Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Именительный падеж имен прилагательных.
Цели деятельности учителя:
-Закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
-Применять данные знания при выполнении упражнений.
Планируемые результаты:
предметные:
- учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже;
личностные:
-формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник русского языка (Канакина В.П., Горецкий В.Г., 4кл., 2 часть), программа Школа России.
№ |
Этап урока Метод и приемы |
Хро-нометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Орг. Момент Словесн.: приветствие |
2 мин |
(слайд 1) Прозвенел звонок веселый Нам урок пора начать Встали правильно красиво Значит можно начинать - Садитесь. Давайте начнем урок.
|
Приветствовать учителя |
Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
1. |
Мотивацион- Ный
Практич.:
Словес.: ответы на вопросы
|
3 мин |
- Начнем наш урок, как всегда с каллиграфической минутки. - Прочитайте пословицу. Задержишь снег на полях зимой – будешь с хлебом осенью (слайд 2) - Как вы понимаете ее? (если будет много снега, то будет хороший урожай и много хлеба) Воспитательная работа «Блокадный хлеб» - А какие орфограммы есть в словах данной пословицы - Запишите в тетрадь пословицу, подчеркивая орфограммы |
Внимательно слушать
Вспомнить об орфограммах.
Отвечать на вопросы
|
Р: принимают и сохраняют уч задачу
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; |
2. |
Постановка учебной задачи и её решение
Словесн.: ответы на вопросы.
Словесн.: формулировка темы урока
Открытие новых знаний.
|
10 мин |
Стих «Зима» (Суриков И.) (3 слайд) - А теперь прочитаем отрывок из стихотворения и посмотрим, как здесь поэт говорит о снеге Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. - Назовите автора стихотворения? - Как называется стихотворение? - Найдите прилагательные, описывающие СНЕГ (белый, пушистый) - Что снег укрыл пеленою? - Теперь подберите к слову поле прилагательные (белое, широкое, зимнее) - В каком падеже стоят эти прилагательные? (в именительном падеже) - Какого рода? - Теперь посмотрите, какая у нас тема урока? - Тогда какая у нас цель? (узнать какие окончания могут иметь прилагательные м.р. и с.р. В И.п.) и от чего зависит их написание. - Прочитайте словосочетания. - На какие 2 группы можно разделить словосочетания? Дождевой зонт – дождливое утро Обидное слово – обидчивый человек Умственный труд – умное животное Грецкий орех (в первую группу мужского рода, во вторую среднего рода) - Кто пойдет к доске? Подойдите и разделите - Определить падеж прилагательных (в имен. Падеж) - Как определили? (по падежу имени существительного) - Выделите окончание прилагательных (ой, ый, ий, ое, ее) - Назовите вопрос, на который отвечает прилагательное мужского рода? ИЛИ - На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода? (какой?) - А на какой вопрос отвечает прилагательное среднего рода? (какое?) - Вот посмотрите. КАКОЙ? - Что вы заметили? (они не совпадают с окончание вопросительного слова какой?) - Какой вывод сделаем: Окончания –ый, -ий, не совпадают с окончанием вопр. слова (какой?), поэтому написание этих окончаний надо запомнить.
Правило (стр. 17)
Физминутка «Струп-тест» (слайд 4)
|
Отвечать на вопросы учителя.
Слушать внимательно учителя.
Предполагать тему. урока и целей.
|
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают.
|
3. |
Решение частных задач
Словесн.: ответы на вопросы.
. Словесн.: фронтальная проверка.
Практич.: письменное упражнение.
Словесн.: фронтальная проверка
Физминутка
.
Практич.: работа по рядам над письменным заданием, фронтальная проверка
|
20 мин |
Игра «Найдите лишнее» (слайд 5) -ое, -ее, -ие, -ае, -ые, -ой, -ай, -ый, ий. - Из этих окончаний найдите лишнее - Почему? (таких окончаний нет) - А остальные? (ср.р. –ое, -ее; м.р. –ой, -ый, -ий; мн. ч. –ые, -ие)
Словарный диктант «Антонимы» - Я покажу прилагательные, а вы пишите его антонимы, в той же форме в столбик. - Пишем без подсказки. Все работаем про себя. Сложный Нижний Лживый Грузовые Новое Легкое Звонкий - Давайте проверим. Первое слово прочитает… - Определите род, число, падеж.
Морфологический разбор (групповой) - Я раздам вам тексты. Прочитайте. - 1 группа выпишите из… предложения и сделайте морфологический разбор - Давайте послушаем 1 группу и проверим
Физминутка «Мнемотехника» «Маша нашему малышу сшила новые штанишки. Сшила шубку, сшила шарф для мишутки-малыша». - Теперь немножко отдохнем. Встали все и поиграем игру «Мнемотехника»
Упражнение 30. - Читаем задание. - Прочитаем четверостишие. О чем оно? - Какое окончание напишем? Почему? Зимний (-ий, потому что существительное вечер м. рода) - А здесь? (синие) (-ие, потому что звезды мн. числа) - Синий (-ий, потому что иней мн. числа) - Какое прилагательное стоит в форме И.п.? - А какие слова однокоренные с корнем «син»? (синий, в синем, синие) Вечер зажег (что сделал?) Ветви сыплют (что делают?) - Спишите четверостишие в тетрадь и выделите окончания прилагательных - Один пойдет к доске, а остальные в тетрадях - 2 предложение (сделаем синтетический разбор предложения) - Разберем 2 предложение по членам
Стихи (групповой) «Кто быстрее» - Поиграем игру «Кто быстрее» - Сочиняем стих по теме, только из прилагательных, которые есть в конверте. Разложите все листочки в четыре строки (в четверостишие) МОРЕ МОРОЖЕНОЕ ЛЕТО КАНИКУЛЫ - Вставьте пропущенные окончания и докажите МОРЕ: Такое бескрайн… , Такое глубок…, Такое огромн…, Черн… МОРОЖЕНОЕ: Вкусн… и сладк…, Холодн…, но приятное Шоколадн…, земляничн…, ванильн… и клубн… ЛЕТО: Жарк… или холодн…, Знойн… или прохладн… Длинн… иль недолг…, Но такое оно долгожданн… КАНИКУЛЫ: Осенн…, весенн…, И зимн… отличные! Но летние –любимые, Больш…, безграничн… - Давайте послушаем ваши стихи. Молодцы!
Дифф. работа А) определить род прилагательных (слабым) Б) тест (средним) В) прослк. прил. (одаренным)
|
Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.
Выполнять упражнение письменно.
|
П: осуществляют поиск необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.
-Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
|
4. |
Итог урока. Рефлексия (предметная).
Словесн.:ответы на вопросы, самоанализ.
Домашнее задание |
5 мин |
- Урок вам понравился? - Скажите, что понравилось? (сочинять стихи, физминутки, игры) - Вы все работали очень хорошо - В первой группе всем пятерки (постарайтесь на след. уроке)… - Молодцы! - Домашнее задание (запишите в дневник) «5» - 1) упр. 31, 2) упр. 32 3) прев-во значение из словаря или из других источников «4» - упр. 32, прав-во. «3» - прав-во
- Спасибо всем за работу!
Урок окончен, можете идти на перемену.
|
Отвечать на вопросы. Определять свое эмоциональное состояние на уроке. Проводить самооценку, рефлексию. Оценивать свою работу. Обобщать изученное.
|
П.: Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.