Русский язык .6кл. Глагол.
Оценка 4.7

Русский язык .6кл. Глагол.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл—6 кл
16.12.2021
Русский язык .6кл. Глагол.
Упражнения, рассчитанные на постепенное увеличение самостоятельности обучающихся, способствующие прочности изучаемого материала.
Глагол.docx

                                                           Глагол

При изучении темы «Глагол» в 6 классе обучающиеся нередко смешивают глагольные категории и формы: путают наклонения, виды, спряжения глаголов, у глаголов повелительного наклонения определяют время, глаголы условного наклонения принимают за глаголы прошедшего времени. Затрудняет учащихся изучение глагола и с орфографической стороны.Часто допускаются ошибки в правописании глаголов 1и 2 спряжения, повелительного наклонения, безличных глаголов, безударных гласных в корне глаголов и т.д. Правильно организованная система упражнений, рассчитанная на постепенное увеличение самостоятельности обучающихся, способствует прочности усвоения изучаемого материала.

      Изучение глагола дает большие возможности для проведения работы по развитию речи: преодолеваются различные речевые недочеты, допускаемые обучающимися при употреблении глагольных форм; обогащается словарный запас , пополняется разнообразными глаголами; расширяется работа с антонимами, синонимами, устойчивыми сочетаниями.

 Значение глагола в речи.

1. Работа с текстом. 

Русский язык богат глаголами. Это дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно. Читается стих.М.Исаковского «Ветер»,выделяются и анализируются глаголы.

                                         Осторожно ветер

                                         Из калитки вышел.

                                         Постучал в окошко,

                                         Пробежал по крыше,

                                         Поиграл немного

                                         Ветками черемух,

                                         Пожурил за что -то

                                         Воробьев знакомых

                                         И, расправив бодро

                                         Молодые крылья,

                                         Полетел куда – то

                                         Вперегонку с пылью.

2. Самостоятельна работа.

 Списать текст, заменяя прилагательные глаголами.

 Синее небо. Вокруг золотая рожь. Вдали темный лес.                                                    

Синеет небо. Вокруг золотится рожь. Вдали темнеет лес.

(При сопоставлении текстов устанавливается, что и в том и другом случае дается описание природы, но прилагательные создают картину неподвижности, покоя, глаголы – картину действия, движения.)

 3. К данным глаголам подобрать глаголы – синонимы.

 Осмотреться - …(оглядеться), хвастаться -…(хвалиться), вернуть - …(возвратить), осуществляться-…(исполняться), сочетать -…(соединять), сообщить -…(известить), восхищаться -…(восторгаться), спешить -…(торопиться).

Объяснить правописание безударных гласных, проверяемых ударением; с правописанием глаголов восторгаться, восхищаться, торопиться знакомятся по орфограф. словарю. Составить с глаголами устно предложения.

 4. Работа с орфографическим словарем.

М…росить, тр…вожиться, стр…миться, пор…цать.

Проверив правописание по орфограф.словарю,записывают в тетради.

Сопоставляется значение глаголов порицать (осуждать, не одобрять) и обличать (сурово порицать, разоблачать, вскрывая что-нибудь вредное, преступное .Толковый словарь.)

 Устно составить с глаголами предложения, используя слова буду, стал, начал, должен, обязан, не мог, надо, можно, нельзя, не нужно и др.

 5. Игра «Кто быстрей и правильней?». Определите вид глаголов выкупАть, вЫкупать; вычитАть, вЫчитать. От каких различных корней они образованы?

Можно ли вне предложения вид глаголов узнаю, выхожу, сознаюсь, сбегать, если в них не обозначено ударение.

 6. Работа над устойчивыми сочетаниями с глаголами.

Фразеологические сочетания. Подобрать глаголы, близкие по смыслу, разъяснить их значение.

Ломать голову – (думать, размышлять); водить за нос – (обманывать); вывести на чистую воду – (разоблачить); зарубить на носу – (запомнить); держать язык за зубами – (молчать).

 7. Подбор синонимов и антонимов.

Подобрать глаголы-синонимы к следующим глаголам 2-го лица:

Удивляешься – (изумляешься), стесняешься – (смущаешься), вглядываешься – (всматриваешься), разрешаешь – (позволяешь), выздоравливаешь – (поправляешься).

Подобрать антонимы к следующим глаголам 2-го лица:

Надеваешь, возражаешь, замерзаешь, одеваешь, горюешь.

Составить с некоторыми глаголами предложения с прямой речью и обращением, с однородными членами.

8. К глаголам, которые спрягаются особо, подобрать глаголы, близкие по значению:

Хотеть – (желать), есть – (кушать), бежать – (мчаться).

Назовите несколько устойчивых выражений, употребляющихся в этом же значении (лететь стрелой, бежать сломя голову, нестись во весь дух, мчаться на всех парусах).

 


 

Глагол При изучении темы «Глагол» в 6 классе обучающиеся нередко смешивают глагольные категории и формы: путают наклонения, виды, спряжения глаголов, у глаголов повелительного наклонения определяют…

Глагол При изучении темы «Глагол» в 6 классе обучающиеся нередко смешивают глагольные категории и формы: путают наклонения, виды, спряжения глаголов, у глаголов повелительного наклонения определяют…

Осмотреться - …(оглядеться), хвастаться -…(хвалиться), вернуть - …(возвратить), осуществляться-…(исполняться), сочетать -…(соединять), сообщить -…(известить), восхищаться -…(восторгаться), спешить -…(торопиться)

Осмотреться - …(оглядеться), хвастаться -…(хвалиться), вернуть - …(возвратить), осуществляться-…(исполняться), сочетать -…(соединять), сообщить -…(известить), восхищаться -…(восторгаться), спешить -…(торопиться)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021