Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Оценка 5

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русский язык
6 кл
09.02.2017
Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Публикация является частью публикации:
6 кл urok_opisanie_prirodi (1).doc
План – конспект урока Предмет: русский язык Класс: 6 Тема урока : «Описание природы» Вид урока: урок развития речи Тип урока: урок – обобщение. Цель:  1. Обучающая: обобщить  теоретических знаний по типу речи  ­ описание; подготовить  учащихся к  домашнему сочинению ­ описанию природы,  2. Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно –  языковыми средствами, развивать      художественное воображение. 3. Воспитательная: воспитывать чувство преклонения перед                                              прекрасным. Вступительное слово учителя. I.     Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хотела бы взять строчки  из стихотворения великого русского поэта XIX века, мастера слова и знатока русской природы Ф. И. Тютчева: (написать на доске) «Не то, что мните вы природа: не слепок, не бездушный лик…» А что же такое природа? Мы попытаемся на уроке найти ответ на этот   вопрос,   так   как   дома   вам   предстоит   написать   сочинение   –   описание   природы,   вернее,   маленькой   её частички.      Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит. (Слайды с зимними пейзажами).    Но это только кажется…  Благодаря мастерам слова, краскам и звукам, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, писатели, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто  удивительное. II.   Учитель: Несколько уроков назад мы начали изучение темы «Имя прилагательное». Вспомним, что обозначает эта часть речи? (Признак предмета)  Учитель: Ребята, а в текстах какого типа речи перечисляются признаки предмета?  (В описании) (слайд с типами речи) Актуализация опорных знаний. Беседа.    Учитель:  Так   что   же   такое   описание?  (Тип   речи,   в   котором   изображаются   предметы,   природа,   люди, животные) Учитель:  К   описанию   ставится   вопрос  какой?  Следовательно,   слова   каких   частей   речи   используются преимущественно в описании? (Имена прилагательные и имена существительные)  Учитель: Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой приём для их различения: если всё содержание текста можно изобразить на одной картине, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания текста потребуется две или более картинок, то текст – повествование. Среди разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид. III.      Сегодня на уроке мы и будем готовиться к сочинению – описанию прекрасного поэтического предмета, который вам хорошо знаком, а музыка Петра Ильича Чайковского нам в этом поможет. Что это за предмет, вы должны отгадать:             Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Сообщение цели урока. Работа с текстом.             Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.             Он на солнышке румяный, под луною голубой.             Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой. (Снег, снежинки)  Учитель: Какие средства художественной выразительности использовал автор загадки? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)   Учитель: Все эти средства делают описание более ярким и красочным. Учитель: Как вы определили, что речь идёт о снеге? (Глаголы и прилагательные называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь.) Учитель:  Записываем   число   и   тему   урока   в   тетрадь.  Сочинение   по   личным   впечатлениям.   Описание снежинок. IV. Учитель: На уроках русского языка и литературы мы встречались с художественным описанием снежинок. Снег часто   становится   героем   сказок.   Какую   из   них   вы   недавно   рассматривали   на   уроке   внеклассного   чтения. («Снежная королева» Х. – К. Андерсена) Учитель: Какую роль играют снежинки в сказке? (ответы учащихся) Учитель (обобщает высказывания учащихся): В сказке рассказывается о целом снежном царстве, где снежинки сопровождают   королеву   во   всех   её   путешествиях.   Послушайте   описание   снежинок   и   скажите,   с  чем   он   их сравнивает.    (Ответы учеников на вопрос, с чем сравнивает Андерсен снежинки (попутное выделение сравнений на слайде)) Учитель:  Какое   средство   художественной   выразительности   здесь   ещё   использовал   Андерсен?   Найдите   его. (Олицетворения. Снежинки не падали, а бежали…все живые) Учитель:  Изменится ли картина, если из текста убрать сравнения и олицетворения?  (Картины не будет как таковой. Останется лишь информация о том, что Герде навстречу неслись снежные хлопья. Изменится и тип речи (повествование).) Вывод:  Настоящий мастер слова должен уметь описать явление так, чтобы у читателя или   слушателя перед глазами предстала яркая образная картина. V. 2. Работа с иллюстрациями картин. Проверка домашнего задания. Учитель: Видите, как много «снежных» слов мы  вспомнили. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время года.  3.   Составление   детьми   собственных   словосочетаний   и   предложений,   включающих   описание   снега, увиденного на картинах. ( Бархатные ели и берёзы принакрыты белым инеем, что вдохновляет душу каждого человека.    Вокруг деревья окутаны в лохматые серебряные платки, они стоят, как околдованные.    Зимний лес светится, как блестящая волшебная сказка.    Снег нетронутый, чистый, как белый лист бумаги) VII. Прослушивание музыкального произведения Учитель: Но снег может быть и героем музыкального произведения.  У русского композитора П. И. Чайковского есть балет по сказке немецкого писателя Т. –А. Гофмана «Щелкунчик». Эта сказка знакома вам по книге , мультфильму либо балету. Анжела напомнит нам, о чём сказка. Индивидуальное сообщение учащейся. Краткое содержание сказки. Учитель:  Эта сказка о верной дружбе и преданности. В балете Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого нет, но Чайковскому очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его «Вальс снежных хлопьев». Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Итак, представьте себе, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес. Какие события происходят в лесу? Каким видится снег? (звучит «Вальс снежных хлопьев П. И. Чайковского) VIII. Беседа о музыкальных впечатлениях.  Учитель: Прекрасная музыка. Какое настроение она создала?   (Радостное, восторженное)  Учитель: Какие события происходят в лесу?  ( Тихо кругом, деревья стоят неподвижно. Под ногами хрустит снежок. Но вот началась метель.) Учитель: Каким видится снег?   (Снег переливается, искрится; опаловый в лунную ночь; налетел ветер, и снег посыпался, как стеклянный дождь.) Учитель:  Опишите снежинки. Какими вы их видите по цвету? По форме? Какие движения они совершают в морозном воздухе?  (   Снежинки   похожи   на   звёздочки,   на  роскошный   цветок,   сверкают   белизной.   Они   танцуют,   вертятся, кружатся в вальсе, в озорном хороводе. Они лёгкие, хрупкие.)  IX. Коллективная работа над планом к сочинению. Работа в тетрадях.   IX.  Задание на дом. Презентация или рисуное

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Русский язык/6 класс/«Описание природы»

Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017