Урок русского языка.
Тема: Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую. (1 класс)
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
Ø Познакомить детей с правилом переноса слов по слогам, со словами которые нельзя переносить с одной строки на другую;
Ø Ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слова»;
Ø Формировать умение правильного переноса слов.
Личностные:
Ø проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ø понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Ø определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Ø учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные:
Ø использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса;
Ø делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Ø составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные:
Ø слушать и понимать речь других;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Оборудование: карточки, интерактивная доска, цветы.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности. |
Слайд 1. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль у тебя в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверил? Ну, тогда садись! И с усердием трудись! |
Чтение стихотворения.
Приводят порядок на партах. Правильная осанка.
|
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
Минутка чистописания. |
Слайд 2. -Ребята, как мы должны писать? На слайде: ь ц е в ъ ы т -Прочитайте буквы, записанные на слайде. -На какие две группы можно разделить их? -Запишите себе в тетради красиво буквы по схеме: (по порядку) согл., согл., глас., согл., глас. -Какое слово у вас получилось? -Проверьте работу соседа по парте. -Нравятся ли вам цветы? -А какие бывают цветы? -Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе – что они несут, о чем говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли, осенённые зеленью листвы? Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцвет», «цветение», «процветание»; всё маловыразительное, ничем не примечательное называют «бесцветным». О радостном, просиявшем лице говорят, что оно расцвело улыбкой. Красивую девушку часто сравнивают с цветком: её глаза – как васильки, щёки – розы, маков цвет. -Сегодня мы с вами поговорим о множестве цветов. Но также мы будем собирать не только цветы, но и знания, которые нам пригодятся в дальнейшем. |
- Красиво, чисто и грамотно.
-Ь, Ъ – это только знаки.
- Цветы. Проверка.
Ответы детей. |
|
Актуализация знаний. Цель: учить последовательно идти к намеченной цели; закрепить знания деления слов на слоги. |
-Подберите к слову родственные слова.
Слайд 3. цветочек, цветик, цветник, цветочница, цвет, цветение, цветочный, цветной. -Теперь прочитайте: Ø трёхсложные слова, Ø двухсложные Ø односложные слова. -Какие знания понадобились?
-Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
|
- цветочек, цветик, цветник, цветочница, цвет, цветение, цветочный, цветной.
Читают.
-Правило определения слогов. -Сколько гласных в слове, столько и слогов. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учетом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.
Тема. Целеполагание.
|
- А сейчас, ребята, запишем их, вы - в тетрадях, а я - на доске. (Учитель пишет на доске. Помогает определить «ловушки» Цветы, цветочный, цветник, …)
Слово не входит на строку. - Какая проблема перед нами встала?
- Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?
- Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другую нужно по правилам, или так, как захочет пишущий?
- Как вы думаете, какая тема урока? Слайд 4. Тема урока: Перенос слов. -Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какую цель поставим перед собой?
Слайд 5. -В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить?
|
Дети пишут за учителем.
-Слово не помещается на строке.
-Слово надо перенести на другую строку.
-Думаем, предполагаем, что слово надо переносить по правилам.
-Перенос слов.
-Открыть правила переноса, научиться переносить слова.
-Во множественном. -Наверное, их несколько, много. |
|
Физкультминутка. |
Слайд 6. Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают. Головой качают. |
Дети делают движения.
Садятся за парты, качают головой. |
|
Проектирование и фиксация нового знания. Цель: учить самостоятельно находить способ решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний. |
Работа в группе. - Сейчас вы поработаете в группе. Попробуйте сами сформулировать правило переноса слов. У каждой группы есть карточки. А план работы такой. Слайд 7. 1. Прочитать стихотворение. 2. Найти в стихотворении название цветка. 3.Сформулировать правило переноса слов.
-Давайте послушаем результаты вашей работы. -Кто выразительно прочитает стихотворение? -Прочитайте слово-название цветка, обратите внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. -Какие буквы выделены? -Где стоит знак переноса? -Значит, как переносится слово?
