Тема: «Состав слова»
Цели:
1) повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
2) развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения;
3) прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение изученных тем.
Оборудование: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор, геометрические фигурки для рефлексии.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).Здравствуйте дети, здравствуйте гости!
Тихо сели девочки,
Еще тише мальчики.
У. – Ребята, послушайте отрывок из одного литературного произведения и скажите, как оно называется, и кто его написал? «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво». (СЛАЙД 2) («Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов) (СЛАЙД 3)Кто читал это произведение?
У. – А как зовут самого умного и начитанного героя этой сказки? (Знайка)
(СЛАЙД 4)
У. – К сегодняшнему уроку русского языка Знайка приготовил для вас разные задания. Постараемся с ними справиться? Но Знайке необходима ваша помощь. Он находится на противоположном берегу реки, которая протекает рядщом с нашим селом(как она называется? Илеть) и надо из бревен связать плотик на какую букву похож наш плотик?
Чистописание буквы: Шш. (Развитие словарного запаса. Назовите слова с буквой Ш в начале слова, в середине , в конце)
III.Постановка темы и цели урока (цель: согласовать тему и цель урока).
У. - Итак, первое задание от Знайки . Скажите пожалуйста из чего состоит предложение? Из слов. Какие бывают предложения?(распространенное и нераспространенное)Поиграть со временем года Составьте пожалуйста по данной схеме предложения используя данные слова: Падать снег ( падает снег) А теперь распространенное (Падает пушистый снег)МОЛОДЦЫ!
У. - Знайка задаёт следующий вопрос (СЛАЙД 6): «Из каких частей могут состоять слова?»
(СЛАЙД 7) (Части слова: корень, приставка, суффикс, основа, окончание)
У. –Как вы думаете, какую цель мы поставим на этом уроке?
(СЛАЙД 8) (закрепить знания о частях слова, продолжить учиться выделять части слова)
У. – Итак: Знайка приготовил задание в колонках. Внимание на экран! (СЛАЙД 11) I колонка - слово «хлебница», II колонка – «рыбак», III колонка – «лесник». (СЛАЙД 11/1)
Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик. |
У. - Кто из вас догадался, какое задание предлагает выполнить Знайка? (Найти однокоренные слова, записать их, выделить корень). Что такое однокоренные слова? Что такое корень? Что нужно сделать чтобы найти корень в слове?(Работа по рядам, по одной колонке)
У. проверить вместе по слайдам
У. – А теперь я вам прочитаю рифмовку, которую сочинил для вас Знайка
(СЛАЙД 13)
Белка, беленький, белить, Лист, лиса, лисёнок, Горный, горка, городок, |
У.
– Как вы думаете, какое задание предложит вам Знайка? (В каждой строчке
найти лишнее слово)
У. – Выпишите лишнее слово из каждой строчки в тетрадь
У. – Проверка. (СЛАЙД 13/1)
У. - Какие слова остались? Почему? (СЛАЙД 13/2)
У. Слово Белка разберите по составу. (Разбор слова у доски) Работа с окончанием (правило) Что такое измененная форма слова?
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 15)
У. – Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.
Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб - грибной, стена-потолок, обед-стол, Знайка-Незнайка, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.
VII.Работа по учебнику упр 183 За счет чего образовались новые однокоренные слова? (за счет суффикса, что такое суффикс, как его найти?)
У. – Продолжаем работать. Знайка задаёт следующий вопрос: (СЛАЙД 16) «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы)
У. – А сейчас Знайка предлагает вам поработать в группах. Каждой группе необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.
листья, падать - …; лес, рубить - …; лёд, ходить - … камень, падать - …; муха, морить - …; пар, ходить - … |
VIII.Самостоятельная работа (цель: развивать орфографическую зоркость, развивать умение выделять приставку в слове)
У. - Теперь Знайка нам предлагает всем вместе прочитать шуточную песенку про Незнайку (СЛАЙД 18).
Пос..дил Незнайка ре..ку, Раст..лстела ре..ка крепко, Землю всю разворотила, Даже дом наш пов..лила.
|
У. – Такая песенка напечатана на карточке (№ 2). Что необходимо вам сделать? (Вставить пропущенные буквы)
У. – Правильно, вставить пропущенные буквы, (Работа в парах, списать очень красиво) а теперь найти слова с приставкой и выделить её. Что такое приставка?(работа по правилу о приставке)
У. - А теперь каждый проверит свою работу (СЛАЙД 18/1); (СЛАЙД 19)
IX.Упражнение в образовании и разборе слов (цель: развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок)работа по учебнику упр.183 (записать по два слова к каждой схеме)
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)
1) Как большой дом превратить в маленький?
(Нужно к корню дом, прибавить суффикс - ик, получится маленький домик.
2) Как большой гриб превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3) Как рыбу превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова). (цель: оценить собственную деятельность; выявить затруднения, если они есть, как направление будущей работы)
Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока?
Над чем, как вам кажется, еще надо поработать?
Я работал на уроке в полную силу, у меня всё получилось.
Я старался, но у меня не всё получилось.
Мне ещё трудно выделять части слова.
У. – По моему сигналу поднимите нужный знак.
XI.Домашнее задание: упр 185
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.