Русский язык 1 класс Перенос слов
Оценка 4.9

Русский язык 1 класс Перенос слов

Оценка 4.9
doc
30.10.2020
Русский язык 1 класс Перенос слов
русский язык 1 класс Перенос слов.doc

Урок русского языка.

Тема: Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую. (1 класс)

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

Ø  Познакомить детей с правилом переноса слов по слогам, со словами которые нельзя переносить с одной строки на другую;

Ø  Ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слова»;

Ø  Формировать умение правильного переноса слов.

Личностные:

Ø  проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ø  понимать причины успеха в учебной деятельности;

 Универсальные учебные действия:

    Регулятивные:

Ø  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Ø  учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

Ø  использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса;

Ø  делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Ø  составлять алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативные:

Ø  слушать и понимать речь других;

Ø  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: карточки, интерактивная доска, цветы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение

к учебной деятельности.

Цель:

мотивирование учащихся

к учебной деятельности.

Слайд 1.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну, тогда садись!

И с усердием трудись!

Чтение стихотворения.

 

 

Приводят  порядок  на партах.

Правильная осанка.

 

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи  для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Минутка чистописания.

Слайд 2.

-Ребята, как мы должны писать?

На слайде: ь ц е в ъ ы т

-Прочитайте  буквы, записанные на слайде.

-На какие две группы можно разделить их?

-Запишите себе в тетради красиво буквы по схеме:

(по порядку) 

согл., согл., глас., согл., глас.

-Какое слово у вас получилось?

-Проверьте работу соседа по парте.

-Нравятся ли вам цветы?

-А какие бывают цветы?

-Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе – что они несут, о чем говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли, осенённые зеленью листвы? Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцвет», «цветение», «процветание»; всё маловыразительное, ничем не примечательное называют «бесцветным». О радостном, просиявшем лице говорят, что оно расцвело улыбкой. Красивую девушку часто сравнивают с цветком: её глаза – как васильки, щёки – розы, маков цвет.

-Сегодня мы с вами поговорим о множестве цветов. Но также мы будем собирать не только цветы, но и  знания, которые нам пригодятся в дальнейшем.

- Красиво, чисто и грамотно.

 

 

 

-Ь, Ъ – это только знаки.

 

 

 

- Цветы.

Проверка.

 

Ответы детей.

 

Актуализация знаний.

Цель:

учить последовательно идти к намеченной цели;

закрепить знания деления слов на слоги.

-Подберите к слову родственные слова.

 

 

Слайд 3.

цветочек, цветик, цветник, цветочница, цвет,  цветение, цветочный, цветной.

-Теперь прочитайте:

Ø  трёхсложные слова,

Ø  двухсложные

Ø  односложные слова.

 -Какие знания понадобились?

 

-Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

 

- цветочек, цветик, цветник, цветочница, цвет, цветение, цветочный, цветной.

 

 

Читают.

 

 

 

-Правило определения слогов.

-Сколько гласных в слове, столько и слогов.

Личностные:

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные:

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

умение  полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить  своё поведение с учетом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Регулятивные:

целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Постановка проблемы.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

Тема.

Целеполагание.

 

 

- А сейчас, ребята, запишем их, вы - в тетрадях, а я - на доске.

(Учитель пишет на доске.  Помогает определить «ловушки»

Цветы, цветочный, цветник,  …)

 

Слово не входит на строку.

- Какая проблема перед нами встала?

 

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

                    

- Как вы думаете, переносить  слово с одной строки на другую нужно по правилам, или так,  как захочет пишущий?

 

-  Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд 4.

Тема урока: Перенос слов.

-Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какую цель поставим перед собой?

 

Слайд 5.

-В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

О чём это нам может говорить?

 

Дети пишут за учителем.

 

 

 

 

 

-Слово не помещается на строке.

 

-Слово надо перенести на другую строку.

 

-Думаем, предполагаем, что слово надо переносить по правилам.

 

-Перенос слов.

 

 

-Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

 

 

-Во множественном.

-Наверное,  их несколько, много.

Физкультминутка.

Слайд 6.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

 

Дети делают движения.

 

 

 

 

 

Садятся за парты, качают головой.

 

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

учить

самостоятельно находить способ решения поставленной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний.

Работа в группе.

- Сейчас вы поработаете в группе. Попробуйте сами сформулировать правило переноса слов. У каждой группы есть карточки.  А план работы такой.

 Слайд 7.

