ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ц е л и: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения.
Х о д у р о к а
I. Знакомство с учебником.
II. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.
1. И г р а «Найди и докажи».
О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.
У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.
а) В нашей реке водятся щуки и окуни.
б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.
в) Завтра мы рано утром вчетвером.
г) Грачи слетелись на вспаханное поле.
– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
На доске схема:
2. В ы п о л н е н и е упражнения 2 устно.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст упражнения, затем организует беседу по вопросам:
– С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? Какие это предложения по цели высказывания?
– Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего, чем они отличаются?
– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)
III. Формирование новых знаний.
В о п р о с ы:
– Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?
– Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?
Стихотворение-подсказка.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения.
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника.
У ч и т е л ь. Прочитайте сообщение.
– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?
– Что значит распространить предложение? Приведите пример.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 5 по заданию учебника.
Коллективная работа.
– Какой текст лучше: который приведен в учебнике или тот, который у вас получился? Почему?
IV. Установление связи слов в предложении.
У ч и т е л ь. Прочитайте информацию из упражнения 6 и отметьте, как связаны слова в предложении.
1. И г р а «Распредели по группам».
О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.
У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).
|
Дети играют. Веселые праздники. Бежит река. Бегущий мальчик. Интересная книга. Идет дождь. Дождливый день. Птицы прилетели. Птичий домик. |
|
2. В ы п о л н е н и е упражнения 7. Учащиеся читают загадку.
У ч и т е л ь. Я считаю, что в каждом предложении выделены словосочетания. Согласны ли вы с моим утверждением? Обоснуйте ответ.
Под руководством учителя выписывают словосочетания с вопросами.
– Какие это предложения по составу? (Распространенные.) Чем они распространены? (Второстепенными членами предложения.)
– Обратите внимание, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
V. Самостоятельная работа.
Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь.
Н а д о с к е:
Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
А. Твардовский
VI. Итог урока.
У ч и т е л ь. Закончите предложение.
· Предложение выражает…
· Подлежащее и сказуемое – это…
· Словосочетание – слова, связанные друг с другом…
· Грамматическая основа предложения не является…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.