький.                                                                                                       Мальчик: Ты, подруга, из­за друга                          Не сердися на меня.                                      Лучше буду я без друга,                              Чем, подруга, без тебя.                                 Мальчики: Если б не было воды, не было б и кружки                    Если б не было девчат, кто бы пел частушки. Девчата: Ой, довольно мы напелись                Дайте смену новую                Вот спасибо гармонисту                За игру веселую  Учитель: Есть таланты на Руси,  Говорю уверенно!  Раз народ еще поет – Знать не все потеряно. Ученик1: А сейчас мы предлагаем вам игру – Мерить силу, как бывало в старину, Самых сильных приглашаем мы ребят Ну­ка, встаньте, силачи, в потешный ряд.    Конкурс «Бой петухов» 15 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Учитель: Игра «Русская баня» под песню «Топится, топится в огороде  баня» Выходят  любители   попариться.  Садятся   на  2  стула,  берут  веники  из разрезной бумаги и «парят» друг другу ноги, чтобы не было ревматизма. Кто первым веник обобьет, тот и победитель. Мы сообщаем зрителю:  Решить здесь нелегко. Веник – победителю, Второму – молоко! Ученик 1 А сейчас послушайте загадку – и если отгадаете, узнаете, что же  является обязательным атрибутом русского чаепития Стоит толстячок,   Подбочинивши бочок,  Шипит и кипит –  Всем чай пить велит              Ученик 2   Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет    домашней утвари, Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в  каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. Ученик 1   А когда появился самовар? Ученик 2   Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара –  Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале.  Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. Ученик 1  Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка,  хохлома, гжель…                                             Учитель: Посидеть за самоваром рады мы наверняка. Ярким солнечным пожаром у него горят бока. Самовар гудит, шумит,  только с виду он сердит. К потолку пускает дым. Наш красавец – самовар. Самовар пыхтит искрится – Щедрый, круглый, золотой,  Озаряет наши лица Он своею добротой. Самовары наполнены водой. И теперь их надо вскипятить. 16 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Это теперь включил в розетку и кипяток готов. А раньше надо было идти в лес и набрать под елками.      Что под елками найдешь      Если к елкам ты придешь.     Жарким летом, и весною,      И осеннею порою?   (шишки)                                                          Ну, считайте, что вы в лесу. Вот вам шишки, вот вам елки. Ну­ка, кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки? Я глаза вам завяжу. Сама в сторонке посижу.         ( игра «Собери шишки ») Звучит песня «Пых­пых самовар» (проводится игра)         Учитель. Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти традиции нужно сохранить и не забывать.             В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни. Весной и летом на околице деревни собирался, стар и млад. Молодёжь затевала резвые игры, водила большие и маленькие хороводы, пели все – и старые люди, и молодые. Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по­настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки,  гостеприимными,  хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у  каждого,  вошедшего в него, будет тепло от этого. Ученик 1. Посидели, повеселились,  Пора и честь знать.  Спасибо  за веселье. Мы славно гуляли на празднике нашем, Нигде не найдете вы праздника краше. Всем спасибо за внимание,  За задор и звонкий смех. За огонь соревнования Обеспечивший успех. Вот настал момент прощания,  Будет кратка наша речь, Говорим вам до свидания До счастливых новых встреч. 17 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Ученик 2 Вот теперь самое время побаловать наших гостей вкусным  чаем с блинами, пирогами, ватрушками. Выпьем чай из самовара      С сухарями, кренделями,      С бубликами вкусными,      С сушками, ватрушками. Самовар – птица­жар,      Кран открывается – чай наливается! Подходите, подходите,      Угощение берите!      Чаем запивайте, ВМЕСТЕ.      Нас добрым словом вспоминайте!   Выходят все артисты и  исполняют песню на мотив «Изгиб гитары желтой » Изгиб гитары желтой Ты обнимаешь нежно. Сидим у самовара, Дымок уходит ввысь. В беседе задушевной Вдруг кто­то тихо скажет: "Как здорово, что все мы здесь  Сегодня собрались!" Ах, ароматы чая! И, знаешь, неслучайно Веселье, песни, шутки В душе моей зажглись. Отступят все заботы, И вот воскликнул кто­то: "Как здорово, что все мы здесь  Сегодня собрались!" Радушные хозяйки  Накрыли стол богато: Пирог, блины, печенье  И сладости нашлись. Мы выпьем чашку чая,  Все вместе дружно скажем: "Как здорово, что все мы здесь  Сегодня собрались!" 18 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Всем вручается  грамота  (приложение 3) Завершается мероприятие  рефлексией: «Понравилось ли мероприятие, что нового узнали» «Солнышко» на память –  понравилось «Тучка» ­ нет Литература: 1. Загадки – В.Волина «Праздник букваря»; АСТпресс, М., 1995. 2. Игра – Г.М.Науменко, Г.Т.Якунина «Солнышко­вёдрышко: Детский музыкальный фольклор  Архангельской области» ­ Архангельск, 1994 3. Песни, небылицы – Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх,  обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999. 4. Журнал «Начальная школа №7, 1989» Г.А.Смоляк, Т.В.Гавриченко «Деревенские посиделки» 5. Песня «Наш красавец – самовар» ­ М.Пляцковский http://festival.1september.ru/ Приложение 1. 19 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область ТОЛЬКО ЛЕЛЕЯ ПРОШЛОЕ МОЖНО СОЗДАВАТЬ БУДУЩЕЕ. Конфуций Приложение 2 Грамота Сия подтверждает, что посетивший наш  дом, улыбкою ласковой встречен был,  душу согрел у огонька нашего и обрел в  сердце своем друзей множество.  Сохраните о нас память добрую. Тепло  сердец своих и щедрость души отдаем мы Вам, добрые люди. Вы стали гостями  нашими дорогими, а двери дома нашего,  как и сердца наши, для Вас всегда  открыты. 20 МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна Псковская область Дана грамота сия в зиму 2012 года месяца 01 в день 19. Приложение 3 Русские пословицы и поговорки о хлебе и домашней выпечке: Был бы пирог, найдется и едок.  Весна красна цветами, а осень пирогами.  Вздулся, как тесто на опаре.  Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.  Ешь калачи, пока горячи.  За хлебом все добро.  Как хлеб да квас, так все у нас.  Кто с языком, тот с пирогом.  Блин хорош не один.  Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.  Месишь от души, пироги выйдут хороши. Муж с женой, что вода с мукой, а теща дрожжи.  Муж с женой, что мука с водой: сболтать сболтаешь, да не разболтаешь.  На хлеб да на детей недолго посердишься.  Не красна изба углами, а красна изба пирогами.  Хлеб – всему голова.  Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.  Около хлеба и мысли водятся. Это Масленица идет, блин да мед несет.  Из мучицы и водицы баба пироги печет.  Скоро блины пекутся (ответ погоняле).  Блином масляным в рот лезет (о льстеце).  Первый блин комом (при неудаче).  Выражение «глаза помогают, есть» ­ затейливо украшенный пирог всегда вкуснее. 21

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"

"Русские посиделки"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.