Русский язык. Рабочая программа.
Оценка 4.8

Русский язык. Рабочая программа.

Оценка 4.8
doc
24.11.2021
Русский язык. Рабочая программа.
РУССКИЙ ЯЗЫК.doc

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ РО СШИ

___________  / Н.Н. Чопурян

 

приказ  № ___от_______2021 г.

 «Семичанская школа-интернат» Дубовского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  Русскому языку

составлена по программе курса «Школа России»

                       под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2021г.

 

 

 для 1 класса

 

 

 

 

 

     Составитель:

    Бородина Лилия Викторовна

Количество часов: 165

 Из них   100часов, отводится урокам обучения письму,

   65часов, урокам русского языка.

 

 

 

 

                                           2021 - 2022 учебный год.                 

Пояснительная записка.   

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом

-проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РО Семичанской школы – интерната по предмету «Русский язык»;

-примерной программы начального общего образования по русскому языку;

-программ УМК «Школа Росси» под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2021г.

-рабочей программы воспитания ГБОУ РО Семичанской школы – интерната;

-положения о рабочей программе;

- учебного плана и годового календарного графика ГБОУ РО Семичанской школы – интерната.

Для реализации  Адаптированноой рабочей программы в 1 классе используется учебно-методический комплект «Школа России» который включает в себя учебник:  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

       Адаптированная  образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

      АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования, определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

       Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать ин­ формацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности

Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа Значимыми личностными результата­ ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка Достижение этих личностных результатов длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий  на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­ нонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони­ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

    овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

    овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

    развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию

Примерная рабочая программа разработана с целью  оказания методической помощи учителю начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения

 

Описание места предмета  в учебном плане.

     В соответствии с Учебным планом школы-интерната на 2021 – 2022 учебный год рабочая программа  по   «Русскому языку», рассчитана на 5часов в неделю, всего  165часов.

 

 

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

     становление ценностного отношения к своей Родине России;

     осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

     сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

     уважение к своему и другим народам;

     первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания:

     признание индивидуальности каждого человека;

     проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания:

     осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания:

     первоначальные представления о научной картине мира;

     познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

     сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения

языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;

    характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

    находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

    анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять  учебные  операции при анализе языковых единиц;

    выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию

Базовые исследовательские действия:

    формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

    формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;

    проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание

Работа с информацией:

    выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках;

    распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;

    соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, за­ конных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;

    анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксирован­ ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации  К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

     соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения;

     проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения

Создание устных и письменных текстов:

     строить речевое высказывание в соответствии с постав­ ленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

     создавать устные и письменные тексты (описание, рас­ суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

     готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания

Совместная деятельность:

     принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно раз­ решать конфликты;

     ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

     выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

     планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;

     выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

     соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

     находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;

     корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

     сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

     различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

     вычленять звуки из слова;

     различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

     различать ударные и безударные гласные звуки;

     различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

     различать понятия «звук» и «буква»;

     определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

     обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами

е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

     правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

     писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

     применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

    правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

     писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

     находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

     понимать прослушанный текст;

     читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками пре­ пинания в конце предложения;

     находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

     составлять предложение из набора форм слов;

     устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

     использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

 

Содержание курса

Обучение грамоте1

Развитие речи.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух

Слово и предложение

Различение слова и предложения Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа Наблюдение над значением слова.

Фонетика.

Звуки речи Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и  количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове Ударный слог.

Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.


Последовательность букв в русском алфавите.

1 Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению На «Обучение грамоте» отводится 9 часов в неделю (5 часов «Русского языка» и 4 часа «Литературного чтения»)

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук)  Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.

Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих жи, ши положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в на­ чале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

 

Систематический курс

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения  Цели и ситуации общения

Фонетика

Звуки речи Гласные и согласные звуки, их различение Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и] Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]

Слог Количество слогов в слове Ударный слог Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Графика.

Звук и буква Различение звуков и букв Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и Функции букв е, ё, ю, я Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис.

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений Составление предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение:

раздельное написание слов в предложении;

·  прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

·  перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

·  гласные после шипящих жи, ши положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

·  сочетания чк, чн;

·  слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·  знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки Алгоритм списывания текста

Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми Текст как единица речи (ознакомление)

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, об­ ращение с просьбой).


Тематическое планирование 1 класс.

