УМК «Начальная школа XXI века»
Русский язык
2 класс
Тема урока: «Слова-антонимы»
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель:
Создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте, определять значение слова с помощью словаря.
Задачи урока:
наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
ввести термин «антонимы»;
находить, подбирать антонимы;
наблюдать за ролью антонимов в речи.
Планируемые результаты:
Предметные: объясняют понятие «антонимы», осуществляют подбор антонимов, используют антонимы в тексте.
Личностные результаты: проявляют прилежание к учёбе; имеют адекватную позитивную самооценку; желают осваивать новые учебные действия, достигать положительных результатов труда.
Универсальные учебные действия :
П – умение самостоятельно выделять и оформлять познавательную цель.
Р – оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
К – формируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания; умеют задавать вопросы.ё
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с пословицами.
Этапы урока |
Содержание урока |
Презентация (№ слайдов) |
1 |
Организационный момент. |
|
2 |
Чистописание.
|
|
3 |
Постановка проблемного вопроса. - К нам на урок пришёл гость – карандаш. Сегодня он поможет мне провести урок.
- Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал.
Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».
- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?
|
2
3 |
4 |
Открытие нового. Тема урока. Задачи урока.
Карандаш задает вопросы: - Сравните пары слов: толстый – тонкий спокойный – тревожный веселится – огорчается. - Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению)
- На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, их называют антонимы.
- Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала.
Тема урока: «Слова-антонимы». (записать в тетрадь)
- Что бы вы хотели узнать об этих словах? (признаки антонимов, для чего они нужны) - Чему будем учиться на уроке? (находить антонимы, правильно употреблять их в речи)
|
4
5
6 |
5 |
Определение признаков слов-антонимов.
-Определение слов-антонимов, которое мы вывели в начале урока, - неполное. Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают)
Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.
- Что значит слово «антоним»? Сравните его со словом «синоним»: чем похожи, в чем различие? («онима» - (с древнегреческого) имя, «синоним» – одноименный)
- Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет приставка анти- в этих словах?
-Проверим себя по учебнику. Урок 107. с.60. Обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» и «Тайны русского языка»
|
7
8
9
|
6 |
Упражнение в подборе антонимов.
Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. Работа в группах.
Знай больше, а говори … (меньше). Мир строит, а война … (разрушает). Думай медленно, работай … (быстро). Ласточка день начинает, а соловей … (кончает). Не дорого начало, похвален … (конец).
- Выпишите любые три пары антонимов.
Упражнение №2. - Поработайте сначала в парах.
Проверка с последующей записью: белый – чёрный далеко – близко брать – отдавать друг – враг
- Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой на урок. На какой вопрос ответили?
|
10
11
|
7 |
Физкультминутка. Игра «Делай все наоборот» |
|
8 |
Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.
- Прочитайте первый текст.
- Замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (предлагаются карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний)
Текст № 1. Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы.
Текст № 2. Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы. - Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст?
- Какую роль играют антонимы в русском языке?
- На какой вопрос нашли ответ?
- Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать антонимы?
|
12-13
14
15
16 |
9 |
Работа со словарем антонимов.
- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)
Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов. - Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? |
|
10 |
Рефлексия.
- Продолжите предложения. На уроке я узнал(а) … . Могу рассказать другим … . Было трудно … Было интересно … . |
17 |
11 |
- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи?
Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».
- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения надо помнить?
|
18 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.