Слайд 8. - Итак, первое правило переноса слова: Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги.
-Прочитайте группа свое слово - мак. Почему в нем не стоит знак переноса? - Ребята, а как быть, если в слове один слог?
- Правило второе - слово, состоящее из одного слога не переносится.
Работа по учебнику. -Правила переноса имеют свои секреты. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику «Обрати внимание!» на стр. 37
-На что обратили внимание при чтении? - Какой сделаем вывод?
Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку.
-Сколько правил, мы открыли? -Проговорим их ещё раз.
-Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово.
Слайд 9. 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем - Почему выделены слова «вспоминаем правило»?
|
Работа в группе.
Приложение 1. Читают. У каждой группы свое слово.
-Гласные.
-Делим слова на слоги. (Цветы крепят на доску, получается цветочная поляна)
-Слово из одного слога не переносится.
-Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.
-Три.
-Без правил можем перенести неправильно. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. |
Первичное закрепление.
|
-Вы, ребята, читали сегодня стихотворения о цветах, а я расскажу вам истории о них. Но не просто я прочитаю истории, но в каждом рассказе будет задание, которое вы будете выполнять письменно. 1-ый рассказ «Ромашка» -Выпишите из текста слово, которое тоже является символом русской природы. Разделите слово берёза на слоги для переноса. 2-ой рассказ «Василёк» -Какое второе название есть у василька? Разделите слово кентавры на слоги для переноса. 3-ий рассказ «Шиповник» - Выпишите из текста слова, обозначающие различные оттенки красного цвета. Разделите слова розовый, бордовый на слоги для переноса. -4-ый рассказ «Колокольчик» -Какую форму имеет колокольчик? - Разделите слово колокол на слоги для переноса. -5-ый рассказ «Георгин» -Откуда привезли георгины? Разделите слово Мексика на слоги для переноса.
-6-ой рассказ «Астра» -Что означает слово астра в переводе с греческого? Разделите слово звезда на слоги для переноса. -7-ой рассказ «Роза» -Назовите сказочных героев – детей, которые выращивали розы. Разделите слова Кай, Герда на слоги для переноса. |
Приложение 2.
-Берёза.
-«Кентавры синие».
-Розовый, бордовый.
-Форму колокола, звоночка.
-Из Мексики. (Вспоминают заглавные буквы в словах)
-Звезда.
-Кай и Герда. |
Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: Объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Итог. Рефлексия.
Самооценка. |
-Какое открытие мы сегодня сделали? -Для чего нам понадобились эти правила?
-Как нам удалось открыть правила?
Слайд 10. - Оцените свою деятельность на уроке.
Сегодня на уроке
Я научился…………………………………. Было интересно…………………………. Было трудно………………………………… Могу похвалить себя за то, что……………. Могу похвалить одноклассников за то, что…….. Больше всего мне понравилось…………… Мне показалось важным……………… Для меня было открытием то, что……….
|
- Правила переноса слов. -Нужно было перенести слово. Не смогли перенести слово. Слово не входило на строку. -Мы работали в группе, выполняли задание.
|
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение1.
Маленькое солнце На моей ладошке,- Белая ро – маш - ка На зелёной ножке, С белым ободочком Жёлтые сердечки… Сколько на лугу их, Сколько их у речки! Зацвели ромашки - наступило лето. Из ромашек белых вяжутся букеты. В глиняном кувшине, в банке или в чашке Весело теснятся крупные ромашки. З.Александрова.
|
Весь я синий, весь я яркий, Всюду виден в спелой ржи; Для меня и в полдень жаркий Ходят дети вдоль межи. Меж колосьев их ручонки Выбирают василёк – Любы им мои глазёнки, Люб мой гибкий стебелёк. На меня садится мушка, И пчела ко мне летит; Полевая мышь – вострушка Мне вреда не причинит. И меня, кружась на воле, Навещает мотылёк… Я – краса ржаного поля, Ярко – синий ва – си - лёк! |
Вот ши – пов – ни - ка цветы – Просто чудо красоты! Яркие, пахучие… Ай – ай – ай! Колючие!
