Русский язык. Тема: "Заглавная буква в названиях животных и географических названиях"
Оценка 4.6

Русский язык. Тема: "Заглавная буква в названиях животных и географических названиях"

Оценка 4.6
docx
22.11.2022
Русский язык. Тема: "Заглавная буква в названиях животных и географических названиях"
2 класс. Заглавная буква в кличках животных и географ. названиях..docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Автор (ы) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс 2. Часть 2.  Стр.  58-60

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

ТЕМА

«Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Кутькина Ирина Ивановна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 18, класс 2 «Г», каб. № 4

Дата проведения урока 10.03.2022.

Начало урока 16 час 00 мин.

ФИО учителя школы

Величко Татьяна Владимировна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата ________

(подписьучителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1. Формировать умение правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия;

2. Способствовать формированию УУД.

 

Задачи урока.

1.     Личностные:

¾     Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат;

¾     Осознают значимость выполняемой на уроке деятельности.

2.     Предметные:

¾Умеют писать слово с заглавной буквы, обозначающее кличку животного и в географических названиях;

¾Знают написание собственных и нарицательных имен существительных;

¾Закрепляют умение писать со строчной буквы нарицательные имена существительные и с заглавной буквы собственные имена существительные;

¾Закрепляют умение находить нарицательные и собственные имена существительные;

 

3.     Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾   ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

¾   делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾   определять и формулировать цель деятельности на уроке;

¾   проговаривать последовательность действий на уроке;

¾   учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

¾    учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾   оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾   учиться работать в паре;

¾   развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

                                                                    


Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

 

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

 

 

Оборудование.

ü  У учителя: учебник, презентация

 

 

ü  У учащихся: учебник, тетрадь.

 

 

 

Оформление доски

 

 

Десятое марта.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.      Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2013. – 160 с.

2.      Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России).

 


 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

- пробудить познавательную активность.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

- приветствуют

- Меня зовут Ирина Ивановна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте на парте у вас должен быть учебник, тетрадь, пенал.

 

- Посмотрите на слайд. Прочтите пословицу.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

- Как вы ее понимаете?

 

 

- нужно быть трудолюбивым, стараться

- Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый?

- А из насекомых?

- люди

- пчёлы

- Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по нашей теме, собирая их в копилку знаний. 

- слушают

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Предметные:

¾      умеют писать слова с заглавной буквы, обозначающие клички животных и географическое название;

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾      делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾      учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

¾       учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

План этапа:

1) Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний

2) Минутка чистописания

3) Актуализация изученного ранее материала, являющегося основой для усвоения нового знания;

4) Возможно выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

5) Возможно фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

Задание 1

- Откройте тетради. Отступите 2 строки от последней записи и запишем число (10 марта) и Классная работа.

 

- Сегодня я пригласила на минутку чистописания заглавную букву, а какую вы узнаете внимательно, прослушав стихотворение

 

«Заяц», «Зяблик», «Золотой»,

«Зуб», «Зеленка» и «Зимой» ...

Что слова объединяет?

Может, кто-то отгадает?

 

 

 

-буква З

- Посмотрите видео как правильно писать букву.

 

- Сейчас каждый попробует в воздухе написать заглавную букву З

 

- Теперь сели все красиво, спинки выпрямили. Поставьте свою тетрадь так, чтобы угол тетради смотрел на середину груди.

 

- Приступайте писать заглавную букву З в тетради, пропишите одну строку.

- пишут

- Теперь придумайте любое слово на эту букву, например, Зоя, Зина и пропишите одно слово на новой строке.

 

- Рассмотрите свои записи. Подчеркните одной чертой ту букву, написание которой получилось лучше всего. Подчеркните двумя чертами ту букву, написание которого - вы бы хотели исправить.

 

- Молодцы!

 

ФИЗМИНУТКА

 

Пчелка трудится весь день

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

И работать ей не лень.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

От цветка летит к цветку,

Ритмично размахивают руками крылышками.

Клеит на брюшко пыльцу

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Хоботком нектар сосет,

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

За день много соберет

Раскрывают перед собой все пальцы.

Унесет нектар тот в улей

Обрисовывают в воздухе треугольник.

И назад вернется пулей.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

В сотах утрамбует мед,

Топают ногами.

Скоро ведь зима придет.

Ежатся.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.

Задание 2.

- Прочитайте на слайде слова. Заполни пропуски.

 

- Запишите эти три слова на новой строке, первое слово с заглавной буквы, через запятую, в конце ставим точку.

 

1) С…бака                  

2) К…рзина               

3) Т....атр                    

 

- Назовите пропущенные буквы. Остальные проверяют.

сОбака, кОрзина, тЕатр

- Верно!

 

- А какая орфограмма объединяет эти слова?

-Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

- Как вы это поняли? Как догадались?

-не получилось подобрать проверочное слово

- А как же это проверить, действительно ли пишется эта буква?

- проверить в словаре

- Вы всё верно определили. Что нужно сделать, чтобы не ошибаться в написании этого слова?

- запомнить слова

- Подчеркните орфограммы и запомните правильное написание слова.

 

Задание 3.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте.

