Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Роль имён прилагательных в тексте».
Цели урока: - формирование представления о тексте- описании;
- развитие умения употреблять имена прилагательные в речи.
Планируемые результаты:
· Предметные: - уметь находить в предложениях, тексте прилагательные;
- уметь подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательных как часть речи, сопоставлять их с признаками существительного.
· Личностные: - развивать умения соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам;
-определять признаки прилагательного как часть речи.
· Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
· Оборудование: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс, 2 часть» ,УМК «Школа России»; раздаточный материал; записи на доске.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно метраж |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Этап самоопределения к деятельности
|
1мин |
- Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем друг другу успехов в учении. - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями. - Запишите сегодняшнее число, классная работа. |
Владеть навыками сотрудничества |
РУУД: умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
II.Актуализация и мотивация Словесный: фронтальный опрос
|
5 мин |
Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь. Меня вам надо знать, беречь! - Слова какой части речи украшают нашу речь? (имена прилагательные) - Что такое имя прилагательное? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, какая, какое) |
Определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. |
КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III. Постановка учебной задачи Практический: выполнение заданий
Словесный: ответы на вопросы |
3 мин |
- Ребята, а сейчас на доске вы видите слова: Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь. Какие это слова? (имена существительные). - Попробуйте от этих существительных образовать имена прилагательные. (счастливый, берёзовый, кленовый, ненастный, звёздный, честный). Запишите эти слова. Обозначьте в них орфограммы. - А сейчас, ребята, прочитайте текст. На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. - А сейчас прочитайте этот же текст, но без имен прилагательных. На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по тропе. Она ведёт мальчика в чащу. лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьёт воду. Что вы можете сказать, изменился текст? Почему? (Без прилагательных текст скучный, неинтересный). - Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Как вы думаете какова тема нашего урока? (роль имён прилагательных в тексте). - Какие цели поставим на урок? (определить роль имён прилагательных в тексте; находить прилагательные в тексте). |
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. |
РУУД: умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; |
IV. Открытие нового знания. Практический: выполнение упражнений
Словесный: ответы на вопросы
|
7 мин
|
- Ребята, откройте учебник стр. 68 упр. 118. - Прочитайте текст. - О ком в нём говориться? (о синей птице). - Докажите что это текст-описание? (описывается птица, много прилагательных). - Найдите в тексте описание внешнего вида синей птицы? - Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (Синяя птица). - Какую роль играют в тексте имена прилагательные? (важную, передают смысл текста, украшают его). - Спишите этот текст, подчеркните имена прилагательные и проверьте друг у друга. - Ребята, отгадайте загадку: Кто тебя не знает, Полевой цветок: Белые реснички, Золотой глазок? (ромашка). - Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму. - Придумайте предложение с этим словом, запишите и запомните его написание. |
Находить в тексте имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов,
|
РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.
|
Динамичес кая пауза. |
2 мин |
- Пальчиковая гимнастика. |
Мобилизировать силы и энергию |
РУУД: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать. |
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Практич.: анализ страницы учебника
|
8 мин |
- Прочитайте задание к упр. 119. Что нужно сделать? (Определить типы текстов) - Прочитаем оба текста. - Итак, какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание рассуждение) - Как отличить текст-повествование от текста – описания? (в тексте повествовании рассказывается о каком – либо событии, в тексте описании описывается кто или что - либо) - Что такое текст рассуждение? (целью данного текста является доказать или опровергнуть какую либо мысль с помощью рассуждения) - К какому тексту относится первый текст? (описание) Докажите. (В тексте описывается ромашка) - К какому типу относится второй текст? (Описание) Докажите (описывается растение, листья, цветки, форма, цвет) - В чем различие данных текстов? (в первом тексте ромашка описывается в стихах, во втором текстом) В чем сходство? (в текстах описываются ромашки) - Какой текст описывает ромашку более точно? (второй) - Где можно встретить каждый из текстов? (1 – в худ.лит-ре, 2 – в научной) С какой целью употреблены имена прилагательные в текстах? (описать ромашку) |
Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. |
ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: проверочная работа
|
5 мин |
- Продолжаем работать. Упр. 120. - Прочитайте текст. О каком растении идёт речь? (Кошачьи лапки). - Обращение к «Страничке для любознательных» - Спишите этот текст, вставляя пропущённые буквы. После проверим - Какой это текст? (описание) К какому стилю он относится научный или художественный? (Художественный) Почему? (не употребляются научные термины) Почему цветок называется? (он похож на мохнатую кошачью лапку) -Отгадайте загадку. -Дышит и растет, а ходить не умеет. (Растение.) – Растение – это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся веществами почвы, воздуха. – Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его. – Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. (Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение, …) – Какие словосочетания вы составили? - Придумайте предложение с этим словом, запишите и запомните его написание. |
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Говорящие» названия». |
|
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: Фронтальный опрос |
1 мин |
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? (об имени прилагательном). С какими текстами работали? (тексты-описания). Что вы можете о них сказать? Были ли трудности? Понравился ли вам урок? Домашнее задание: с. 69 упр. 121 |
Оценить свою деятельность
|
ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; |
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.