КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: «Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?»
Цели деятельности учителя: знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.
Планируемые результаты
Предметные
знать: понятия «предложение», «сложное предложение», «простое предложение»;
уметь: распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать сложные предложения в устной и письменной речи; правильно расставлять знаки препинания.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», Горецкий В.Г., 4 класс 1 часть УМК «Школа России»; презентация.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся |
Деятельность ученика |
|||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой |
1-2 мин |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. - Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее. - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
|
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы
Наглядный: презентация
Практический: прописывание букв по заданию
|
4-5мин |
-Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем – первое октября. На следующей строчке - классная работа. Минутка чистописания. - Начнём наш урок с минутки чистописания. 1.Запишите букву из слова пень, которая обозначает согласный, парный глухой и парный мягкий 2. Запишите букву безударного гласного, проверяемую ударением из слова летят 3. Запишите букву из слова лучник, которая обозначает согласный, непарный звонкий и парный твердый 4.Найдите в слове животное букву, которая обозначает всегда твердый звук 5. Запишите первую согласную букву в слове река 6.Из слова находка запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук 7. Запишите из слова ежевика букву, которая обозначает два звука 8.Запишите гласную букву в слове снег 9. Запишите вторую согласную букву в слове Родина 10. С какой буквы начинаются слова: издали, иначе, инженеры 11. Запишите букву, которая дважды употреблена в слове ворота |
Выделяют необходимую информацию
Записывают число и классная работа.
-е
-н
-е
-е
-д
-и
-о |
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
П.: осознание познавательной задачи |
III. Постановка учебной задачи
Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог
Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог
|
7м |
Попробуйте из данных букв составить слово. Какое ключевое слово у вас получилось? - Что такое предложение? - Какие бывают предложения? - Как отличить сложное предложение от простого? -Ребята откройте учебники на странице 38. Прочитайте тему урока.
- Какую цель мы можем перед собой поставить? - Молодцы! |
-Предложение. -Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль. -Простые и сложные. -По количеству грамматических основ. -Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами. -Учиться не путать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания. |
П.: подведение под понятие
П.: построение речевого высказывания
Р.: целеполагание
П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания
Словесный: слово учителя
Словесный: ответы на вопросы, моделирование
Словесный: беседа
Практический: записывают стихотворение по памяти |
7м |
-А
разобраться с этим нам поможет упр. 53. -Давайте прочитаем.
– Какой темой можно объединить все предложения? -Какие знаки препинания стоят в конце? -Какие предложения по цели высказывания? -Какими могут быть повествовательные предложения? -Давайте еще раз вспомним, что такое простое предложение? Что такое сложное предложение? -Давайте определим тип каждого предложения: оно простое или сложное? -Для этого, что нам нужно сделать? -Прочитайте первое предложение. Назовите грамматическую основу. -Какое это предложение? Нам нужна здесь запятая? -Прочитайте второе предложение. Какое это предложение? Нужна ли запятая? -Третье предложение. Нужна запятая?
-Давайте прочитаем последнее предложение. Назовите грамматическую основу. Какое это предложение? Запятая ставится? Почему? -Прочитайте так, чтобы мы услышали, где стоит запятая. |
-Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ. -Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет. -Ветер весело примчал Все деревья раскачал. -Веют осенние ветры В мрачной дубраве. -Ветер тучи гонит Ветер в трубах стонет. -Тема «Ветер». -Точки. -Повествовательные.
-Сложными и простыми. -У простого одна грамматическая основа. У сложного две грамматические основы.
-Найти грамматическую основу. -Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. -Простое. Нет, потому что есть союз и. Он соединяет однородные сказуемые. Веют осенние ветры в мрачной дубраве. -Простое. Запятая не нужна. Ветер весело примчал, все деревья раскачал. -Нет, это простое предложение. -Ветер тучи гонит, ветер в трубах воет. Это предложение сложное. -Да, потому что здесь две грамматические основы. Читают предложение с расстановкой запятой |
К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: поиск и выделение информации
П.: построение речевого высказывания
К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
Практический: выполняют движения |
2 м |
Динамическая пауза |
|
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии |
V. Первичное закрепление
Словесный: диалог учителя и учащихся
Практический: выполнение упражнения письменно по заданию
Практический: выполнение фонетического разбора |
7м |
-Смотрим на упражнение 54. Прочитайте задание. -Чтобы выписать сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Что нам нужно сделать? -Работаем в паре со своим соседом по парте. В учебнике подчеркните основу предложения тонкой линией. Карандашом поставьте запятые. Также вставьте пропущенные буквы. -Давайте проверим. Назовите простые предложения. -Назовите грамматическую основу. Какое предложение?