На доске: река, город, обезьяна, кошка, страна, корова, улица, собака.

 

- Ребята, какой частью речи являются данные слова?

- имя существительное

- На какой вопрос отвечает имя существительное?

- кто?

- что?

- Когда мы задаём вопрос: кто?

- к именам существительным, которые обозначают людей и животных

- Как называются такие имена существительные?

- одушевленные

- Когда мы задаём вопрос: что?

- к именам существительным, которые не обозначают людей и животных

- Как называются такие имена существительные?

- неодушевленные

- На какие 2 группы разделим слова?

- одушевленные и неодушевленные

- Какие слова отнесем к одушевленным? По поднятой руке.

- кто? обезьяна, кошка, корова, собака

- Какие слова отнесем к неодушевленным? По поднятой руке.

- что? река, город, страна, улица.

- Отлично!

 

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾      делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾      определять и формулировать цель деятельности на уроке;

¾      проговаривать последовательность действий на уроке;

¾       учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾      оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾      учиться работать в паре;

План этапа:

 1) Выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

2)  Фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

     3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации.

     4) Сформулировать цель и тему урока, 

     5) Построить план достижения цели.

- Посмотрите на наши 2 столбика

 

- Скажите, это собственные или нарицательные имена существительные?

- нарицательные

- Почему?

- пишутся со строчной буквы, называют предмет, явление, свойство…

- А собственные имена существительные?

- пишутся с заглавной буквы

- Помните! Если у людей имя, то у животных …

- клички

- Давайте к нашим словам подберем устно собственные имена существительные!

- обезьяна Рупи, кошка Мурка, корова Зорька, собака Альма.

- река Вычегда, город Сыктывкар, страна Италия (Россия, Франция), улица Советская.

- Я тоже подбирала имена собственные и вот, что у меня получилось…

- смотрят

- Прочтите еще раз. Кто может предположить какая тема нашего урока?

- Заглавная буква в написании кличек животных и в географических названиях

- Правильно!

 

- Ребята! Какую цель поставим перед собой?

- научиться правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия;

  1. Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

 

План этапа:

1)       Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися;

2)       Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации).

- Ребята! Что мы можем сказать по таблице

 

- Что пишем с заглавной буквы?

- клички животных, название городов, стран, улиц

- Что пишем со строчной буквы?

- названия животных, слова указывающие географическое название

  1. Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾      делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾      проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные

¾      оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾      учиться работать в паре;

¾      развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

План этапа:

1)       Формулирование темы урока

2)       Выполнение продуктивных заданий:

ü  Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока

ü  Составление алгоритма общего действия

3)       Работа с выводом (правилом) в учебнике

- Ребята, какой вывод сделаем?

- С заглавной буквы пишем клички животных, названия географических названий, а со строчной буквы названия животных и слова указывающие географическое название

- Если мы пишем с заглавной буквы, то это какое имя существительное? Собственное или нарицательное?

- А если со строчной буквы?

- Собственное

 

 

- нарицательное

- Как будем проверять наше предположение?

- в учебнике

- Открываем учебник на странице 58

- Теперь откроем страницу 60.

- До правила вы предполагали, о том, как правильно писать слова. Ваши предположения подтвердились?

- да

- Верно ребята! Запомните это!

 

ФИЗМИНУТКА

Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро ведь зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.

Нужно летом им стараться.

 

  1. Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Предметные:

¾      знают написание с заглавной буквы имен собственных;

  1. Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾      ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

¾      делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾      определять и формулировать цель деятельности на уроке;

¾      учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

¾       учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾      оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾      учиться работать в паре;

Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух.

- Ребята! Откройте учебник на странице 59. Упражнение 100.

 

- Прочитайте. Обсуждать будем устно.

 

 

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- кто?

- Начиная с 1 парты, обсуждаем. Придумываем клички животным. Называем пропущенную букву. Говорим по следующему плану:

1. Кличка

2. Пропущенная буква, орфограмма

3. Нарицательное: ______, потому что ______. Пишется со _____ буквы.

4. Собственное: ______, потому что _______. Пишется с _______ буквы.

 

- Корова Зорька. Пропущена буква О. Непроверяемая гласная в корне слова. Нужно запомнить. Нарицательное: корова – пишется со строчной буквы, Зорька – собственное имя существительное, пишется с заглавной буквы.

- Молодцы!

 

- Перелестните страницу. Откройте упражнение 102.

 

- государство Россия

Нарицательное: государство, потому что обозначает вид географического названия. Пишется со строчной буквы.

Собственное: Россия, потому что это географическое название. Пишется с заглавной буквы.

- Продолжаем цепочку, следующий выходит к доске, а остальные выполняют задание в тетради!

- у доски работа, остальные в тетради

- Свои дейсвтия проговариеваем вслух! Рассуждаем.

 

- Прочитайте 3 слова, написанные ниже. Спишите их и подчеркните заглавную букву.

 

- Отлично!

