МОУ «Лицей №37 г. Донецка»
Русский язык
3 класс
Тема урока. Имя числительное.
Подготовила
учитель начальных классов
Бессольцева И. А
2021
Тема урока: Имя числительное
Цель урока: познакомить с новой частью речи – именем числительным. Задачи урока: формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать развивать умения работать в группе, расширять словарный запас учащихся, прививать интерес к изучению русского языка
Оборудование: телевизор, презентация, иллюстрации к сказкам, детские книжки со сказками
Ход урока
1.Организация класса (Слайд №2)
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
а) Словарный диктант. Распределить слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Морозить, братья, замело, занесло, молодой, шубка, сапоги, топор, родные, ледяная, повозка, бьёт. (Слайд №3)
- Из какой сказки слова в диктанте? («Два мороза») (Слайд №4)
б) Письмо предложения с комментированием
Гуляли по чистому полю два Мороза.
- Найдите слово, у которого вы затрудняетесь определить часть речи.
3.Постановка темы и цели урока
- Возникла проблема, которую мы с вами попробуем решить.
– Вспомните определение одной из частей речи, например, имени существительного.
1. Как называется?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
-Имя числительное что обозначает? На какие вопросы отвечает?
-На эти вопросы вы попытаетесь ответить сами.
4.«Открытие» нового знания.
а) Работа в группах: поиск чисел (Слайд №5,6,7,8)
1группа: один, поросенок, поле, чистое, девятый, шестой, последний, ,сто, седьмая, двадцать, семь, десятое, три, четвёртый, восьмое.
2 группа: гном, один, поле, восьмое, три, чистое, девятый, шестой, последний, сто, седьмая, двенадцать, четвёртый, семь, десятое.
3 группа: три, поле, чистое, девятый, шестой, медведь, последний, восьмое сто, седьмая, двенадцать, семь, десятое, один, четвёртый.
4 группа: месяц, четвёртый, седьмая , поле, чистое, восьмое, шестой, последний, один, сто, двенадцать, девятый семь, десятое, три.
б) формулирование правила
-Назовите числа, которые вы нашли в группах.
-На какие вопросы они отвечают?
А называюсь я числительное.
Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать. (Слайд №9)
- Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте и отвечает на вопрос сколько?
Записать числительные в тетрадь.
-Все ли числительные записали?
- В каких словах спрятались числа? (Четвёртый, седьмая, восьмое, шестой, девятый, десятое.)
- Это имена числительные или нет? Докажите.
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Слайд №10)
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый, второй,
Сто тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь числительное.
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счёте и отвечает на вопрос который?
- Давайте объединим два правила в одно.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте, и отвечает на вопросы: который? сколько?
5.Физкультминутка
Раз подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть за стол тихонько сесть.
6. Включение в систему знаний.
В каждой группе слов спряталась сказка, в названии которой есть имена числительные.
1 группа - «Три поросенка». (Слайд №11)
2 группа - «Белоснежка и семь гномов».
3 группа - «Три медведя». (Слайд №12)
4 группа - «Двенадцать месяцев»
- Кто может вспомнить ещё сказки, в названия которых есть имена числительные?
«Али Баба и сорок разбойников»
«Волк и семеро козлят»
«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд №13, 14)
Вставить числа в пословицы
Обещанного … (три) года ждут. …(одна) голова хорошо, а … (две) лучше. Лучше … (один) раз увидеть, чем … (сто) раз услышать. …(семь) раз отмерь, … (один) раз отрежь.
8. Рефлексия (Слайд №15)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какая часть речи обозначает количество предметов?
-Какая часть речи обозначает порядок предметов при счете?
-На какие вопросы отвечает имя числительное?
9.Домашнее задание: выучить правило с.60, упр. 105 выполнить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.