Русский язык "Слог, как единица речи"

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слог.docx

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»

Цели:

Образовательные:

  • закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
  • закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;
  • активизация словарного запаса учащихся

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков слогового анализа и синтеза.
  • развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

  • магнитная доска, карточки для индивидуальной работы «Домик слогов»;
  • карточки со слогами и деформированными словами, предметные картинки «Фрукты», индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

  1. Артикуляционная гимнастика. (Работа с зеркалами)

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

  • Наши ушки внимательно слушают.
  • Ротик – на замочке.
  • Наши глазки все замечают и запоминают.
  • Говорим четко, громко.

Для этого потренируем органы речи (Сказка о «Веселом Язычке)

  1. Жил был язычок за своим заборчиком, скучно ему стало и отправился он гулять. Гулял, гулял по улицам, по парку, потом устал и решил отдохнуть на скамеечке (упражнение «Лопаточка»)
  2. Отдохнул язычок и понял, что хочет пить. Но вот беда вода есть, а пить не из чего. Подумал, подумал Язычок и сделал себе красивую чашку. Попробуйте и вы сделать такую. (упражнение «Чашечка»)
  3. Пошел Язычок дальше и вдруг видит как на прекрасный цветок села пчелка и запустила в середину тоненькое острое жало. Захотелось ему узнать такой ли у него остренький язычок, как жало у пчелки. (упражнение «Иголочка»)
  4. Гулял Язычок, гулял, и вспомнил, что пора домой. Надо узнать который час. Покажи Язычку, как работают часы. (упражнение «Часики»)
  5. Устал Язычок, а домой идти далеко. И тут видит лошадка детей катает, и решил он прокатиться домой на лошадке. (упражнение «Лошадка»).

3. Графическое изображение слогового состава слов.

Записать названия картинок графически:

Например, слово «зима» можно записать так - и а.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_2.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_3.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_3.png

Как назвать всё это одним словом?

(Это фрукты).

Вспомните, какие слова мы записали?

4. Знакомство со слоговыми домиками.

Детям раздаются карточки с домиком.

- Перед вами необычный домик. В нем живут слоги.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_6.jpeg

На первом этаже живут слоги, начинающиеся на С.

На втором этаже – с М. С какой буквы начинаются слоги на 3 этаже? 4 этаже?

В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на А…

- Впишите в окошки слоги.

Дети заполняют таблицу.

- Раскрасьте ваш домик так, как вам нравится.

Примеры работ детей.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_7.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5718cdd9cd916/gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi_8.jpeg

Прочитайте по порядку все слоги, живущие на 4 этаже, на 3 этаже, на 2, на 1.

Прочитайте снизу вверх слоги, живущие в 3 подъезде. Назовите слог, который живёт в 4 подъезде на 3 этаже. Найдите слог МУ, назовите его адрес. Какой слог живёт слева от него, над ним?

5. Работа в тетради. Составление слов.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь!

Слоги часто ходят друг к другу в гости. Когда они встречаются, получаются слова. Записываем слова в тетрадь.

Задания:

  • Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 4 этажа и слог из 1 подъезда 3 этажа? ( вода)
  • Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 4 этажа? (сова)
  • Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 3 этажа и 1 подъезда 2 этажа? (дома)
  • Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 2 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (мода)
  • Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (сода)

Дети составляют слова, называют и записывают их. Сколько слогов в каждом слове?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7. Игра “Цепочка слогов”.

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем.

Распутайте цепочку слов. (Слова составляем устно.)

КО

 

НО

 

БА

 

КА

 

РА

 

РЫ

РАН

 

Получившиеся слова: кора, рано, норы, рыба, баран, ранка, баранка.

Сколько слогов в каждом слове?

Отгадайте загадку:

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (КОРОВА.)

В каждом окошке вы должны нарисовать картинку, начинающуюся на данный слог.

КО

 

Есть, ребята, у меня,

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Коньки

РО

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пойдём искать их днём,

Ищем-ищем, не найдем.

Роса

ВА

 

Две плетёнки,

две сестрёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Варежки

8. Пальчиковая гимнастика

      1. Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев)

      1. Полетели птички,

Птички – невелички.

Сели птички. Посидели.

Опять полетели. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

      1. Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

9. Игра «Угадай-ка».

Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом, наборная полоска, прищепки.

Ход игры:

Перед вами изображены три предметные картинки.

Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове.

Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.

Наборы предметных картинок:

  1. кит, чашка, лопата
  2. Бант, шапка, капуста
  3. Стул, платье, корова
  4. Шкаф, часы, колготки.
  5. Хлеб, банка, телевизор

10. Рефлексия.

-Ребята вам понравился урок?

- Что мы сегодня учились с вами делать?

- Для чего необходимо это умение?

  1. Самооценка. Мишень настроения.

- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.