КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Автор (ы) Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Класс 2 Часть 1 Стр. 58-60
Образовательная система (модель) «Школа России»
ТЕМА
«Что такое родственные слова?»
|
Составила студентка 341 группы Кутькина Ирина Ивановна (ФИО студента) МОУ СОШ № 16, класс 2 «д», каб.№ 36 Дата проведения урока 13.10.2022. Начало урока 16 час 00 мин. ФИО учителя школы Семушова Ольга Александровна ФИО преподавателя-консультанта Полякова Валерия Радионовна Допущена к проведению урока: _________________, дата ________ (подпись преподавателя)
_________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
Цель урока: узнать, что такое родственные слова;
Задачи урока.
ü Проявлять интерес к учебной деятельности
ü формирование навыков контроля, самоконтроля;
ü Распознавать родственные слова, находить их;
ü Выделять общую часть родственных слов знаком «дугой»;
ü Определять лексическое значение родственных слов;
Регулятивные:
ü Уметь самостоятельно формулировать цели урока
ü Принимать цели и задачи учебной деятельности
ü Оценивать свое поведение
Познавательные:
ü Применять изученные правила на практике
ü развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля;
Коммуникативные:
ü слушать и понимать речь других;
ü уметь работать в паре;
ü сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний,
Оборудование.
ü У учителя: учебник, компьютер с проектором.
ü У учащихся: учебник, пенал, тетрадь, карточки.
Оформление доски
|
13 октября. Классная работа. |
|
Оформление работы в тетрадях учащихся
(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)
Библиографический список:
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – 160 с.
2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России).
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала урока Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность |
|
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ирина Ивановна, сегодня я проведу для вас урок русского языка. |
Приветствуют учителя. |
- Посмотрите на слайд. На доске есть корзина, рядом с ней вы видите слова. - Выберите те качества, которые необходимы на уроке. - На доске: внимательность, активность, лень, аккуратность, самостоятельность, злость, послушность, нетерпеливость, хорошее поведение. - По поднятой руке, говорим, какие качества мы возьмем с вами на урок. - Какие качества мы не возьмем с собой? - Верно! Их мы уберем. - Отлично, давайте же будем придерживаться данных качеств на уроке, которые находятся у нас в корзинке. |
- Собирают корзину с хорошими качествами. - В корзину: внимательность, активность, аккуратность, самостоятельность, послушность, хорошее поведение.
- лень, нетерпеливость, злость. |
Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. |
|
- Теперь откройте свои тетради, возьмите в руку ручку, отступите две строки от последней записи. Запишите число (13 октября). Классная работа. |
|
- Сегодня к нам на урок пришла буква. - Чтобы узнать, какая это буква. Прочтём скороговорку: Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, - Рак за руку Греку ЦАП! - Кто попробует проговорить быстро? - Какой же звук слышится? |
- 1-2 человека -звук [р], [р’]». |
- Сейчас я вам предлагаю прописать букву «Р» в своих тетрадях. |
|
- Я вам покажу видео, вы внимательно смотрите, запоминаете, а затем прописываете у себя в тетради. |
|
- Сначала пропишем заглавную букву «Р» |
|
Сели красиво, спину держим прямо. Давайте вспомним, как нужно правильно расположить тетрадь на парте. - Проведем небольшую физминутку, чтобы размять пальцы. Мы капусту рубим,
рубим, (хлопки в ладоши). |
|
- Расписываем заглавную букву «Р» одну строку в тетради, до конца строки |
|
- Теперь посмотрим видео со строчной буквой «р». |
|
- Сейчас тоже расписываем строчную букву в тетради, одну строку, до конца. |
|
- Теперь возьмите простой карандаш и обведите самую красивую букву в строке. |
|
- Молодцы! |
|
- Ребята, а скажите пожалуйста, какую тему вы проходили на прошлом уроке? |
- синонимы и антонимы |
- Хорошо, сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «крестики-нолики». - Знаете ли вы, такую игру? |
- да |
- У вас на парте есть карточка, в виде таблицы. |
|
- В нем 9 клеточек. Все они пронумерованы. Я буду читать вопрос или утверждение. - Если вы согласны с ответом, то поставьте нолик. - Если вы не согласны с ответом, то поставьте крестик. |
|
- Читаю один раз! Будьте внимательны! |
|
1. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимы. 2. Мокрый, влажный – относится к антонимам. 3. Антонимы – это слова, противоположные по значению. 4. День и ночь, слова – антонимы. 5. Слова синоним и антоним пришли к нам из немецкого языка. 6. Красивый, прекрасный – это слова - антонимы; 7. правда – ложь – это слова, антонимы. 8. говорить-молчать – это слова, синонимы. 9. доктор, врач – это слова, синонимы. |
1. Нолик. 2. Крестик. 3. Нолик. 4. Нолик 5. Крестик (неверно, из греческого языка) 6. Крестик 7. Нолик 8. Крестик. 9. Нолик
|
- Возьмите простой карандаш. - Посмотрите на слайд и сравните. Поставьте «плюс» с верно выполненным заданием. |
- оценивают свою работу |
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок? - Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки? - У кого 3-4 ошибки? - У кого больше 4 ошибок? |
|
- Что можем сказать ребятам, которые допустили ошибки? |
- быть внимательней и прочитать тему (правила) еще раз. |
- Молодцы! |
|
Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. |
|
- Послушайте маленький рассказ. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. - А вы кто? А я ваша родственница — гусеница. - Ребята, а кого называют родственниками? - Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? - Почему? - А почему гусеница решила, что она родственница гусям? - Кого можно здесь назвать родственниками? - Верно! - А как вы думаете, бывают ли в русском языке, слова – родственники? - Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Значит, какую цель мы поставим перед собой? |
- Родителей, бабушек, дедушек, сестру, брата…
- нет
- гуси – это птица, а гусеница – насекомое.
- они одинаково начинаются с –гус-
- гусь, гусыня и гусята.
- да/нет, не знаем.
- о родственных словах.
- Узнать, что такое родственные слова. |
Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. |
|
- Откройте учебник на стр. 58. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». - Прочитает нам .... - Значит в русском языке, тоже есть слова – «родственники». - На стр. 59, посмотрите на упражнение 78. - Прочитайте первую группу слов. - Какое слово выделено жирным шрифтом? - Можно ли первую группу назвать родственными словами.
- Почему? - Верно!
- Посмотрите на вторую группу слов. Можно ли их назвать словами «родственниками»? - Почему?
- Какая у них общая часть? - А кто такой барабанщик? - А что значит барабанный? Что бывает барабанным?
- Хорошо! Теперь прочтите 3 группу слов. - Можно ли их назвать словами «родственниками»? - Почему?
- Какая у них общая часть? - Что значит рыбёшка? - Кто такой рыбак? - Верно! - Спишите в тетрадь первую группу слов, в одну строку. - А возле доски выполнит … Спиши первую группу слов в столбик (первое слово с заглавной буквы, остальные со строчной) - А как вы думаете, как мы можем обозначить общую часть родственных слов? - Общую часть родственных слов мы обозначим знаком «дугой». - Возьмите простой карандаш и выделите над словами, сверху, знаком дугой. - Что выделили дугой? - Молодцы! |
- брат - да - у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу.
- да
- у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу. - барабан- - человек, играющий на барабанах.
- барабанные палочки, тарелки.
- да
- у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу. - рыб- - маленькая рыбка - человек, который ловит рыбу.
- не знаем
- брат
|
Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). |
|
- Посмотрите на упражнение 80.
- Прочтите первую группу слов. Являются ли они родственными словами? - Почему? - Прочтите вторую группу слов. А эта группа родственных слов? - Докажите. - Напишите упр. 80. Спишите в тетрадь родственные слова, выделите в них общую часть. - Какая общая часть данных родственных слов? - Верно! |
- нет
- это родственники. Также не имеют общую часть. - да - Это родственные слова, так как они близки по смыслу, имеют одинаковую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
- сын |
Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. |
|
- Откройте упражнение 82 на странице 60.
- Первая колонка выполняет под цифрой 1. - Вторая колонка выполняет под цифрой 2. - Третья колонка выполняет под цифрой 3. - Напишите упр. 82. Запишите только родственные слова. Будьте внимательны! - Выделите в них общую часть знаком «дугой». Устно составьте предложения со словами. - Приступайте к работе! - 1 колонка: (по цепочке) - … какие слова выписал? Какая у них общая часть? Что не относится к родственным словам? Почему? … Составь предложение со словом лето. … Составь предложение со словом летний.
