Русский язык. Тема: "Что такое родственные слова?"
Оценка 4.6

Русский язык. Тема: "Что такое родственные слова?"

Оценка 4.6
docx
22.11.2022
Русский язык. Тема: "Что такое родственные слова?"
Что такое родственные слова, 2 класс. Конспект..docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Автор (ы) Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Класс 2 Часть 1 Стр.  58-60

Образовательная система (модель) «Школа России»

 

ТЕМА
«Что такое родственные слова?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 341 группы

Кутькина Ирина Ивановна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 16, класс 2 «д», каб.№ 36

Дата проведения урока 13.10.2022.

Начало урока 16 час 00 мин.

ФИО учителя школы

Семушова Ольга Александровна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель урока: узнать, что такое родственные слова;

 

Задачи урока.

  1. Личностные:

ü  Проявлять интерес к учебной деятельности

ü  формирование навыков контроля, самоконтроля;

 

  1. Предметные:

ü  Распознавать родственные слова, находить их;

ü  Выделять общую часть родственных слов знаком «дугой»;

ü  Определять лексическое значение родственных слов;

 

  1. Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

ü  Уметь самостоятельно формулировать цели урока

ü  Принимать цели и задачи учебной деятельности

ü  Оценивать свое поведение

Познавательные:

ü  Применять изученные правила на практике

ü  развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля;

Коммуникативные:

ü  слушать и понимать речь других;  

ü  уметь работать в паре;

ü  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной деятельности

 


Тип урока: урок открытия новых знаний,

 

Оборудование.

ü  У учителя: учебник, компьютер с проектором.

 

 

ü  У учащихся: учебник, пенал, тетрадь, карточки.

 

 

 

Оформление доски

 

 

13 октября.

Классная работа.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 1. Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – 160 с.

2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России).


 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

-        Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ирина Ивановна, сегодня я проведу для вас урок русского языка.

Приветствуют учителя.

-        Посмотрите на слайд. На доске есть корзина, рядом с ней вы видите слова.

-        Выберите те качества, которые необходимы на уроке.

-        На доске: внимательность, активность, лень, аккуратность, самостоятельность, злость, послушность, нетерпеливость, хорошее поведение.

-        По поднятой руке, говорим, какие качества мы возьмем с вами на урок.

-        Какие качества мы не возьмем с собой?

-        Верно! Их мы уберем.

-        Отлично, давайте же будем придерживаться данных качеств на уроке, которые находятся у нас в корзинке.

-        Собирают корзину с хорошими качествами.

-        В корзину: внимательность, активность, аккуратность, самостоятельность, послушность, хорошее поведение.

 

 

 

 

 

 

- лень, нетерпеливость, злость.

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

-        Теперь откройте свои тетради, возьмите в руку ручку, отступите две строки от последней записи. Запишите число (13 октября). Классная работа.

 

 

-        Сегодня к нам на урок пришла буква.

-        Чтобы узнать, какая это буква. Прочтём скороговорку:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак.           

Сунул Грека руку в реку, -

Рак за руку Греку ЦАП!

- Кто попробует проговорить быстро?

-        Какой же звук слышится?

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1-2 человека

-звук [р], [р]».

-        Сейчас я вам предлагаю прописать букву «Р» в своих тетрадях.

 

-        Я вам покажу видео, вы внимательно смотрите, запоминаете, а затем прописываете у себя в тетради.

 

-        Сначала пропишем заглавную букву «Р»

 

Сели красиво, спину держим прямо. Давайте вспомним, как нужно правильно расположить тетрадь на парте.

- Проведем небольшую физминутку, чтобы размять пальцы.

Мы капусту рубим, рубим, (хлопки в ладоши).
Мы морковку трём, трём, (растереть ладоши).
Мы капусту солим, солим, (постучать кончиками пальцев).
Мы капусту жмём, жмём. (покрутить в замке).

 

-        Расписываем заглавную букву «Р» одну строку в тетради, до конца строки

 

-        Теперь посмотрим видео со строчной буквой «р».

 

-        Сейчас тоже расписываем строчную букву в тетради, одну строку, до конца.

 

-        Теперь возьмите простой карандаш и обведите самую красивую букву в строке.

 

-        Молодцы!

 

-        Ребята, а скажите пожалуйста, какую тему вы проходили на прошлом уроке?

- синонимы и антонимы

-        Хорошо, сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «крестики-нолики».

-        Знаете ли вы, такую игру?

 

 

- да

-        У вас на парте есть карточка, в виде таблицы.

 

-        В нем 9 клеточек. Все они пронумерованы. Я буду читать вопрос или утверждение.

-        Если вы согласны с ответом, то поставьте нолик.

-        Если вы не согласны с ответом, то поставьте крестик.

 

-        Читаю один раз! Будьте внимательны!

 

1. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимы.

2. Мокрый, влажный – относится к антонимам.

3. Антонимы – это слова, противоположные по значению.

