Глагол
При изучении темы «Глагол» в 6 классе обучающиеся нередко смешивают глагольные категории и формы: путают наклонения, виды, спряжения глаголов, у глаголов повелительного наклонения определяют время, глаголы условного наклонения принимают за глаголы прошедшего времени. Затрудняет учащихся изучение глагола и с орфографической стороны.Часто допускаются ошибки в правописании глаголов 1и 2 спряжения, повелительного наклонения, безличных глаголов, безударных гласных в корне глаголов и т.д. Правильно организованная система упражнений, рассчитанная на постепенное увеличение самостоятельности обучающихся, способствует прочности усвоения изучаемого материала.
Изучение глагола дает большие возможности для проведения работы по развитию речи: преодолеваются различные речевые недочеты, допускаемые обучающимися при употреблении глагольных форм; обогащается словарный запас , пополняется разнообразными глаголами; расширяется работа с антонимами, синонимами, устойчивыми сочетаниями.
Значение глагола в речи.
1. Работа с текстом.
Русский язык богат глаголами. Это дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно. Читается стих.М.Исаковского «Ветер»,выделяются и анализируются глаголы.
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что -то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда – то
Вперегонку с пылью.
2. Самостоятельна работа.
Списать текст, заменяя прилагательные глаголами.
Синее небо. Вокруг золотая рожь. Вдали темный лес.
Синеет небо. Вокруг золотится рожь. Вдали темнеет лес.
(При сопоставлении текстов устанавливается, что и в том и другом случае дается описание природы, но прилагательные создают картину неподвижности, покоя, глаголы – картину действия, движения.)
3. К данным глаголам подобрать глаголы – синонимы.
Осмотреться - …(оглядеться), хвастаться -…(хвалиться), вернуть - …(возвратить), осуществляться-…(исполняться), сочетать -…(соединять), сообщить -…(известить), восхищаться -…(восторгаться), спешить -…(торопиться).
Объяснить правописание безударных гласных, проверяемых ударением; с правописанием глаголов восторгаться, восхищаться, торопиться знакомятся по орфограф. словарю. Составить с глаголами устно предложения.
4. Работа с орфографическим словарем.
М…росить, тр…вожиться, стр…миться, пор…цать.
Проверив правописание по орфограф.словарю,записывают в тетради.
Сопоставляется значение глаголов порицать (осуждать, не одобрять) и обличать (сурово порицать, разоблачать, вскрывая что-нибудь вредное, преступное .Толковый словарь.)
Устно составить с глаголами предложения, используя слова буду, стал, начал, должен, обязан, не мог, надо, можно, нельзя, не нужно и др.
5. Игра «Кто быстрей и правильней?». Определите вид глаголов выкупАть, вЫкупать; вычитАть, вЫчитать. От каких различных корней они образованы?
Можно ли вне предложения вид глаголов узнаю, выхожу, сознаюсь, сбегать, если в них не обозначено ударение.
6. Работа над устойчивыми сочетаниями с глаголами.
Фразеологические сочетания. Подобрать глаголы, близкие по смыслу, разъяснить их значение.
Ломать голову – (думать, размышлять); водить за нос – (обманывать); вывести на чистую воду – (разоблачить); зарубить на носу – (запомнить); держать язык за зубами – (молчать).
7. Подбор синонимов и антонимов.
Подобрать глаголы-синонимы к следующим глаголам 2-го лица:
Удивляешься – (изумляешься), стесняешься – (смущаешься), вглядываешься – (всматриваешься), разрешаешь – (позволяешь), выздоравливаешь – (поправляешься).
Подобрать антонимы к следующим глаголам 2-го лица:
Надеваешь, возражаешь, замерзаешь, одеваешь, горюешь.
Составить с некоторыми глаголами предложения с прямой речью и обращением, с однородными членами.
8. К глаголам, которые спрягаются особо, подобрать глаголы, близкие по значению:
Хотеть – (желать), есть – (кушать), бежать – (мчаться).
Назовите несколько устойчивых выражений, употребляющихся в этом же значении (лететь стрелой, бежать сломя голову, нестись во весь дух, мчаться на всех парусах).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.