Русский язык. Тема: "Возвратные глаголы"
Оценка 4.6

Русский язык. Тема: "Возвратные глаголы"

Оценка 4.6
docx
22.11.2022
Русский язык. Тема: "Возвратные глаголы"
4 кл. Возвратные глаголы. Конспект.docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Автор (ы) Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Класс 4 «е» Часть 2 Стр. 102-103

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

ТЕМА

«Правописание возвратных глаголов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Кутькина Ирина Ивановна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 18 класс 4 «е» каб. № 5

Дата проведения урока 17.03.2022

Начало урока 10 час 50 мин.

ФИО учителя школы

Степанова Элита Васильевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата ________

(подписьучителя)

 

 

___________

 


 

 

 

Цель урока: познакомить с правописанием возвратных глаголов; способствовать формированию УУД.

 

 

 

Задачи урока.

1.     Личностные:

ü осознавать роль языка и речи в жизни людей;

ü пробудить познавательную активность.

 

2.     Предметные:

ü повторить правописание глаголов;

ü учить правильно писать возвратные глаголы.

 

3.     Метапредметные (УУД):

ü   Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

ü Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

ü Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.  

                                                                  


 

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

 

 

Оборудование.

ü У учителя:

Презентация, учебник

 

ü У учащихся:

Карточки, пенал, тетрадь, учебник.

 

 

Оформление доски

 

 

Двадцать восьмое апреля.

Классная работа.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

·        Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций \ В. П. Канакина. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2017. – 351 с. – (Школа России).

·        Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 \ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с.


 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

- пробудить познавательную активность.

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.

Приветствуют

- Меня зовут Ирина Ивановна и сегодня урок по русскому языку проведу для вас я.

Слушают.

- Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада вас видеть и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Слушают.

- На слайде вы видите пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

- Прочтите ее и скажите, как вы ее понимаете?

 

 

Нужно стараться, трудиться…

-Молодцы, все верно! Эти качества пригодятся нам на уроке!

 

Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

План этапа:

1) Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний

2) Минутка чистописания

3) Актуализация изученного ранее материала, являющегося основой для усвоения нового знания;

4) Возможно выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

5) Возможно фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

Догадайтесь, о какой части речи сегодня на уроке пойдёт разговор.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! 

Имя прилагательное.

- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму:

являюсь…            самостоятельной частью речи

обозначаю…        признак предмета

отвечаю…        на вопросы какой? Какая? какое? какие? и т.д

изменяюсь…       по числам, по родам, по падежам

связан…       с именем существительным

в предложении…  являюсь определением

Рассказывают.

- Хорошо. Верно. Молодцы!

Слушают.

Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

План этапа:

 1) Выполнение учащимися пробного  учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

2)  Фиксирование  учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

     3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации.

     4) Сформулировать  цель и тему урока, 

     5) Построить план достижения цели.

- Итак, теперь откройте тетради, запишите число (17 марта), классная работа.

Записывают.

- Запишите предложение:

Младшие школьники купили в магазине синие ручки.

Записывают.

- Вам нужно определить падеж имен прилагательных. Определите.

Определяют.

- Итак, кто хочет сказать, какой падеж?

Отвечают: кто-то И.п., кто-то В.п.

- Ребята, задание одно, а мнения получились разные.

 

- Почему не смогли определиться какой будет падеж?

Потому что у Именительного и Винительного падежей одинаковые вопросы

- Ребята, а кто-то уже догадался какой будет тема нашего урока? Что сегодня мы будем новое узнавать?

- Именительный и Винительный падежи имен прилагательных

- Верно. Тема нашего урока Именительный и Винительный падежи имен прилагательных.

 

- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

- научиться различать И. и В. падежи имён

прилагательных во множественном числе

- Верно.

 

- Целью нашего урока будет научится различать И. и В. падежи имен прилагательных по множественном числе.

 

- Верно. Тогда скажите какие будут задачи нашего урока?

- 1.Узнать, как различаются Именительный и Винительный падежи

2. Закрепить знания

3. Проверить себя

Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

План этапа:

1)      Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися;

2)      Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации).

- Итак, для того, чтобы разобраться с нашей проблемой, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Найдите КАРТОЧКУ №1 на столах. Задание вы будете выполнять в парах. Задание выполняем ручкой и на карточках.

Слушают.

КАРТОЧКА №1:

Поставьте словосочетание белые березы в И. и В. падежи

И.п.

В.п.

Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

И.п.   

                          (                       ?) -                         , -

В.п.

 

Поставьте словосочетание умные ученики в И. и В. падежи

И.п.

В.п.

Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

И.п.    (                    ?)    -                      ,  -

 

В.п.     (                    ?)    -                       ,   -

 

 

- Вам нужно поставить данные словосочетания в И.п. и В.п. И ответить на вопросы. Приступайте к выполнению.

Выполняют задание.

- Итак, будем проверять. Отложите ручки в сторону.

 

- Кто скажет, как будет первое словосочетание в И.п. и В.п.?

- И.: белые березы, В.: белые березы

- Верно. Что вы заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

- Отвечают на вопрос какие? В И.п и В.п.