4. День и ночь, слова – антонимы.

5. Слова синоним и антоним пришли к нам из немецкого языка.

6. Красивый, прекрасный – это слова - антонимы;

7. правда – ложь – это слова, антонимы.

8. говорить-молчать – это слова, синонимы.

9. доктор, врач – это слова, синонимы.

1. Нолик.

2. Крестик.

3. Нолик.

4. Нолик

5. Крестик (неверно, из греческого языка)

6. Крестик

7. Нолик

8. Крестик.

9. Нолик

 

 

-        Возьмите простой карандаш.

-        Посмотрите на слайд и сравните. Поставьте «плюс» с верно выполненным заданием.

- оценивают свою работу

-        Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

-        Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки?

-        У кого 3-4 ошибки?

-        У кого больше 4 ошибок?

 

-        Что можем сказать ребятам, которые допустили ошибки?

- быть внимательней и прочитать тему (правила) еще раз.

-        Молодцы!

 

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

-        Послушайте маленький рассказ.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

- А вы кто?

А я ваша родственница — гусеница.

-        Ребята, а кого называют родственниками?

-        Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки.

-        Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей?

-        Почему?

-        А почему гусеница решила, что она родственница гусям?

-        Кого можно здесь назвать родственниками?

-        Верно!

-        А как вы думаете, бывают ли в русском языке, слова – родственники?

-        Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 

-        Значит, какую цель мы поставим перед собой? 

 

 

 

 

 

 

 

-        Родителей, бабушек, дедушек, сестру, брата…

 

 

 

- нет

 

- гуси – это птица, а гусеница – насекомое.

 

- они одинаково начинаются с –гус-

 

- гусь, гусыня и гусята.

 

 

- да/нет, не знаем.

 

- о родственных словах.

 

 

-        Узнать, что такое родственные слова.

  1. Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

-        Откройте учебник на стр. 58. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

-        Прочитает нам ....

-        Значит в русском языке, тоже есть слова – «родственники».

-        На стр. 59, посмотрите на упражнение 78.

-        Прочитайте первую группу слов.

-        Какое слово выделено жирным шрифтом?

-        Можно ли первую группу назвать родственными словами.

 

-        Почему?

-        Верно!

 

-        Посмотрите на вторую группу слов. Можно ли их назвать словами «родственниками»?

-        Почему?

 

-        Какая у них общая часть?

-        А кто такой барабанщик?

-        А что значит барабанный? Что бывает барабанным?

 

-        Хорошо! Теперь прочтите 3 группу слов.

-        Можно ли их назвать словами «родственниками»?

-        Почему?

 

-        Какая у них общая часть?

-        Что значит рыбёшка?

-        Кто такой рыбак?

-        Верно!

-        Спишите в тетрадь первую группу слов, в одну строку. 

-        А возле доски выполнит … Спиши первую группу слов в столбик (первое слово с заглавной буквы, остальные со строчной)

-        А как вы думаете, как мы можем обозначить общую часть родственных слов?

-        Общую часть родственных слов мы обозначим знаком «дугой».

-        Возьмите простой карандаш и выделите над словами, сверху, знаком дугой.

-        Что выделили дугой?

-        Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- брат

- да

- у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу.

 

-

 да

 

- у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу.

- барабан-

- человек, играющий на барабанах.

 

- барабанные палочки, тарелки.

 

 

 

- да

 

 

 

- у них есть общая часть с одинаковым значением и близки по смыслу.

- рыб-

- маленькая рыбка

- человек, который ловит рыбу.

 

 

 

 

 

 

 

- не знаем

 

 

 

 

 

- брат

 

  1. Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

-         Посмотрите на упражнение 80.

-        Прочтите первую группу слов. Являются ли они родственными словами?

-        Почему?

-        Прочтите вторую группу слов. А эта группа родственных слов?

-        Докажите.

-        Напишите упр. 80. Спишите в тетрадь родственные слова, выделите в них общую часть.

- Какая общая часть данных родственных слов?

- Верно!

 

 

 

 

 

 

 

 

- нет

 

- это родственники. Также не имеют общую часть.

- да

- Это родственные слова, так как они близки по смыслу, имеют одинаковую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

 

 

- сын

  1. Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

-        Откройте упражнение 82 на странице 60.

-        Первая колонка выполняет под цифрой 1.

-        Вторая колонка выполняет под цифрой 2.

-        Третья колонка выполняет под цифрой 3.

-        Напишите упр. 82. Запишите только родственные слова. Будьте внимательны!

-        Выделите в них общую часть знаком «дугой». Устно составьте предложения со словами.

-        Приступайте к работе!

-        1 колонка: (по цепочке)

-        … какие слова выписал?

Какая у них общая часть?

Что не относится к родственным словам?

Почему?

… Составь предложение со словом лето.

… Составь предложение со словом летний.

 

… Составь предложение со словом летом.

… Составь предложение со словом лететь.

Какой вывод можете сделать?

