Русский язык состав слова 3 класс
Оценка 4.9

Русский язык состав слова 3 класс

Оценка 4.9
docx
08.12.2021
Русский язык состав слова 3 класс
к русскому языку.docx

Тема: «Состав слова»

Цели:

1)    повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;

2)    развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения;

3)    прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: повторение изученных тем.

Оборудование: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор, геометрические фигурки для рефлексии.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).Здравствуйте дети, здравствуйте гости!

Тихо сели девочки,

Еще тише мальчики.

У. – Ребята, послушайте отрывок из одного литературного произведения и скажите, как оно называется, и кто его написал? «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво». (СЛАЙД 2) («Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов) (СЛАЙД 3)Кто читал это произведение?

У. – А как зовут самого умного и начитанного героя этой сказки? (Знайка)

(СЛАЙД 4)

У. – К сегодняшнему уроку русского языка Знайка приготовил для вас разные задания. Постараемся с ними справиться? Но Знайке необходима ваша помощь. Он находится на противоположном берегу реки, которая протекает рядщом с нашим селом(как она называется? Илеть) и надо из бревен связать плотик на какую букву похож наш плотик?

Чистописание буквы:  Шш. (Развитие словарного запаса. Назовите слова с буквой Ш в начале слова, в середине , в конце)

III.Постановка темы и цели урока (цель: согласовать тему и цель урока).

У. - Итак, первое задание от Знайки . Скажите пожалуйста из чего состоит предложение? Из слов. Какие бывают предложения?(распространенное и нераспространенное)Поиграть со временем года Составьте пожалуйста по данной схеме предложения используя данные слова: Падать  снег ( падает снег) А теперь распространенное (Падает пушистый снег)МОЛОДЦЫ!

У. - Знайка задаёт следующий вопрос (СЛАЙД 6): «Из каких частей могут состоять слова?»

(СЛАЙД 7) (Части слова: корень, приставка, суффикс, основа, окончание)

У. –Как вы думаете, какую цель мы поставим на этом уроке?

(СЛАЙД 8) (закрепить знания о частях слова, продолжить учиться выделять части слова)

У. – Итак: Знайка приготовил задание в колонках. Внимание на экран! (СЛАЙД 11)   I колонка - слово «хлебница», II колонка – «рыбак», III колонка – «лесник».  (СЛАЙД 11/1)

Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик.

У. - Кто из вас догадался, какое задание предлагает выполнить Знайка? (Найти однокоренные слова, записать их, выделить корень). Что такое однокоренные слова? Что такое корень? Что нужно сделать чтобы найти корень в слове?(Работа по рядам, по одной колонке)

У. проверить вместе по слайдам

У. – А теперь я вам прочитаю рифмовку, которую сочинил для вас Знайка

(СЛАЙД 13)

Белка, беленький, белить,

Лист, лиса, лисёнок,

Горный, горка, городок,


У.
– Как вы думаете, какое задание предложит вам Знайка? (В каждой строчке найти лишнее слово)

У. – Выпишите лишнее слово из каждой строчки в тетрадь

У. – Проверка. (СЛАЙД 13/1)

У. - Какие слова остались? Почему? (СЛАЙД 13/2)

У. Слово Белка разберите по составу. (Разбор слова у доски) Работа с окончанием (правило) Что такое измененная форма слова?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   (СЛАЙД 15)

У. – Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.

Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб - грибной, стена-потолок, обед-стол, Знайка-Незнайка, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.

 VII.Работа по учебнику упр 183 За счет чего образовались новые однокоренные слова? (за счет суффикса, что такое суффикс, как его найти?)

У. – Продолжаем работать. Знайка задаёт следующий вопрос: (СЛАЙД 16) «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы)

У. – А сейчас Знайка предлагает вам поработать в группах. Каждой группе необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.

листья, падать - …;      лес, рубить - …;                лёд, ходить - …

 камень, падать -  …;    муха, морить - …;            пар, ходить - …

VIII.Самостоятельная работа (цель: развивать орфографическую зоркость, развивать умение выделять приставку в слове)

У. -  Теперь Знайка нам предлагает всем вместе прочитать шуточную песенку про Незнайку   (СЛАЙД 18).

Пос..дил Незнайка ре..ку,

Раст..лстела ре..ка крепко,

Землю всю разворотила,

Даже дом наш пов..лила.

 

У. – Такая песенка напечатана на карточке (№ 2). Что необходимо вам сделать? (Вставить пропущенные буквы)

У. – Правильно, вставить пропущенные буквы, (Работа в парах, списать очень красиво) а теперь найти слова с приставкой и выделить её. Что такое приставка?(работа по правилу о приставке)

У. - А теперь каждый проверит свою работу (СЛАЙД 18/1); (СЛАЙД 19)

IX.Упражнение в образовании и разборе слов (цель: развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок)работа по учебнику упр.183 (записать по два слова к каждой схеме)

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)

1)  Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом,  прибавить суффикс  - ик, получится маленький домик.

2)  Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3)  Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова). (цель: оценить собственную деятельность; выявить затруднения, если они есть, как направление будущей работы)

Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока?

Над чем, как вам кажется, еще надо поработать?

 

 

       Я работал на уроке в полную силу, у меня всё получилось.

       Я старался, но у меня не всё получилось.

       Мне ещё трудно выделять части слова.

У. – По моему сигналу поднимите нужный знак.

 

XI.Домашнее задание:   упр 185


 

Тема: «Состав слова» Цели: 1) повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; 2) развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения; 3)…

Тема: «Состав слова» Цели: 1) повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; 2) развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения; 3)…

У. - Кто из вас догадался, какое задание предлагает выполнить

У. - Кто из вас догадался, какое задание предлагает выполнить

IX .Упражнение в образовании и разборе слов (цель: развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок) работа по учебнику упр

IX .Упражнение в образовании и разборе слов (цель: развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок) работа по учебнику упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021