Русский язык. Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова
Оценка 4.9

Русский язык. Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова

Оценка 4.9
docx
24.10.2021
Русский язык. Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова
23.docx

Русский язык. Урок 23. Тема:      Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова.

Цели: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и зна­чимые части в слове.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассужде­ний; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между це­лью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

—  Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.

•   Выйти сухим из... (воды);

•   выносить сор из... (избы);   

сапожник без... (сапог);

•   биться как рыба об... (лёд);

•  лежачего не... (бьют);

•  лучше... (поздно), чем никогда;

•  положа руку на... (сердце).

—  Подчеркните орфограммы в словах.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Какие однокоренные слова встретились в этих фразеоло­гизмах? (Сапожник, без сапог.)

—  Как образовалось слово сапожник? (С помощью суффик­са -ник.)

—  Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Приставка.)

—  Назовите значимые части слова. (Приставка, корень, суф­фикс, окончание.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значи­мых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, рас­познавать однокоренные слова.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 77 (с. 51).

—  Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? (Из «Сказ­ке о царе Салтане...».)

—  Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)

— Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.)

—  Объясните значение групп однокоренных слов по толково­му словарю.

—  Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

—  Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

Упр. 78 (с. 51).

—  Прочитайте задание.

—  Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.)

—  Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть (Нет, они не похожи по смыслу.)

—  Назовите однокоренные слова к слову ночь.

—  Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.)

—  Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, -пять-.) (Самопроверка, самооценка.)

—  Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые со­гласные.)

—  Назовите в каждой группе проверочное слово.

—  Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных сло­вах? (Одинаково.)

—  Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.)

(Далее самостоятельное выполнение грамматических разбо­ров. Два ученика работают у доски. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 79 (с. 52). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ по таблице, дополняют его своими примерами. Проверка. Две-три пары вы­ступают с сообщениями, класс оценивает.) Упр. 80 (с. 52). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные сло­ва, разберите их по составу.

Двор весь заснеженный ярко блестит.

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы весёлой Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

(Коллективная проверка.)

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Из каких значимых частей состоят слова?

Дайте определение каждой из них.

Какую работу они выполняют в слове?

Домашнее задание

Выучить определения частей слова (с. 52), упр. 81 (с. 53).


 

Русский язык. Урок 23. Тема:

Русский язык. Урок 23. Тема:

Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть

Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021