Тема: Безударная гласная в корне слова.
Задачи:
Образовательные: учить пользоваться алгоритмом проверки слов с безударной гласной в корне слова; развивать умение объяснить правописание слов с безударной гласной, развивать умения слышать ударный гласный в слове, учить подбирать проверочные слова;
Коррекционные : развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать; развивать память, внимание, артикуляционную моторику; активизировать словарь;
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.
Оборудование: раздаточный материал, таблицы, стихи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Сейчас мы с вами определим тему урока.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
- Как же называется тема нашего занятия?
III. Артикуляционная гимнастика.
1. «Часики» - язычок двигается в правый и левый уголки губ.
2. «Качели» - язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам.
3. «Маляры» - язычком водим, как малярной щеткой, по небу.
4. «Кошка лакает молоко» - язычком делаем чашечку и заносим чашечку в рот.
5. «Лошадки» - цокаем, щелкаем язычком.
IV. Актуализация знаний по теме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
- Поработаем в двух группах (у каждого по 3 карточки со словами).
Как вы думаете, в какую колонку нужно вставить слова, которые есть у вас? Проверьте друг друга, если сомневаетесь – переверните карточку.
а |
и |
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова: т.шина, тр.винка, зач.рованный, пт.нцы, в.твистый, з.лёный, л.ства, б.льчонок, б.рёзовая, т.инственный.
- Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне)
- Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
(Составляется памятка)
|
|
V. Орфографическая разминка.
- Поднимите карточку с буквой, которая пропущена в слове. Докажите свой выбор.
Б.льшой, в.твистый, в.здушный, д.лекий, кр.кливый, с.сновый, зам.рзать от хол.да, высл.дил м.дведя, зап.сать на зиму.
- Что значит подобрать проверочное слово?
VI. Физкультминутка.
VII . Работа безударной гласной, проверяемой ударением в корне слова.
Задание 1.
Разбери слова, записанные на доске по составу.
- В каких словах гласная в корне слова находится в слабой позиции?
- Какие слова можно считать проверочными?
Задание 2.
Из стихотворения выпишите слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.
Ой ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила.
(Зима – зимний, замела – замел, поля – поле, снежком – снег, завалила – завал, озеро – озера).
Задание 3.
Чтобы выполнить следующее задание, нужно быть внимательным, уметь сосредотачиваться. Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.
Лес |
Грибы |
Дерево |
Грачи |
Человек |
Нога |
Рыба |
Вода |
Рога |
Коза |
Поляна |
Трава |
- А теперь, опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.
Задание 4.
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
- Как нужно помогать птицам зимой?
Запишите предложение под диктовку:
В морозные дни Сережа часто кормил своих пернатых друзей.
- Найди в предложении слова с безударной гласной. Докажи, что ты правильно написал.
Задание 5.
В классе стоит елочка. Укрась елочку игрушками. На игрушках написаны безударные гласные. Дети по очереди выходят к доске, читают записанное слово с пропущенной буквой, находят игрушку с гласной и вешают ее на елку.
Зв.зда, ш.ры, св.ча, сн.гурочка, л.сенок, б.льчонок, ч.сы, хл.пушка, с.ва, сн.жинка, сн.говик, гр.бок.
Задание 6. (Работа по обогащению словарного запаса):
Объясни значение слов:
Пороша, поземка, вьюга.
- Что объединяет эти слова?
Игра «Подбери слово» (подбери к названным словам однокоренные слова с указанным значением):
Синий – слово, обозначающее название птицы (Синица);
Снег - слово, обозначающее название птицы (Снегирь);
Белый - слово, обозначающее часть яйца (Белок).
VIII. Итог занятия. Оценивание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.