Русский язык

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диф-я Б-П-2..docx

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме:
Дифференциация звуков [б – п].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

  уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

  закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

  профилактика буквенных замен;

  развитие лексического словаря по теме «Сказки».

2.Коррекционно-развивающие:

  развитие координации речи с движением;

  развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

  развитие мелкой моторики;

  развитие фонематического восприятия.

3.Коррекционно-воспитательные:

  воспитание нравственно-этических чувств.

Задача: дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло__та, при__вил, за__ва, гаж, нан, рта, лата, ры__лка), карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).

Ход занятия.

I.Организационный момент.
Психогимнастика.
-Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
-Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.
-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(ботинки)

Зимой - нет теплей,
Летом - нет холодней.
(погреб)

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
-Какими звуками отличаются эти слова?
-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

-Назовите первые буквы в этих словах.

-Какова тема занятия?

2. Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

2.Чтение слогов с буквами П-Б

Учитель-логопед предъявляет слоговую таблицу и предлагает поиграть в игру «Повтори, не торопись!

И смотри, не ошибись!»

                   па – ба         пап - бап         пфа - бва    

                   по – бо         поп - боп        пко - бго  

                   пу – бу         пуп - буп        пшу - бжу               

                   пэ – бэ          пэп - бэп        пфэ - бвэ

                   пы - бы        пып – бып      пты - бды                    

Дети читают слоги.


 Игры со звуками [б – п].

3.Определи место в слове звуков Б и П.слайд
4.«Цифровой ряд»
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.)
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)


5.Словарный диктант со звуками [б - п].
-Разложите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п].

(пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, пакет, пробор, прибор).

 

6. Игра «Паруса»

Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

    « Чтоб ошибок избежать,

       Зоркость будем развивать.

       В игре проверить можешь сам

       Своё внимание к словам».

 

На слайде - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

Блокнот, пальто, работа, аптека, облако, карп, паспорт, бублик.

7.Игра «У кого похожее слово?»

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

- Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

Слова:

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами, с каждым словом составляется предложение),

порт – борт

пашня – башня

палка – балка

быль – пыль

пробел - пропел

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

- Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

8.Слоговая мозаика
- В словах пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

…очка, …очка, …ка…уста, …улка, …о…еда, …а…ушка, …одушка, …ара…ан, …о…лавок, ра…ота, тру__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, за__ва, __гаж, __нан, __рта.

(__лата, ры__лка, шу…, тро…, гу…, кру…, сдо…, ли…, кол…, ла…, сто…, клум…, тру…, па…, про…, жа…, плом…., тол…, вер…, глы…, лам…, ры….)

 

9.Восстанови порядок слов в предложении. слайд

III. Подведение итогов.
-Какие звуки мы сегодня повторяли?
-Какими звуками они обозначаются при письме?
-Чем они похожи? Чем различаются?
Оценка деятельности детей.