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

Обучение грамоте1 (192 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 92 ч предмета «Литературное чтение»)

1

Развитие речи

(8 ч)

Составление небольших рассказов повествова­ тельного характера по серии сюжетных карти­ нок, материалам соб­ ственных игр, занятий, наблюдений Понимание текста при

его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в пра­ вильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки

Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последо­ вательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последователь­ ность картинок, составление устного рассказа по восстанов­ ленной серии картинок

Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т д )


1 В данном тематическом планировании из 165 ч на «Обучение грамоте» заложено 100 ч и 50 ч — на систематический курс, резерв составляет 15 ч, эти часы могут быть добавлены как к обучению грамоте, так и к систематическому курсу. Выделенное количество учебных часов на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом уровня готовности первоклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

 

Совместная работа по составлению небольших рассказов опи­ сательного характера (например, описание как результат совместных наблюдений, описание модели звукового состава слова и т д )

Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам

Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение уместности или неуместности исполь­ зования тех или иных речевых средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании

2

Слово

и предло- жение

(13 ч)

Различение слова и предложения Работа с предложением: выделе­ ние слов, изменение их порядка, распростране­ ние предложения Различение слова и обозначаемого им пред­ мета Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа Наблюдение над значени­ ем слова Активизация

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом

Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке

Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получив­ шегося)

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской Самостоятельная работа: определение количества слов

в предложении, обозначение слов полосками

Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели

 

 

 

 

и расширение словарного запаса Включение слов

в предложение Осознание единства звукового состава слова и его значения

Игровое упражнение «Придумай предложение по модели» Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки)  Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать разли­ чать слово и обозначаемый им предмет

3

Фонетика (27 ч)

Звуки речи Интонацион­ ное выделение звука в слове Определение частотного звука в стихотворении Называ­ ние слов с заданным звуком Дифференциа­ ция близких по акусти­ ко­артикуляционным признакам звуков Установление последова­ тельности звуков в слове и количества звуков Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звука­ ми Звуковой анализ слова, работа со звуковы­ ми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих задан­ ной модели

Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интона­ ционного выделения звука в слове)

Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове)

Игра­соревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком  при   прослушивании   стихотворения» Упражнение: подбор слов с заданным звуком

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)

Совместная работа: группировка слов по первому звуку

(по последнему звуку), по наличию близких в акустико­арти­ куляционном отношении звуков ([н] [м], [р] [л],

[с] [ш] и др )

Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях

Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характе­ ристик звуков Совместное выполнение задания: проанали­ зировать предложенную модель звукового состава слова

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

Особенность гласных

и рассказать о ней Творческое задание: подбор слов, соответ­

звуков Особенность

ствующих заданной модели

согласных звуков

Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава

Различение гласных

(нахождение сходства и различия)

и согласных звуков

Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответ­

Определение места

ствующими им моделями

ударения Различение

Комментированное выполнение задания: группировка

гласных ударных

звуков по заданному основанию (например, твёрдые мяг­

и безударных Ударный

кие согласные звуки)

слог

Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произно­

Твёрдость и мягкость

шению от согласных звуков?»; как результат участия в

согласных звуков как

диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсут­

смыслоразличительная

ствию/наличию преграды

функция Различение

Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдо­

твёрдых и мягких

сти — мягкости звук)

согласных звуков

Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются

Дифференциация парных

от мягких согласных звуков?»

по твёрдости мягкости

Совместная работа: характеристика особенностей гласных,

согласных звуков

согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслу­

Дифференциация парных

шивание одноклассников

по звонкости глухости

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс

звуков (без введения

и результат выполнения задания

терминов «звонкость»,

Комментированное выполнение упражнения по определению

«глухость»)

количества слогов в слове, приведение доказательства

Слог как минимальная

Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов

произносительная

Дифференцированное задание: подбор слова с заданным

единица Слогообразую­ щая функция гласных

ударным гласным звуком

 

 

 

звуков Определение количества слогов в слове Деление слов на слоги (простые однознач­ ные случаи)

Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответству­ ющих схеме

Работа в группах: объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения

Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука

4

Графика

Звук и буква Буква как

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывает­

 

(изучается

знак звука Различение

ся умение соотносить звук и соответствующую ему букву)

 

параллельно

звука и буквы Буквы,

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначаю­

 

с разделом

обозначающие гласные

щих гласные звуки в открытом слове: буквы гласных как

 

«Чтение»)

звуки  Буквы, обознача­

показатель твёрдости — мягкости предшествующих соглас­

 

ющие согласные звуки

ных звуков

 

 

 

Овладение слоговым

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие

 

 

принципом русской

близкие по акустико­артикуляционным признакам соглас­

 

 

графики Буквы гласных

ные звуки ([с] [з], [ш] [ж], [с] [ш], [з] [ж], [р] [л],

 

 

как показатель твёрдо­

[ц] [ч’] и т д ), и буквы, имеющие оптическое и кинетиче­

 

 

сти мягкости соглас­

ское сходство (о а, и у, п т, л м, х ж, ш т,

 