|
Ас – тра. В осеннее небо глядится цветок Сердцевинкой своей золотой. За лучистый, прямой лепесток С древнейших времён он назван звездой. |
||
На клумбе у окошка Посажена картошка, Цветы её огромные И светлые и тёмные. (Ге – ор – гин) |
||
Ро – за. Зовут меня розой. Примите меня, Я очень душиста И цветом нежна. По цвету и имя Такое мне дали И даже царицей За пышность прозвали. |
Мак. Это чудо заметил бы всякий. Степь синеет всё шире, а там – Разбежались пунцовые маки По дымящимся в зное холмам. Разбежались в таком изобилье, Так порхают, сухи и легки, Точно всё это бабочки крылья, А не маков простых лепестки. |
Ко – ло – коль – чик. На лугу со всех сторон Лёгкий, лёгкий Тонкий, тонкий! Будто слышится мне звон. Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты? Так звенишь и так трепещешь Там, где травы и цветы.
|
Приложение 2.
Ромашка. Язык цветов – это особый язык: язык настроений, отражения красоты и духовного мира. На языке цветов ромашка обозначает милую простоту. У ромашки своя красота – солнечная, светлая, добрая. Сама ромашка – как солнце: ярко – жёлтый круг соцветий и лучами от него – белые лепестки. Ромашка не только хороша, не только символ красоты, чистоты, юности, сердечности, она ещё большая труженица, её лечебные свойства известны с незапамятных времён. Ромашка, как и берёза, является символом русской природы. Иногда ромашку связывают со словом румяный – мол настой этих цветов сделает лицо бархатистым и румяным.
|
Василёк. На языке цветов василек обозначает весёлость, верность и доверие. Василек – один из самых любимых на Руси – незатейливый и милый. Словари отмечают, что васильки растут преимущественно во ржи, что это сорняки, глушащие ржаные поля. Василек по – другому называют «кентаврами синими». Как возникло название «кентавры синие»? Древнегреческая легенда связывает синий цветок и кентавра Хирона – врачевателя Геркулеса. Хирон лечил травами, знал целебную силу василька. Сок его лечит раны, оказывает охлаждающее действие при различных восполениях, особенно глаз.
|
Шиповник. Цветок шиповника называли северной розой, символом июня. В старину у цветущего куста шиповника молились, чтобы успокоить свою душу. Сам запах шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. Дыша ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника, лечили себя от болезней. В России встречается шиповник с белыми, розовыми, красными, бордовыми цветками. Они у него могут быть большими и мелкими, одиночными или собранными в соцветия.
|
Колокольчик. За что же назвали эти нежные цветочки колокольчиками? Да за форму венчика, и вправду напоминающую колокол. А в народе их ещё зовут бубнами, звонцами, звоночками.
|
Георгины. По разнообразию форм, богатству оттенков георгины занимают одно из первых мест среди садовых цветов. В Европу георгины привезли из Мексики в 1789 году, но не как великолепные цветы, а как растение, корни которого употребляются в пищу, подобно картофелю.
|
Астра. В переводе с греческого астра означает «звезда». Присмотритесь повнимательнее к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами. |
Роза. В России розы появились в XVIII – XIX веках. Это очень нежный и величественный цветок. В сказке Андерсена «Снежная королева» Кай и Герда выращивали две красивые розы – белую и красную, и они увяли, когда дети поссорились. Цветы – как люди, также любят и тоскуют.
|
Литература:
1. Н.С.Трус, А.Ф.Мусаева «Методические рекомендации по организации словарно- орфографической работы в начальной школе», Уфа-2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.