Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 2-3 класса с ЗПР, НЧП, ОНР
Тема: Речь. Предложение. Слово. Деление слов на слоги.
Цель: уточнить понятие слога как части слова.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить понятие слога как части слова;
2) учить детей различать словосочетания и слова, предложения;
3) познакомить детей с главными членами предложения.
Развивающие:
1) совершенствовать навыки слогового анализа;
2) развивать умение отвечать полным предложением;
3) развивать умение составлять предложение из слов, данных вразброс;
4) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать навыки общения.
Оборудование: зеркала; индивидуальные карточки со слоговыми схемами.
Ход занятия
1. Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.
2. Артикуляционная гимнастика (5 мин).
Упражнения для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для язычка:
«Блинчик», «Чашечка», «Парус», «Грибок».
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
3. Пальчиковая гимнастика (4 мин).
«Звездочка», «Кулак, ребро, ладонь» (правой рукой, левой, двумя), «Стряхнули капельки водички».
Логопед показывает верное выполнение упражнений.
4. Основная часть (13 мин).
А) Различение словосочетаний, слов и предложений.
- Ребята, я скажу, а вы ответьте – слово это или нет. Высокие ели. Это слово? /Нет/.
- Добавьте несколько слов, чтобы получилось предложение. /В лесу растут высокие ели/.
- Хорошо. А забавный котенок – это предложение или словосочетание? /Это словосочетание/.
- Чем отличается словосочетание от предложения? Что выражает предложение? /Предложение выражает законченную мысль/.
- А словосочетание выражает законченную мысль? /Словосочетание не выражает законченную мысль/.
- Да. Вот так мы будем различать предложения и словосочетания.
Б) Работа в тетрадях. Главные члены предложения.
- Внимательно меня послушайте. Барабанит, по, сильный, крышам, дождь – это предложение? /Это набор слов/.
- Да. Составьте из этих слов предложение. /Сильный дождь барабанит по крышам/.
- Запишите это предложение к себе в тетрадь.
Дети записывают предложение.
- Как пишем предлоги со словами? /Предлоги со словами пишем раздельно/.
- Найдите в этом предложении предлог. /Предлог – по/.
- Хорошо. А теперь мы будем пробовать по одному слову убирать. Давайте уберем первое слово. Что получится? /Дождь барабанит по крышам/.
- Запишите это предложение.
Дети записывают предложение.
- Какое ещё слово можно убрать? /Можно убрать – по крышам/.
- И что у нас тогда получится? /Барабанит дождь/.
- Это предложение? /Да/.
- Запишем его в тетрадь.
Дети записывают предложение.
- А теперь посчитайте, сколько слов в каждом предложении и запишите в скобочках цифры.
Дети выполняют задание.
Далее – коллективная проверка.
- Можно ещё убрать слово? /Нельзя/.
- Правильно, нельзя. Эти два слова – дождь барабанит – главные. О чем говорится в предложении? /В предложении говорится о дожде/.
- Что? /Дождь/.
- Подчеркнем одной чертой. Это подлежащее.
- Дождь что делает? /Барабанит/.
- Подчеркнем двумя чертами. Это сказуемое.
- Найдите в остальных предложениях эти слова и подчеркните.
Дети выполняют задание.
- Что мы выделили в предложениях? /Мы выделили главные слова/.
5. Физминутка (2 мин).
- А сейчас мы немножко отдохнем. Встали возле парт.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (дети встают, «руки по швам»).
Руки в стороны, согнули (разводят руки в стороны, сгибают),
Вверх подняли, помахали (поднимают руки вверх, машут).
Спрятали за спину их и оглянулись (прячут руки за спину):
Через правое плечо, через левое ещё (оглядываются через правое, через левое плечо).
Дружно присели, пяточки задели (приседают, руками дотрагиваются до пяточек).
На носочки поднялись (встают на носочки, поднимают руки вверх),
Опустили руки вниз (опускают вниз).
- Хорошо. Присаживайтесь, продолжаем работать.
6. Основная часть (продолжение) (13 мин).
В) Повторение правила о гласных и слогах.
- Ребята, кто помнит, какие слова мы подчеркивали? /Дождь барабанит/.
- Давайте разделим эти слова на слоги. Какое слово короче? /Короче слово дождь/.
- Сколько в этом слове слогов? /В этом слове 1 слог/.
- А в слове барабанит? /4 слога/.
- Хорошо. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.
Далее – хоровое проговаривание.
Г) Работа со слоговыми схемами.
Логопед раздает детям карточки со слоговыми схемами (1 слог, 2 слога, 3 слога).
- Я вам буду называть слова, а вы показывайте подходящую схему.
Школа, сундук, гвоздь, пустырь, сидит, осенний, крокодил, витамин, витаминка.
Дети поднимают нужную карточку.
Д) Придумывание слов по схеме.
- Я вам покажу схему, а вы придумайте слово.
Логопед спрашивает каждого ребенка.
- Что мы делали? /Придумывали слова/.
Е) Составление слов из слогов.
- Ребята, внимательно меня послушайте. Я буду называть слоги, а вы должны составить из них слово.
Мот, бе, ге.
Дил, ко, кро.
Ла, рил, го.
Ан, ло, ти, па.
Рав, жи.
Бра, ко.
На, е, ги.
Дети составляют слова из слогов.
- Все слова, что вы составили, чем-то похожи? /Да, это названия животных/.
- Правильно. Из чего мы составляли слова? /Мы составляли слова из слогов/.
Ж) Придумывание слов, начинающихся с определенного слога.
- А теперь я назову слог, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого слога. Ба. /бабушка, бабочка, барон, базар/.
7. Итог занятия (2 мин).
- О чем мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.