-Назовите грамматическую основу. Какое предложение?
-Назовите грамматическую основу. Какое предложение? -Самостоятельно запишите сложные предложения и поставьте запятые. -Давайте выполним фонетический разбор слова : обед. |
Прочитайте. Где пропущены запятые? Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы. -Найти грамматическую основу. Простые предложения. 2)Крупные капли дождя застучали, зашлёпали по листьям. -Это простое предложение с однородными сказуемыми, здесь нет союза, значит должна стоять запятая. 3)Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок. -Это предложение простое с однородными сказуемыми. 5)Сова охотится не днём, а ночью. Сложные предложения. 1)Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей. 4)Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни. 6)Утро было морозное, но лужи не замёрзли. Обед - [аб’э́т] – 2 слога. о – [а] – гласный, безударный; б – [б’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный; е – [э] – гласный, ударный; д – [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный. ––––––––––––––––––––––––– 4 буквы, 4 звука.
|
П: поиск и выделение информации
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
П: поиск и выделение необходимой информации
П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Практический: выполнение упражнения письменно по заданию |
7-9мин |
-Я вам раздам карточки. Вам нужно проверить расстановку запятых. Записать данные предложения правильно. Подчеркнув грамм. основы.
Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице лепят куличики, и смеются. |
-Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице, лепят куличики и смеются |
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
К: контроль
П: поиск и выделение необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний
Словесный: беседа |
3мин |
-Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого? – С помощью чего соединяются части сложного предложения? – Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? Какой вывод можно сделать? |
-Сложное предложение от простого можно отличить по количеству этих грамматических основ: в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — несколько. - Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов. -Нет. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. |
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков
К: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщающая беседа
|
2-3мин |
Деятельностная -Ребята, какая тема нашего урока? Ребята, поднимите руку, кто понял, что такое сложное предложение и простое предложение с однородными членами? -У кого на уроке были затруднения, поднимите руки? -Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что смогли сделать? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке? -Записываем домашнее задание: упр. 55. -Спасибо за урок, до свидания! |
Проводят самоанализ деятельности. - Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
- Да, мы научились отличать сложные предложения от простых с однородными членами. |
П: построение речевого высказывания
П: осуществление синтеза
Р:осуществление итогового контроля |
+1. Сложное предложение – это …а) предложение, которое выражает одну законченную мысль; б) предложение, которое выражает одну законченную мысль и осложнено однородными членами; в) предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ.
2. Сколько грамматических основ в предложении «Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы»? а) 2; б) 3; в) 1; г) 4.
3. Найдите сложное предложение: а) Потемнели, раскисли весной дороги. б) Снег растаял, зазеленела трава. в) Зима еще хлопочет и на весну ворчит. г) Снежок порхает, кружится.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[— = ], и [— =] (запятые не поставлены). а) Звенят весёлые ручейки и бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. б) Не скоро еще ольха и ива наденут свои новые платья. в) Наш лес гостеприимен и мы с радостью приходим к нему в гости. г) Над печной трубой гудел ветер и вьюга хлестала острыми снежными льдинками по окнам. д) В морозной тишине резко трещали сороки а на кедре прыгали белки.
5. Найдите сложное предложение (запятые не поставлены). а) С высоты зорко смотрит орёл на землю он высматривает добычу. б) Всем телом ощущаешь холод лесной речушки слышишь дальнее теньканье птицы. в) Старик выдернул из воды ерша и протянул коту. г) Он плывёт перед кораблем указывает безопасный проход между скалами. д) Вот опасное место осталось позади и дельфин скрылся.
Ключ.1 – в 2 – а 3 – б 4 – в 5 – а, д
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.