 

ных звуков

в д и т д )

 

 

Функции букв, обознача­

Дифференцированное задание: группировка слов в зависи­

 

 

ющих гласный звук в

мости от способа обозначения звука [й’]

 

 

открытом слоге: обозначе­

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объясне­

 

 

ние гласного звука и

ние в ходе диалога функции букв ь и ъ

 

 

указание на твёрдость или

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении

 

 

мягкость предшествую­

алфавита для систематизации информации, о важности

 

 

щего согласного Функ­

знания последовательности букв в русском алфавите

 

 

ции букв е, ё, ю, я

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»

 

 

Мягкий знак как показа­

Игра­соревнование «Повтори алфавит»

 

 

тель мягкости предшест­

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по

 

 

вующего согласного

алфавиту»

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

звука в конце слова Разные способы обозначе ния буквами звука [й’] Функция букв ь и ъ Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

Работа в парах: нахождение ошибок в упорядочивании слов по алфавиту

5

Чтение

Формирование навыка

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать

 

  80ч.

слогового чтения (ориентация

на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений

слоги с изменением буквы гласного

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию

 

 

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании

Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с прочитанным (отрабатывается умение осознавать смысл прочитанного предложения/текста)

Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении

Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографи­ ческого и орфоэпического, о целях этих двух видов чтения Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением Работа в парах: тренировка в выразительном чтении

6

Письмо (70ч)

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать

во  время  письма Анализ начертаний письменных   заглавных и строчных букв Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы из элементов

Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв Игровое упражнение «Назови букву», направленное на различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов

Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх пяти слов со звуками в сильной позиции Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным шрифтом

Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ ний с соблюдением гигиенических норм Овладение разборчивым, аккуратным письмом

Письмо под диктовку слов и предложений, написа­ ние которых не расходит­ ся с их произношением Усвоение приёмов и по­ следовательности пра­ вильного списывания текста

Понимание функции небуквенных графиче­ ских средств: пробела между словами, знака переноса

Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы

Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство) Учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать предложение, записанное без пробелов между словами?»

7

Орфография и пункту- ация (изуча- ется парал-

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с буквосо­ четаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу

Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания­ ми ча, ща, чу, щу, жи, ши

 

 

лельно с разделом

«Письмо»)

обозначение гласных после шипящих жи, ши положении под ударе­ нием), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички живот­ ных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препи­ нания в конце предложе­ ния

Упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, с правильным оформлением начала и конца предложе­ ния, с соблюдением пробелов между словами Комментированная запись предложений с обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы

Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную букву

Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил

Систематический курс (50 ч)

1

Общие сведе- ния о языке

 (1 ч, далее продолжает- ся изучение во всех разделах курса)

Язык как основное средство человеческого общения

Осознание целей и ситуа­ ций общения

Рассказ учителя на тему «Язык средство общения людей» Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?» Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения

Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенно­ стей ситуаций устного и письменного общения

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью

2

Фонетика

 (4 ч)

Звуки речи   Гласные и согласные звуки, их различение  Ударение

в слове Гласные ударные и безударные Твёрдые

и мягкие согласные звуки, их различение

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного)

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

Звонкие и глухие соглас­ ные звуки, их различе­ ние Согласный звук [й’] и гласный звук [и] Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]

Слог Определение количества слогов в слове Ударный слог Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных)

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком» Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и соглас­ ных звуков»

Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характери­ стике)

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предло­ женных) и его качественной характеристики

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахож­ дение допущенных при характеристике ошибок Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно из ряда предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава

3

Графика

(2 ч)

Звук и буква Различение звуков и букв Обозначе­ ние на письме твёрдости согласных звуков буква­ ми а, о, у, ы, э; слова

с буквой э Обозначение на письме мягкости

Моделировать звуко­буквенный состав слов

Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звуко­бук­ венной модели

Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы

о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов

 

 

 

согласных звуков буква­ ми е, ё, ю, я, и Функции букв е, ё, ю, я Мягкий знак как показатель мягкости предшествую­ щего согласного звука в конце  слова Установление соотноше­ ния звукового и буквен­ ного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквен­ ных  графических средств: пробела между словами, знака переноса Русский алфавит: правильное название букв, знание их последо­ вательности Использова­ ние алфавита для упоря­ дочения списка слов

Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв

Упражнение: определение количества слогов в слове, объяс­ нение основания для деления слов на слоги

Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягко­ сти предшествующего согласного)

Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного)

Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом

и буквенном составе слова Игра­соревнование «Повтори алфавит»

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»

4

Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Произношение  звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

(на ограниченном переч­ не слов, отрабатываемом в учебнике)

Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике

Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумы­ вать рифмы)

Дидактическое упражнение: придумать предложения

с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

 

Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу

5

Лексика и морфо- логия

(12 ч)

Слово как единица языка (ознакомление)

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление) Выявление слов, значе­ ние которых требует уточнения

Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?» Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?»,

«что?»

Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос

«кто?»

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?»,

«какая?», «какое?», «какие?»

Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?»

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»

Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?»

Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает?»

6

Синтаксис (5 ч)

Предложение как едини­ ца языка (ознакомление) Слово, предложение (наблюдение над сход­

Работа со схемой предложения: умение читать схему предло­ жения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме

с учётом знаков препинания в конце схемы

 

 

 

 

ством и различием) Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов Восстановление деформи­ рованных предложений Составление предложе­ ний из набора форм слов

Совместная работа: составление предложения из набора слов

Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках

Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок

Практическая работа: деление деформированного текста

на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложе­ ний

7

Орфография и пункту- ация

(14 ч)

Ознакомление с правила­ ми правописания и их применение:

·   раздельное написание слов в предложении;

·   прописная буква

в начале предложения и в именах собствен­ ных: в именах и фами­ лиях людей, кличках животных;

·   перенос слов (без учёта

морфемного членения слова);

·   гласные после шипя­ щих жи, ши положе­ нии под ударением), ча, ща, чу, щу;

Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различ­ ными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов

Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку

Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании

Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания

Наблюдение за написанием в предложенных текстах соб­ ственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила

в учебнике

Упражнение: запись предложений, включающих собствен­ ные имена существительные

Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существи­ тельных

 

 

п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

 

 

·   сочетания чк, чн;

·   слова с непроверяемы­ ми гласными и соглас­ ными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·   знаки препинания

конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Усвоение алгоритма списывания текста

Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл орёл, Снежинка снежинка, Пушок пушок и т. д.).

Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения.

Наблюдение за языковым материалом, связанным с перено­ сом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые нельзя переносить.

Орфографический тренинг: отработка правописания сочета­ ний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил.

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника.

Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями

чк, чн.

Проектное задание: подобрать текст диктанта, который можно использовать для проверки написания сочетаний гласных после шипящих

8

Развитие речи

(12 ч)

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуа­ ции общения (приветствие, прощание, извинение, благодар­ ность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих

 

 

 

(ознакомление). Осозна­ ние ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодар­ ность, обращение с просьбой)

ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета.

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы.

Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с исполь­ зованием опорных слов.

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа.

Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выраже­ ния извинения.

Комментированное выполнение задания: выбор из предло­ женного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения.

Творческое задание: придумать ситуации общения, в кото­ рых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.

Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речево­ го этикета в описанных в тексте ситуациях общения.

Работа в группах: оценивание предложенных юмористиче­ ских стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета

 


Ростовской области УТВЕРЖДАЮ директор

Ростовской области УТВЕРЖДАЮ директор

Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по предмету «

Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по предмету «

Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа лом в развитии функциональной грамотности младших школь ников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная…

Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа лом в развитии функциональной грамотности младших школь ников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная…

Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­ нонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного…

Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­ нонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

Работа с информацией : — выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информа цию в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и…

Работа с информацией : — выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информа цию в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и…

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми руются регулятивные универсальные учебные действия

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми руются регулятивные универсальные учебные действия

Содержание курса Обучение грамоте 1

Содержание курса Обучение грамоте 1

Слог как минимальная произносительная единица

Слог как минимальная произносительная единица

Фонетика Звуки речи Гласные и согласные звуки, их различение

Фонетика Звуки речи Гласные и согласные звуки, их различение

Алгоритм списывания текста

Алгоритм списывания текста

Тематическое планирование 1 класс

Тематическое планирование 1 класс

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание

Фонетика (27 ч) Звуки речи

Фонетика (27 ч) Звуки речи

Фонетика (27 ч) Звуки речи

Фонетика (27 ч) Звуки речи

Буквы гласных ные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], как показатель твёрдо­ [ц] — [ч’]…

Буквы гласных ные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], как показатель твёрдо­ [ц] — [ч’]…

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ ствующей индивидуаль ному темпу

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ ствующей индивидуаль ному темпу

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание

Общие сведе- ния о языке (1 ч, далее продолжает- ся изучение во всех разделах курса)

Общие сведе- ния о языке (1 ч, далее продолжает- ся изучение во всех разделах курса)

Графика (2 ч) Звук и буква

Графика (2 ч) Звук и буква

Тема, раздел курса Программное содержание

Тема, раздел курса Программное содержание

Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов

Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов

Усвоение алгоритма списывания текста

Усвоение алгоритма списывания текста

Осозна­ ние ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение

Осозна­ ние ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение
Скачать файл