1. Прочитать стихотворение.

2. Найти в стихотворении название цветка.

3.Сформулировать правило переноса слов.

 

-Давайте послушаем результаты вашей работы.

-Кто выразительно прочитает стихотворение?

-Прочитайте слово-название цветка, обратите внимание на перенос.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

-Какие буквы выделены?

-Где стоит знак переноса?

-Значит, как переносится слово?

 

Слайд 8.

- Итак, первое правило переноса слова:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги.

 

-Прочитайте группа свое слово - мак. Почему в нем не стоит знак переноса?

- Ребята, а как быть, если в слове один слог?

 

- Правило второе - слово, состоящее из одного слога не переносится.

 

Работа по учебнику.

-Правила переноса имеют свои секреты. Об одном из них вы узнаете, прочитав  рубрику  «Обрати внимание!»  на стр. 37

 

-На что  обратили  внимание при чтении?

- Какой сделаем вывод?

 

 

 

Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку.

 

-Сколько правил,  мы открыли?

-Проговорим их ещё раз.

 

-Составим  алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово.

 

Слайд 9.

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»? 

 

Работа в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Читают.

У каждой группы свое слово.

 

 

-Гласные.

 

-Делим  слова на слоги.

(Цветы крепят на доску, получается цветочная поляна)

 

 

 

 

 

 

-Слово из одного слога не переносится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.

 

 

 

 

-Три.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Без правил  можем перенести неправильно.

Личностные:

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Первичное закрепление.

 

 

 

 

-Вы, ребята, читали сегодня стихотворения о цветах, а я расскажу вам истории о них. Но не просто я прочитаю истории, но в каждом рассказе будет задание, которое вы будете выполнять письменно.

1-ый рассказ «Ромашка»

-Выпишите из текста слово, которое тоже является символом русской природы.

Разделите слово берёза на слоги для переноса.

2-ой рассказ «Василёк»

-Какое второе название есть у василька?

Разделите слово кентавры на слоги для переноса.

3-ий рассказ «Шиповник»

- Выпишите из текста слова, обозначающие различные оттенки  красного цвета.

Разделите слова розовый, бордовый на слоги для переноса.

-4-ый рассказ «Колокольчик»

-Какую форму имеет колокольчик?

- Разделите слово колокол на слоги для переноса.

-5-ый рассказ «Георгин»

-Откуда привезли георгины?

Разделите слово Мексика на слоги для переноса.

 

-6-ой рассказ «Астра»

-Что означает слово астра в переводе с греческого?

Разделите слово звезда на слоги для переноса.

-7-ой рассказ «Роза»

-Назовите сказочных героев – детей, которые выращивали розы.

Разделите слова Кай, Герда на слоги для переноса.

Приложение 2.

 

 

 

 

 

-Берёза.

 

 

 

-«Кентавры синие».

 

 

-Розовый, бордовый.

 

 

 

 

-Форму колокола, звоночка.

 

-Из Мексики.

(Вспоминают заглавные буквы в словах)

 

-Звезда.

 

 

-Кай и Герда.

Личностные:

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные:

умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные:

Объективно оценивать себя и других.

Регулятивные:

умение работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Итог.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

-Какое открытие мы сегодня сделали? 

-Для чего нам понадобились эти правила?

 

 

-Как нам удалось открыть правила?

 

 

 

Слайд 10.

- Оцените свою деятельность на уроке.

 

Сегодня на уроке

 

Я научился………………………………….

Было интересно………………………….

Было трудно…………………………………

Могу похвалить себя за то, что…………….

Могу похвалить одноклассников за то, что……..

Больше всего мне понравилось……………

Мне показалось важным………………

Для меня было открытием то, что……….

 

- Правила переноса слов.

-Нужно было перенести слово.

Не смогли перенести слово. Слово не входило на строку.

-Мы работали в группе, выполняли задание.

 

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

 

Маленькое солнце

                    На моей ладошке,-

Белая  ро – маш - ка

                    На зелёной ножке,

С белым ободочком

                    Жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их,

                    Сколько их у речки!

Зацвели ромашки - наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или в чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

                              З.Александрова.

 

 

 

 

Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи;

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

Меж колосьев их ручонки

Выбирают василёк –

Любы им мои глазёнки,

Люб мой гибкий стебелёк.

На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит;

Полевая мышь – вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась на воле,

Навещает мотылёк…

Я – краса ржаного поля,

Ярко – синий ва – си - лёк!

