КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Автор (ы) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс 2. Часть 2. Стр. 58-60
Образовательная система (модель)
«Школа России»
ТЕМА
«Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях»
|
Составила студентка 331 группы Кутькина Ирина Ивановна (ФИО студента) МОУ СОШ № 18, класс 2 «Г», каб. № 4 Дата проведения урока 10.03.2022. Начало урока 16 час 00 мин. ФИО учителя школы Величко Татьяна Владимировна ФИО преподавателя-консультанта Полякова Валерия Радионовна Допущена к проведению урока: _________________, дата ________ (подпись преподавателя)
_________________, дата ________ (подписьучителя)
___________
|
Цель урока:
1. Формировать умение правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия;
2. Способствовать формированию УУД.
Задачи урока.
1. Личностные:
¾ Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат;
¾ Осознают значимость выполняемой на уроке деятельности.
2. Предметные:
¾Умеют писать слово с заглавной буквы, обозначающее кличку животного и в географических названиях;
¾Знают написание собственных и нарицательных имен существительных;
¾Закрепляют умение писать со строчной буквы нарицательные имена существительные и с заглавной буквы собственные имена существительные;
¾Закрепляют умение находить нарицательные и собственные имена существительные;
3. Метапредметные (УУД):
Познавательные:
¾ ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;
¾ делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные
¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке;
¾ проговаривать последовательность действий на уроке;
¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
¾ учиться работать по предложенному плану.
Коммуникативные
¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
¾ учиться работать в паре;
¾ развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)
Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)
Оборудование.
ü У учителя: учебник, презентация
ü У учащихся: учебник, тетрадь.
Оформление доски
|
Десятое марта. |
|
Оформление работы в тетрадях учащихся
(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)
Библиографический список:
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – 160 с.
2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России).
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
|
Организация начала урока Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность Задачи: Личностные: - пробудить познавательную активность. |
||
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. |
- приветствуют |
|
- Меня зовут Ирина Ивановна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте на парте у вас должен быть учебник, тетрадь, пенал. |
|
|
- Посмотрите на слайд. Прочтите пословицу. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - Как вы ее понимаете? |
- нужно быть трудолюбивым, стараться |
|
- Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? - А из насекомых? |
- люди - пчёлы |
|
- Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по нашей теме, собирая их в копилку знаний. |
- слушают |
|
Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Предметные: ¾ умеют писать слова с заглавной буквы, обозначающие клички животных и географическое название; Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные ¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ¾ учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
||
План этапа: 1) Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний 2) Минутка чистописания 3) Актуализация изученного ранее материала, являющегося основой для усвоения нового знания; 4) Возможно выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации); 5) Возможно фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации. |
||
Задание 1 |
||
- Откройте тетради. Отступите 2 строки от последней записи и запишем число (10 марта) и Классная работа. |
|
|
- Сегодня я пригласила на минутку чистописания заглавную букву, а какую вы узнаете внимательно, прослушав стихотворение |
|
|
«Заяц», «Зяблик», «Золотой», «Зуб», «Зеленка» и «Зимой» ... Что слова объединяет? Может, кто-то отгадает? |
-буква З |
|
- Посмотрите видео как правильно писать букву. |
|
|
- Сейчас каждый попробует в воздухе написать заглавную букву З |
|
|
- Теперь сели все красиво, спинки выпрямили. Поставьте свою тетрадь так, чтобы угол тетради смотрел на середину груди. |
|
|
- Приступайте писать заглавную букву З в тетради, пропишите одну строку. |
- пишут |
|
- Теперь придумайте любое слово на эту букву, например, Зоя, Зина и пропишите одно слово на новой строке. |
|
|
- Рассмотрите свои записи. Подчеркните одной чертой ту букву, написание которой получилось лучше всего. Подчеркните двумя чертами ту букву, написание которого - вы бы хотели исправить. |
|
|
- Молодцы! |
|
|
ФИЗМИНУТКА |
|
|
Пчелка трудится весь день |
Дети руками обрисовывают перед собой круг. |
|
И работать ей не лень. |
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. |
|
От цветка летит к цветку, |
Ритмично размахивают руками крылышками. |
|
Клеит на брюшко пыльцу |
Совершают круговые движения ладонью по животу. |
|
Хоботком нектар сосет, |
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится. |
|
За день много соберет |
Раскрывают перед собой все пальцы. |
|
Унесет нектар тот в улей |
Обрисовывают в воздухе треугольник. |
|
И назад вернется пулей. |
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед. |
|
В сотах утрамбует мед, |
Топают ногами. |
|
Скоро ведь зима придет. |
Ежатся. |
|
Будет пчелкам чем питаться. Летом надо им стараться. |
Имитируют движения ложкой. Имитируют накладывание меда в соты. |
|
Задание 2. |
||
- Прочитайте на слайде слова. Заполни пропуски. |
|
|
- Запишите эти три слова на новой строке, первое слово с заглавной буквы, через запятую, в конце ставим точку. |
