Русский язык. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

  • doc
  • 25.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала № 2.doc

 

Тема:  Одушевлённые и неодушевлённые имена           существительные

Цель: 

-формирование умений распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- активизировать ранее изученную лексику;

- тренировать в постановке вопроса к именам существительным;

- определять грамматические признаки имени существительного;

- систематизировать знания детей об одушевлённых  и неодушевлённых именах существительных.

-формировать ключевые компетентности учащихся;

 

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся гостям, друг другу. Тихо садимся и проверяем осанку.   Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Интересным, развивающим, познавательным…)

 - Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников.

- В течение всего урока вы будете оценивать свою работу .

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы:  (слайд 2)

Учите русский годы к ряду,                

С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?

-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.

-С чего начнём работу?

2. Минутка чистописания (слайды 3, 4)

- С какой целью её проводим? (тренируемся писать красиво, правильно)

3. Актуализация опорных знаний

 Картинный диктант     (слайды 5,6)

- С какой частью речи мы работаем на уроках сейчас?

-Что такое имя существительное?

-Записываем слова, в два столбика, в какие,  подумайте сами.

-Капуста, воробей, огурец, ворона, морковь, сорока.

-На какие группы вы их разделили?  (птицы, овощи)

-Что нужно запомнить?

- Оцените свою работу. 

4. Формулирование темы урока, постановка цели  (слайд 7)

-А по какому признаку можно было определить слова в каждом столбике?

(отвечают на вопросы кто? И что?)

- Сформулируйте тему урока.

(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

Что мы будем делать на уроке?

 (Научимся  различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,  определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по алгоритму)

5. Работа по теме урока

- Русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Давайте выделим корень.

А как определить одушевлённое или неодушевлённое существительное?

Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

-Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова. (Слайд 8)

Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.

- Найдите существительное и определите одушевлённое или неодушевлённое оно.

-АЛГОРИТМ   (слайд 9)

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

- На какие две группы мы можем разделить имена существительные в зависимости от вопроса?

( Одушевлённые и неодушевлённые)

- Кто относится к  одушевлённым именам существительным?

( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Оцените работу .

6. ФИЗМИНУТКА.  (Слайды 10-27) (Динамическая физминутка «Барбарики»)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику на стр. 13   упр. 17   ( Слайд 28)

 Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина,

-Какое настроение вызвало стихотворение?

-Что представили?

Найдём существительные. Можете ли вы определить их одушевлённость? Почему?

-Легко ли будет выполнить задание?

-В чём трудность?

-Когда жил Пушкин?

Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке   (Слайд 29)

Работа в группе:

-  определить одушевлённость – неодушевлённость  имён существительных.

-Оцените свою работу на данном этапе

8. Самостоятельная работа с самопроверкой  (Слайды 30-33)

- Оцените свои силы. Работа по карточкам

- Перед вами на столе карточки . Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам (дифференцированная работа)

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые  имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

- Проверьте.  

- Оцените свою работу.  (Слайд 33)

9. Закрепление изученного (Слайд 34)

- Посмотрите на экран. Следите глазками за движущимися снежинками.

Составьте предложение по этому рисунку. ( разбор предложения)

10. Итог урока (Слайд 35)

- Чему научились на уроке?

- Как можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?

 11. Рефлексия учебной деятельности

Вернёмся к эпиграфу.  (Слайд 36)

-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:  (слайд 37)

Я узнал …

Я вспомнил…

Я научился…

Я горжусь ….

- Оцените свою работу на уроке.

12 Домашнее задание  

Стр. 18Упр. 26.