 

Физминутка для глаз

- Не поворачивая голову, посмотрите влево-вправо 5-6 раз

- Вверх-вниз 5-6 раз

- В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

- Закрыть глаза посчитать до 5 и быстро поморгать

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Предметные:

¾      знают написание собственных имен существительных, обозначающих клички животных и географические названия;

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾      ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

¾      делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾      проговаривать последовательность действий на уроке;

¾      учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

¾       учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾      оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾      учиться работать в паре;

¾      развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Учащиеся самостоятельно

1)       выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях,

2)       осуществляют  их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. 

- Следующее задание у вас на карточке. Его выполнить нужно совместно с соседом по парте.

 

- Скажите мне правила работы в паре.

- называют

Задание 1.

Вписать недостающую букву в имена собственные.

Названия государств: _ оссия, _ ранция, __нглия;

в названия городов: _осква, _ рославль, _ уздаль, _ ыктывкар;

в названия рек: _ олга, _ ева, _ непр;

в названия планет: _ емля, _ арс, _ енера.

Названия государств: Россия, Франция, Англия;

в названия городов: Москва, Ярославль, Суздаль, Сыктывкар;

в названия рек: Волга, Нева, Днепр;

в названия планет: Земля, Марс, Венера.

- Посмотрите на слайд. Проверьте всё ли правильно вы сделали

- проверяют

- Если выполнено правильно, поставьте рядом с заданием +.

 

Задание 2.

Прочитайте, придумайте имена детям, название реки и деревни, клички животным.

Девочки _______ и ______ жили в деревне _____. Рядом протекала река ____. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка _____. На лугу жевала траву корова _____, а рядом коза ______. Бычок _____ стоял у реки. Он пил воду.

 

 

 

 

- придумывают

- Давайте послушаем ваши рассказы.

- 2-3 человека

- Отлично! Как записали клички животных?

- с заглавной буквы

7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать выполнение  заданий, в которых  новое  знание – это  промежуточный шаг. 

- Найдите в учебнике упражнение 103.

 

- Сейчас я прочитаю вам текст, а вы внимательно следите.

- Ответьте на вопрос: как получил своё имя город?

- следят

-

 

-  Как получил свое название город Томск?

- ответы

- город Владимир?

- ответы

- город Гороховец? Где находится данный город?

- ответы

- Как вы думаете почему князь записан со строчной буквы? А Владимир Красное Солнышко с заглавной буквы?

- предположения

Владимир Красное Солнышко – защитник Киевской Руси, могущественный князь, на службе у которого находились богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В 980 году Владимир стал правителем в Киевской Руси. В 988 году крестил Русь и сам принял православие. Владимир был отличным полководцем. Он стремился править и укреплять свою власть, а не проводить время в походах. Прозвал его так русский народ за доброту, за единую веру – за христианство.

- Что можем сказать по этом поводу? Что пишем еще с заглавной буквы?

- Верно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- прозвища пишем с заглавной буквы

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

¾      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾      пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные

¾      проговаривать последовательность действий на уроке;

¾       учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾      оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 План этапа:

1)       фиксируется  новое содержание,  изученное  на  уроке,

2)       организуется  рефлексия  и  самооценка  учениками  собственной учебной деятельности;

3)       соотносятся  цель  учебной  деятельности  и  ее  результаты, фиксируется  степень их соответствия;

4)       намечаются цели дальнейшей деятельности.

- Давайте подведём итоги.

 

- Над какой темой мы сегодня с вами работали?

- заглавная буква в кличках животных и географических названиях

- Какую цель мы с Вами ставили в начале урока?

- научиться правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия;

- Мы достигли цели?

- да

- Каким образом? Что мы для этого делали?

- узнали правило, выполняли упражнения;

- Молодцы! Теперь давайте оценим свою работу на уроке.

 

- В начале урока мы сказали, что самые трудолюбивые насекомые – это пчёлы.

- Если вы справились со всеми заданиями, не возникло трудностей – то поднимите руки вверх и помашите мне.

- Если были трудности, столкнулись с затруднениями на уроке, то поднимите одну руку вверх и помашите.

- Если было трудно, не понятно, то хлопните один раз.

 

- Урок окончен! До свидания!

 

9.  Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание

Цель. Подвести итог учебной деятельности

Задачи:

 

План этапа:

1)

 

 

 

 

 

 


 

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

Цель урока : 1. Формировать умение правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия; 2

Цель урока : 1. Формировать умение правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие клички животных и географические названия; 2

Тип урока: урок открытия новых знаний , урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы…

Тип урока: урок открытия новых знаний , урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы…

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Теперь сели все красиво, спинки выпрямили

Теперь сели все красиво, спинки выпрямили

Какие слова отнесем к неодушевленным?

Какие слова отнесем к неодушевленным?

Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ делать выводы в результате совместной работы

Метапредметные (УУД): Познавательные: ¾ делать выводы в результате совместной работы

Регулятивные ¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке; ¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ¾ учиться работать по предложенному…

Регулятивные ¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке; ¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; ¾ учиться работать по предложенному…

Личностные : ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность

Личностные : ¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей; ¾ пробудить познавательную активность

Как вы думаете почему князь записан со строчной буквы?

Как вы думаете почему князь записан со строчной буквы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022