|
|
1) С…бака 2) К…рзина 3) Т....атр |
|
|
- Назовите пропущенные буквы. Остальные проверяют. |
сОбака, кОрзина, тЕатр |
|
- Верно! |
|
|
- А какая орфограмма объединяет эти слова? |
-Непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
|
- Как вы это поняли? Как догадались? |
-не получилось подобрать проверочное слово |
|
- А как же это проверить, действительно ли пишется эта буква? |
- проверить в словаре |
|
- Вы всё верно определили. Что нужно сделать, чтобы не ошибаться в написании этого слова? |
- запомнить слова |
|
- Подчеркните орфограммы и запомните правильное написание слова. |
|
|
Задание 3. |
||
- Посмотрите на слайд. Прочитайте. На доске: река, город, обезьяна, кошка, страна, корова, улица, собака. |
|
|
- Ребята, какой частью речи являются данные слова? |
- имя существительное |
|
- На какой вопрос отвечает имя существительное? |
- кто? - что? |
|
- Когда мы задаём вопрос: кто? |
- к именам существительным, которые обозначают людей и животных |
|
- Как называются такие имена существительные? |
- одушевленные |
|
- Когда мы задаём вопрос: что? |
- к именам существительным, которые не обозначают людей и животных |
|
- Как называются такие имена существительные? |
- неодушевленные |
|
- На какие 2 группы разделим слова? |
- одушевленные и неодушевленные |
|
- Какие слова отнесем к одушевленным? По поднятой руке. |
- кто? обезьяна, кошка, корова, собака |
|
- Какие слова отнесем к неодушевленным? По поднятой руке. |
- что? река, город, страна, улица. |
|
- Отлично! |
|
|
Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные ¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке; ¾ проговаривать последовательность действий на уроке; ¾ учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные ¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ¾ учиться работать в паре; План этапа: 1) Выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации); 2) Фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации. 3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации. 4) Сформулировать цель и тему урока, 5) Построить план достижения цели. |
||
- Посмотрите на наши 2 столбика |
|
|
- Скажите, это собственные или нарицательные имена существительные? |
- нарицательные |
|
- Почему? |
- пишутся со строчной буквы, называют предмет, явление, свойство… |
|
- А собственные имена существительные? |
- пишутся с заглавной буквы |
|
- Помните! Если у людей имя, то у животных … |
- клички |
|
- Давайте к нашим словам подберем устно собственные имена существительные! |
- обезьяна Рупи, кошка Мурка, корова Зорька, собака Альма. - река Вычегда, город Сыктывкар, страна Италия (Россия, Франция), улица Советская. |
|
- Я тоже подбирала имена собственные и вот, что у меня получилось… |
- смотрят |
|
- Прочтите еще раз. Кто может предположить какая тема нашего урока? |
- Заглавная буква в написании кличек животных и в географических названиях |
|
- Правильно! |
|
|
- Ребята! Какую цель поставим перед собой? |
- научиться правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия; |
|
Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. Задачи:
План этапа: 1) Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися; 2) Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации). |
||
- Ребята! Что мы можем сказать по таблице |
|
|
- Что пишем с заглавной буквы? |
- клички животных, название городов, стран, улиц |
|
- Что пишем со строчной буквы? |
- названия животных, слова указывающие географическое название |
|
Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные ¾ проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные ¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ¾ учиться работать в паре; ¾ развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. План этапа: 1) Формулирование темы урока 2) Выполнение продуктивных заданий: ü Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока ü Составление алгоритма общего действия 3) Работа с выводом (правилом) в учебнике |
||
- Ребята, какой вывод сделаем? |
- С заглавной буквы пишем клички животных, названия географических названий, а со строчной буквы названия животных и слова указывающие географическое название |
|
- Если мы пишем с заглавной буквы, то это какое имя существительное? Собственное или нарицательное? - А если со строчной буквы? |
- Собственное
- нарицательное |
|
- Как будем проверять наше предположение? |
- в учебнике |
|
- Открываем учебник на странице 58 |
|
|
- Теперь откроем страницу 60. |
|
|
- До правила вы предполагали, о том, как правильно писать слова. Ваши предположения подтвердились? |
- да |
|
- Верно ребята! Запомните это! |
|
|
ФИЗМИНУТКА Пчелка трудится весь день Нужно летом им стараться. |
|
|
Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Предметные: ¾ знают написание с заглавной буквы имен собственных;
Познавательные: ¾ ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; ¾ делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные ¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке; ¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ¾ учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные ¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ¾ учиться работать в паре; Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух. |
||
- Ребята! Откройте учебник на странице 59. Упражнение 100. |
|
|
- Прочитайте. Обсуждать будем устно. |
|
|
|
|
|
- На какой вопрос отвечают все эти слова? |
- кто? |
|
- Начиная с 1 парты, обсуждаем. Придумываем клички животным. Называем пропущенную букву. Говорим по следующему плану: 1. Кличка 2. Пропущенная буква, орфограмма 3. Нарицательное: ______, потому что ______. Пишется со _____ буквы. 4. Собственное: ______, потому что _______. Пишется с _______ буквы.