И имеют окончания: -ие, -ые.

- Хорошо. Кто скажет, как будет второе словосочетание в И.п. и В.п.?

И.: умные ученики, В.: умных учеников

- Верно. Что вы заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

Отвечают на вопрос:

Какие? В И.п.

Каких? В В.п.

И имеют окончание –ые, -ых

- Теперь скажите почему прилагательные в В. п. отвечают на разные вопросы?  От чего это зависит?

Зависит от существительного, если существительное неодушевлённое, то вопрос Какие?

если существительное одушевлённое, то вопрос Каких?

- Всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают?

Нет

- Когда различаются?

- если существительное одушевленное, то вопрос в И.п. будет Какие? И окончания будут –ие, -ые.

А в В.п.  вопрос будет Каких? И окончания будут: --их, -ых.

- Когда совпадают?

- если существительное неодушевлённое, то вопрос в И. и В. падежах будет Какие? и окончания будут: -ые, -ие.

- Как определить падеж в этом случае?

Имя прилагатель­ное, которое относится к подлежащему стоит в именительном падеже, а имя прилагательное, которое отно­сится к второстепенному члену — в винительном.

- Верно. Сейчас вернемся к нашему предложению. Назовите теперь падежи имен прилагательных.

Младшие школьники купили в магазине синие ручки.

Младшие И.п. Синие в.п.

- Верно

 

Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- учить правильно писать окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

План этапа:

1)      Формулирование темы урока

2)      Выполнение продуктивных заданий:

ü  Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока

ü  Составление алгоритма общего действия

3)      Работа с выводом (правилом) в учебнике

- Теперь давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике, стр.41. «Обратите внимание». Открываем учебники.

Открывают учебники

- Прочитайте выразительно.

Кто-то один читает выразительно правило

- Верные ли мы выводы сделали?

- Да

- Молодцы! Теперь скажите, какую задачу мы с вами уже выполнили?

- Первую, узнали, как различаются Именительный и Винительный падежи

- Верно. Переходим ко второй нашей задаче. Как она звучит?

- Закрепить знания

- Верно. Но перед этим давайте немного разомнёмся. Вставайте со своих мест.

Встают.

- Повторяйте за мной:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Молодцы. Садитесь.

Повторяют за учителем.

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- учить правильно писать окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух.

 - Теперь нам надо закрепить наши знания.

Слушают.

- Найдите упражнение 87.

 

-Прочитайте про себя сначала.

Читают про себя.

- Кто-то один прочитаем нам его выразительно. Кто хочет?

Кто-то один читает выразительно.

-Ребята, что вы себе представляли?

Небо, звезды...

- Ребята, теперь слушайте внимательно задание.

Слушают.

- Вам нужно вставить пропущенные буквы, выделить грамматическую основу, выделить окончания у прилагательных и указать их падеж

Слушают.

- Напишите в своих тетрадях упражнение 87.

Мы будем выполнять задание у доски и в тетради.

Слушают.

- Кто хочет поработать у доски с первой строкой?

-Кто-то один работает у доски.

- Ребята, все остальные работают в своих тетрадях вместе с нами.

Слушают.

- Итак, первая строка: Задремали звёзды золотые.

Записывает.

- Объясни пропущенные буквы

-задрЕмали – дрЕмлет

зОлотые- зОлото

золОтые – позолОченный, позолОто.

- О чем говорится в строке?

- О звездах.

- Каким членом предложения они будут?

- Подлежащим

- Как подчеркнем?

- Одной чертой

- Что сделали звёзды?

- Задремали

- Задремали – какой член предложения?

- Сказуемое

- Как подчеркнём?

- Двумя чертами

- Выдели окончание у имени прилагательного, определи падеж и объясни.

- золотые, падеж Именительный, так как относится к подлежащему.

- Молодей! Спасибо. Садись на свое место. Кто хочет поработать со второй строкой?

Кто-то один работает у доски.

- Следующая строчка: Задрожало зеркало затона. Объясни пропущенные буквы.

-задрОжало – дрожь,

зеркАло - зеркАл

- Выдели грамматическую основу.

Зеркало – подлежащее, задрожало – сказуемое.

- Есть в этой строке имя прилагательное?

- Нет

- Хорошо. Спасибо. Садись на свое место. Кто будет работать с 3 строкой?

Кто-то один работает у доски

- Следующая строка: Брезжит свет на заводи речные. Выдели грамматическую основу.

Свет – подлежащее, брезжит – сказуемое.

- Выдели у прилагательного окончание, определи падеж и объясни.

- Речные, падеж В.п., так как относится к второстепенному члену предложения.

- Спасибо! Садись на место. Кто хочет поработать с 4 строкой?

Кто-то один работает у доски

- Последняя строка: И румянит сетку небосклона.

Записывает на доске.

- Объясни пропущенную букву.

- небОсклона, это сложное слово, два корня, О -это соединительная гласная, нет соединительной гласной А.

- Выдели грамматическую основу.

Брезжит – сказуемое.