… Составь предложение со словом летом. … Составь предложение со словом лететь. Какой вывод можете сделать?
- 2 колонка: (по цепочке) - … Какие слова выписал? Какая у них общая часть? Что не относится к родственным словам? Почему? … Составь предложение со словом гора. … Составь предложение со словом горка. … Составь предложение со словом гористый. … Составь предложение со словом горевать.
Какой вывод можете сделать?
- 3 колонка: (по цепочке) - … Какие слова выписал? Какая у них общая часть? Что не относится к родственным словам? Почему? … Составь предложение со словом сыр.
… Составь предложение со словом сырок. … Составь предложение со словом сырник. … Составь предложение со словом сырость.
Какой вывод можете сделать? |
- выполняют задание. - лето, летний, летом. - лет- - лететь - имеет другое значение по смыслу. - Лето было жарким и солнечным. - Мы с друзьями летом пошли в поход и вдруг пошёл летний дождь.
- Этим летом мы ездили на юг. - Лететь на самолёте три часа. - у слова лететь другое лексическое значение.
- гора, горка, гористый - гор- - горевать - имеет другое значение по смыслу.
- Гора Эверест – самая высокая в мире. - Мне нравится зимой кататься на горке. - Уже несколько дней мы шли по гористой местности. - Я буду долго горевать по тебе.
- у слова горевать другое лексическое значение.
- сыр, сырок, сырник. - сыр- - сырость - имеет другое значение по смыслу.
- Для пирога бабушка использовала следующие продукты: сыр, яйца, мука, чеснок, кефир, соль, сода. - Мама натёрла плавленый сырок в салат. - Мама делает сырники, которые я очень люблю. - Осенью, во время дождя, пахнет сыростью.
- слово сырость имеет другое лексическое значение. |
- Молодцы, ребята! |
|
ФИЗМИНУТКА |
|
Задание №2 |
|
- Закройте свои учебники и положите на край парты. - А сейчас вы в парах составите слова – «родственники». |
|
- Вспомним, правила работы в парах! |
1. Слушать друг друга; 2. Не перебивать; 3. Помогать товарищу по парте; 4. Обсуждать вместе; 5. Не кричать; |
- Записать родственные слова к слову «вода». - Выделите общую часть слова. |
|
- Какие слова … записали? |
- Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, подводник, водица, водоросли, водомерка. |
- Не забываем выделять общую часть слова «вод»! |
|
- А какие слова еще имеют такую же часть слова, но другое лексическое значение? |
Например, водитель, провод, переводчик, вывод. |
- Отлично! Вы большие молодцы! |
|
Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. |
|
- На партах у вас есть карточки. Задание выполняем самостоятельно. Здесь вам необходимо выделить общую часть слова у родственных слов. - Лишнее слово зачеркнуть! |
|
- 1. Сова, совиный, совет. 2. Море, морс, морской. 3. Мех, меховой, механик. |
|
- Посмотрите на доску. Сравните с эталоном. |
1. Сова, совиный, 2. Море, 3. Мех, меховой, |
- Поднимите руку, у кого всё верно. - Поднимите руку, у кого одна ошибка. - Поднимите руку, у кого больше одной ошибки! |
- |
- Молодцы, ребята! Те, кто допустил ошибки, пожелаем быть в следующий раз внимательней! |
- |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
|
- Итак, урок подходит к концу. Давайте еще раз назовем тему урока. - Какую цель мы поставили перед собой на этот урок? - Нам удалось достичь цель? - Чем отличаются слова – синонимы и родственные слова. - Какие два признака родственных слов?
- На листочках, где вы выполнили самостоятельную работу, с другой стороны, нарисуйте: - Зеленый лист, если вы поняли тему, у вас всё получилось; - Желтый лист, если вы поняли тему, но есть небольшие трудности, что-то не получилось; - Красный лист, если было сложно, не усвоили тему, не получилось выполнить задания, были ошибки.
- Кто-то нарисовал зеленый? желтый? красный? - Где возникло затруднение? - Домашнюю работу вам скажет ваш учитель. - Спасибо за работу! До свидания! |
- Родственные слова.
- Узнать, что такое родственные слова. - Да - Синонимы произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. - Они близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
- рисуют. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.