|
- Корова Зорька. Пропущена буква О. Непроверяемая гласная в корне слова. Нужно запомнить. Нарицательное: корова – пишется со строчной буквы, Зорька – собственное имя существительное, пишется с заглавной буквы. |
|
- Молодцы! |
|
|
- Перелестните страницу. Откройте упражнение 102. |
|
|
|
- государство Россия Нарицательное: государство, потому что обозначает вид географического названия. Пишется со строчной буквы. Собственное: Россия, потому что это географическое название. Пишется с заглавной буквы. |
|
- Продолжаем цепочку, следующий выходит к доске, а остальные выполняют задание в тетради! |
- у доски работа, остальные в тетради |
|
- Свои дейсвтия проговариеваем вслух! Рассуждаем. |
|
|
- Прочитайте 3 слова, написанные ниже. Спишите их и подчеркните заглавную букву. |
|
|
- Отлично! |
|
|
Физминутка для глаз - Не поворачивая голову, посмотрите влево-вправо 5-6 раз - Вверх-вниз 5-6 раз - В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. - Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. - Закрыть глаза посчитать до 5 и быстро поморгать |
|
|
Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Предметные: ¾ знают написание собственных имен существительных, обозначающих клички животных и географические названия; Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; ¾ делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные ¾ проговаривать последовательность действий на уроке; ¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ¾ учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные ¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ¾ учиться работать в паре; ¾ развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Учащиеся самостоятельно 1) выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях, 2) осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. |
||
- Следующее задание у вас на карточке. Его выполнить нужно совместно с соседом по парте. |
|
|
- Скажите мне правила работы в паре. |
- называют |
|
Задание 1. Вписать недостающую букву в имена собственные. Названия государств: _ оссия, _ ранция, __нглия; в названия городов: _осква, _ рославль, _ уздаль, _ ыктывкар; в названия рек: _ олга, _ ева, _ непр; в названия планет: _ емля, _ арс, _ енера. |
Названия государств: Россия, Франция, Англия; в названия городов: Москва, Ярославль, Суздаль, Сыктывкар; в названия рек: Волга, Нева, Днепр; в названия планет: Земля, Марс, Венера. |
|
- Посмотрите на слайд. Проверьте всё ли правильно вы сделали |
- проверяют |
|
- Если выполнено правильно, поставьте рядом с заданием +. |
|
|
Задание 2. Прочитайте, придумайте имена детям, название реки и деревни, клички животным. Девочки _______ и ______ жили в деревне _____. Рядом протекала река ____. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка _____. На лугу жевала траву корова _____, а рядом коза ______. Бычок _____ стоял у реки. Он пил воду.
|
- придумывают |
|
- Давайте послушаем ваши рассказы. |
- 2-3 человека |
|
- Отлично! Как записали клички животных? |
- с заглавной буквы |
|
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг. |
||
- Найдите в учебнике упражнение 103. |
|
|
- Сейчас я прочитаю вам текст, а вы внимательно следите. - Ответьте на вопрос: как получил своё имя город? |
- следят |
|
- |
|
|
- Как получил свое название город Томск? |
- ответы |
|
- город Владимир? |
- ответы |
|
- город Гороховец? Где находится данный город? |
- ответы |
|
- Как вы думаете почему князь записан со строчной буквы? А Владимир Красное Солнышко с заглавной буквы? |
- предположения |
|
Владимир Красное Солнышко – защитник Киевской Руси, могущественный князь, на службе у которого находились богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В 980 году Владимир стал правителем в Киевской Руси. В 988 году крестил Русь и сам принял православие. Владимир был отличным полководцем. Он стремился править и укреплять свою власть, а не проводить время в походах. Прозвал его так русский народ за доброту, за единую веру – за христианство. - Что можем сказать по этом поводу? Что пишем еще с заглавной буквы? - Верно! |
- прозвища пишем с заглавной буквы |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: Личностные: ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Регулятивные ¾ проговаривать последовательность действий на уроке; ¾ учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные ¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; План этапа: 1) фиксируется новое содержание, изученное на уроке, 2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; 3) соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия; 4) намечаются цели дальнейшей деятельности. |
||
- Давайте подведём итоги. |
|
|
- Над какой темой мы сегодня с вами работали? |
- заглавная буква в кличках животных и географических названиях |
|
- Какую цель мы с Вами ставили в начале урока? |
- научиться правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия; |
|
- Мы достигли цели? |
- да |
|
- Каким образом? Что мы для этого делали? |
- узнали правило, выполняли упражнения; |
|
- Молодцы! Теперь давайте оценим свою работу на уроке. |
|
|
- В начале урока мы сказали, что самые трудолюбивые насекомые – это пчёлы. - Если вы справились со всеми заданиями, не возникло трудностей – то поднимите руки вверх и помашите мне. - Если были трудности, столкнулись с затруднениями на уроке, то поднимите одну руку вверх и помашите. - Если было трудно, не понятно, то хлопните один раз. |
|
|
- Урок окончен! До свидания! |
|
|
9. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание Цель. Подвести итог учебной деятельности Задачи:
План этапа: 1)
|
||
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.