- Прилагательных в этой строке нет.

 

- Спасибо! Садись на своё место.

 

- Ребята, какую задачу урока мы с вами выполнили?

- Вторую, закрепили знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- учить правильно писать окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Учащиеся самостоятельно

1)      выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях,

2)      осуществляют  их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. 

- Переходим к 3 задачи нашего урока. Проверим себя.

Слушают.

- У вас на партах у каждого есть карточка №2.

Слушают.

КАРТОЧКА №2:

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.

 

В зимн…   сумерки   сова   вылетает на охоту.  На землю спустились зимн…    сумерки.    Лёгк…    снежинки     медленно     опускались на крыши домов. На    лёгк…    снежинки      упал    луч     солнца.

 

 

-Вам нужно вставить пропущенные буквы и у имен прилагательных определить падеж и выделить окончание. Работаем самостоятельно. Выполняем задание на карточках ручкой.

Слушают.

Выполняют.

-Приступайте к выполнению.

 

- Теперь проверим задание. Возьмите в руки карандаш и проверьте свои ответы с эталоном.

 

На слайде:

В зимние (В.п) сумерки   сова   вылетает на охоту.  На землю спустились зимние (И.п) сумерки.    Лёгкие (И.п)   снежинки     медленно     опускались на крыши домов. На    лёгкие (В.п) снежинки      упал    луч     солнца.

Проверяют.

-Поднимите руки те, у кого не возникло ошибок.

Поднимают руки.

- А теперь поднимите руки те, у кого всё же были ошибки.

Поднимают.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг.

- А теперь я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Слушают.

- Найдите карточку №3.

 

КАРТОЧКА №3:

Предложение

Имя прилага­тельное стоит в

Им. п.

 

 

 

   В. п.

1. Синие ели тонули в тумане.

 

 

2. Я вижу маленьких зайча­т.

 

 

3. Белые снега укрыли землю.

 

 

4. Солнце осветило снежные верши­ны деревьев.

 

 

5. По улице шли старшие ребята.

 

 

 

- Вам нужно внимательно прочитать предложения и определить в каком падеже стоит имя прилагательное, и поставить плюс в том окошке в каком вы считаете стоит имя прилагательное.

Слушают.

- Задание выполняете самостоятельно, карандашом.

Слушают.

- Приступайте к выполнению.

 

-Теперь, проверьте свои ответы с ответами на слайде.

 

Предложение

Имя прилага­тельное стоит в

Им. п.

 

 

 

   В. п.

1. Синие ели тонули в тумане.

+

 

2. Я вижу маленьких зайча­т.

 

+

3. Белые снега укрыли землю.

+

 

4. Солнце осветило снежные верши­ны деревьев.

 

+

5. По улице шли старшие ребята

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Поднимите руки у кого не было ошибок.

Поднимают.

- Поставьте рядом с заданием себе один плюс.

 

- Теперь поднимите руки те, у кого возникли ошибки.

Поднимают.

- Поставьте себе минус и в следующий раз внимательнее выполняйте задание.

 

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

- пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

План этапа:

1)      фиксируется  новое содержание,  изученное  на  уроке,

2)      организуется  рефлексия  и  самооценка  учениками  собственной учебной деятельности;

3)      соотносятся  цель  учебной  деятельности  и  ее  результаты, фиксируется  степень их соответствия;

4)      намечаются цели дальнейшей деятельности.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

 

- Что нового узнали на уроке?

- Как отличаются Именительный и Винительный падежи.

- Мы выполнили все задачи урока, которые от нас требовались?

- Да

- Напомните, какая была цель нашего урока?

- Научиться различать И. и В. падежи имён

прилагательных во множественном числе

- Мы научились различать И. и В. падежи имён

прилагательных во множественном числе?

- Да

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в И. п.? Какие имеют окончания?

- какие? –ие, -ые

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в В. п.? Какие имеют окончания?

- Какие? –ие, -ые

Каких? –их, -ых

- Теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. На слайде вы видите начало предложений, вам нужно их закончить.

Оценивают свою деятельность.

Продолжают фразы.

Итог урока.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

- Мне было очень приятно сегодня поработать с вами. Спасибо за работу!

Слушают.

- Урок окончен!

Прощаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

Цель урока : познакомить с правописанием возвратных глаголов; способствовать формированию

Цель урока : познакомить с правописанием возвратных глаголов; способствовать формированию

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану

Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану

План этапа: 1) Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися; 2)

План этапа: 1) Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися; 2)

И.п. будет Какие ? И окончания будут –ие, -ые

И.п. будет Какие ? И окончания будут –ие, -ые

Верно. Но перед этим давайте немного разомнёмся

Верно. Но перед этим давайте немного разомнёмся

Отые – позолОченный, позолОто

Отые – позолОченный, позолОто

Переходим к 3 задачи нашего урока

Переходим к 3 задачи нашего урока

Предложение Имя прилага­ тельное стоит в

Предложение Имя прилага­ тельное стоит в

Теперь давайте оценим свою деятельность на уроке

Теперь давайте оценим свою деятельность на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022