 

Вот  ши – пов – ни - ка  цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай – ай – ай! Колючие!

 

                       Ас – тра.

В осеннее небо глядится цветок

Сердцевинкой  своей золотой.

За лучистый, прямой лепесток

С древнейших времён он назван звездой.

На клумбе у окошка

Посажена картошка,

Цветы её огромные

И светлые и тёмные.

                           (Геор – гин)

 

          Ро – за.

Зовут меня розой.

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

 

                 Мак.

Это чудо заметил бы всякий.

Степь синеет всё шире, а там –

Разбежались пунцовые маки

По дымящимся в зное холмам.

Разбежались в таком изобилье,

Так порхают, сухи и легки,

Точно всё это бабочки крылья,

А не маков простых лепестки.

 

   Ко – ло – коль – чик.

На лугу со всех сторон

Лёгкий, лёгкий

Тонкий, тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты?

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Ромашка.

     Язык цветов – это особый язык: язык настроений, отражения красоты и духовного мира.

     На языке цветов ромашка обозначает милую простоту.

     У ромашки своя красота – солнечная, светлая, добрая. Сама ромашка – как солнце: ярко – жёлтый круг соцветий и лучами от него – белые лепестки. Ромашка не только хороша, не только символ красоты, чистоты, юности, сердечности, она ещё большая труженица, её лечебные свойства известны с незапамятных времён.

     Ромашка, как и берёза, является символом русской природы.

     Иногда ромашку связывают со словом румяный – мол настой этих цветов сделает лицо бархатистым и румяным.

 

Василёк.

     На языке цветов василек обозначает весёлость, верность и доверие.

     Василек – один из самых любимых на Руси – незатейливый и милый.

     Словари отмечают, что васильки растут преимущественно во ржи, что это сорняки, глушащие ржаные поля.

Василек по – другому называют  «кентаврами синими». Как возникло название «кентавры синие»? Древнегреческая легенда связывает синий цветок и кентавра Хирона – врачевателя Геркулеса. Хирон лечил травами, знал целебную силу василька. Сок его лечит раны, оказывает охлаждающее действие при различных восполениях, особенно глаз.

 

Шиповник.

     Цветок шиповника называли северной розой, символом июня. В старину у цветущего куста шиповника молились, чтобы успокоить свою душу. Сам запах  шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. Дыша ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника, лечили себя от болезней.

     В России встречается шиповник с белыми, розовыми, красными, бордовыми цветками. Они у него могут быть большими и мелкими, одиночными или собранными в соцветия.

 

Колокольчик.

     За что же назвали эти нежные цветочки колокольчиками? Да за форму венчика, и вправду напоминающую колокол. А в народе их ещё зовут бубнами, звонцами, звоночками.

 

Георгины.

     По разнообразию форм, богатству оттенков георгины занимают одно из первых мест среди садовых цветов. В Европу георгины привезли из Мексики в 1789 году, но не как великолепные цветы, а как растение, корни которого употребляются в пищу, подобно картофелю.

 

Астра.

     В переводе с греческого астра означает «звезда». Присмотритесь повнимательнее к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды.

     По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.

Роза.

     В России розы появились в XVIII – XIX веках. Это очень нежный и величественный цветок. В сказке Андерсена «Снежная королева» Кай и Герда выращивали две красивые розы – белую и красную, и они увяли, когда дети поссорились.

     Цветы – как люди, также любят и тоскуют.

 

 

 

 

Литература:

1. Н.С.Трус, А.Ф.Мусаева «Методические рекомендации по организации словарно- орфографической работы в начальной школе», Уфа-2007


Урок русского языка. Тема: Перенос слов

Урок русского языка. Тема: Перенос слов

Ход урока. Этап урока

Ход урока. Этап урока

О радостном, просиявшем лице говорят, что оно расцвело улыбкой

О радостном, просиявшем лице говорят, что оно расцвело улыбкой

Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия

Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия

Реализация построенного проекта:

Реализация построенного проекта:

Структурирование полученных знаний

Структурирование полученных знаний

Итог. Рефлексия.

Итог. Рефлексия.

Приложение1. Маленькое солнце

Приложение1. Маленькое солнце

Приложение 2. Ромашка.

Приложение 2. Ромашка.

Астра. В переводе с греческого астра означает « звезда »

Астра. В переводе с греческого астра означает « звезда »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020