 

-        2 колонка: (по цепочке)

-        … Какие слова выписал?

Какая у них общая часть?

Что не относится к родственным словам?

Почему?

… Составь предложение со словом гора.

… Составь предложение со словом горка.

… Составь предложение со словом гористый.

… Составь предложение со словом горевать.

 

Какой вывод можете сделать?

 

-        3 колонка: (по цепочке)

-        … Какие слова выписал?

Какая у них общая часть?

Что не относится к родственным словам?

Почему?

… Составь предложение со словом сыр.

 

… Составь предложение со словом сырок.

… Составь предложение со словом сырник.

… Составь предложение со словом сырость.

 

Какой вывод можете сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполняют задание.

- лето, летний, летом.

- лет-

- лететь

- имеет другое значение по смыслу.

- Лето было жарким и солнечным.

- Мы с друзьями летом пошли в поход и вдруг пошёл летний дождь.

 

- Этим летом мы ездили на юг.

- Лететь на самолёте три часа.

- у слова лететь другое лексическое значение.

 

 

- гора, горка, гористый

- гор-

- горевать

- имеет другое значение по смыслу.

 

- Гора Эверест – самая высокая в мире.

- Мне нравится зимой кататься на горке.

- Уже несколько дней мы шли по гористой местности.

- Я буду долго горевать по тебе.

 

- у слова горевать другое лексическое значение.

 

 

 

- сыр, сырок, сырник.

- сыр-

- сырость

- имеет другое значение по смыслу.

 

 

- Для пирога бабушка использовала следующие продукты: сыр, яйца, мука, чеснок, кефир, соль, сода.

- Мама натёрла плавленый сырок в салат.

- Мама делает сырники, которые я очень люблю.

- Осенью, во время дождя, пахнет сыростью.

 

- слово сырость имеет другое лексическое значение.

-        Молодцы, ребята!

 

ФИЗМИНУТКА

Задание №2

-        Закройте свои учебники и положите на край парты.

-        А сейчас вы в парах составите слова – «родственники».

 

-        Вспомним, правила работы в парах!

1.      Слушать друг друга;

2.      Не перебивать;

3.      Помогать товарищу по парте;

4.      Обсуждать вместе;

5.      Не кричать;

-        Записать родственные слова к слову «вода».

-        Выделите общую часть слова.

 

-        Какие слова … записали?

- Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, подводник, водица, водоросли, водомерка.

-        Не забываем выделять общую часть слова «вод»!

 

-        А какие слова еще имеют такую же часть слова, но другое лексическое значение?

Например, водитель, провод, переводчик, вывод.

-        Отлично! Вы большие молодцы!

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

-        На партах у вас есть карточки. Задание выполняем самостоятельно. Здесь вам необходимо выделить общую часть слова у родственных слов.

-        Лишнее слово зачеркнуть!

 

-        1. Сова, совиный, совет.

2. Море, морс, морской.

3. Мех, меховой, механик.

 

-        Посмотрите на доску. Сравните с эталоном.

1. Сова, совиный, совет (общая часть сов-);

2. Море, морс, морской (общая часть мор-);

3. Мех, меховой, механик (общая часть мех-).

-        Поднимите руку, у кого всё верно.

-        Поднимите руку, у кого одна ошибка.

-        Поднимите руку, у кого больше одной ошибки!

-         

-        Молодцы, ребята! Те, кто допустил ошибки, пожелаем быть в следующий раз внимательней!

-         

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности.

-        Итак, урок подходит к концу. Давайте еще раз назовем тему урока.

-        Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

-        Нам удалось достичь цель?

-        Чем отличаются слова – синонимы и родственные слова.

-        Какие два признака родственных слов?

 

- На листочках, где вы выполнили самостоятельную работу, с другой стороны, нарисуйте:

- Зеленый лист, если вы поняли тему, у вас всё получилось;

- Желтый лист, если вы поняли тему, но есть небольшие трудности, что-то не получилось;

- Красный лист, если было сложно, не усвоили тему, не получилось выполнить задания, были ошибки.

 

- Кто-то нарисовал зеленый? желтый? красный?

- Где возникло затруднение?

- Домашнюю работу вам скажет ваш учитель.

- Спасибо за работу! До свидания!

-        Родственные слова.

 

-        Узнать, что такое родственные слова.

-        Да

-        Синонимы произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

-        Они близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

 

 

- рисуют.

 


 

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

Цель урока : узнать, что такое родственные слова;

Цель урока : узнать, что такое родственные слова;

Тип урока: урок открытия новых знаний,

Тип урока: урок открытия новых знаний,

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мы капусту жмём, жмём. (покрутить в замке)

Мы капусту жмём, жмём. (покрутить в замке)

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята

Можно ли их назвать словами «родственниками»? -

Можно ли их назвать словами «родственниками»? -

Напишите упр. 82. Запишите только родственные слова

Напишите упр. 82. Запишите только родственные слова

Какие слова … записали? -

Какие слова … записали? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022