План – конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока : «Описание природы»
Вид урока: урок развития речи
Тип урока: урок – обобщение.
Цель:
1. Обучающая: обобщить теоретических знаний по типу речи описание; подготовить учащихся к
домашнему сочинению
описанию природы,
2. Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно –
языковыми средствами, развивать
художественное воображение.
3. Воспитательная: воспитывать чувство преклонения перед
прекрасным.
Вступительное слово учителя.
I.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хотела бы взять строчки из стихотворения великого русского поэта XIX
века, мастера слова и знатока русской природы Ф. И. Тютчева: (написать на доске) «Не то, что мните вы
природа: не слепок, не бездушный лик…» А что же такое природа? Мы попытаемся на уроке найти ответ на
этот вопрос, так как дома вам предстоит написать сочинение – описание природы, вернее, маленькой её
частички.
Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит. (Слайды с зимними пейзажами).
Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, краскам и звукам, мы можем проникнуть в тайную жизнь
зимней природы. Поэты, писатели, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и
услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.
II.
Учитель: Несколько уроков назад мы начали изучение темы «Имя прилагательное». Вспомним, что обозначает
эта часть речи?
(Признак предмета)
Учитель: Ребята, а в текстах какого типа речи перечисляются признаки предмета?
(В описании)
(слайд с типами речи)
Актуализация опорных знаний. Беседа.
Учитель: Так что же такое описание? (Тип речи, в котором изображаются предметы, природа, люди,
животные)
Учитель: К описанию ставится вопрос какой? Следовательно, слова каких частей речи используются
преимущественно в описании? (Имена прилагательные и имена существительные)
Учитель: Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой приём для их
различения: если всё содержание текста можно изобразить на одной картине, то перед нами – описание. Если же
для изображения содержания текста потребуется две или более картинок, то текст – повествование. Среди
разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид.
III.
Сегодня на уроке мы и будем готовиться к сочинению – описанию прекрасного поэтического предмета,
который вам хорошо знаком, а музыка Петра Ильича Чайковского нам в этом поможет. Что это за предмет, вы
должны отгадать:
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Сообщение цели урока. Работа с текстом.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
(Снег, снежинки)
Учитель: Какие средства художественной выразительности использовал автор загадки? (Эпитеты, метафоры,
олицетворения)
Учитель: Все эти средства делают описание более ярким и красочным.
Учитель: Как вы определили, что речь идёт о снеге?
(Глаголы и прилагательные называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь.)
Учитель: Записываем число и тему урока в тетрадь. Сочинение по личным впечатлениям. Описание
снежинок.
IV.
Учитель: На уроках русского языка и литературы мы встречались с художественным описанием снежинок. Снег
часто становится героем сказок. Какую из них вы недавно рассматривали на уроке внеклассного чтения.
(«Снежная королева» Х. – К. Андерсена)
Учитель: Какую роль играют снежинки в сказке? (ответы учащихся)
Учитель (обобщает высказывания учащихся): В сказке рассказывается о целом снежном царстве, где снежинки
сопровождают королеву во всех её путешествиях. Послушайте описание снежинок и скажите, с чем он их
сравнивает.
(Ответы учеников на вопрос, с чем сравнивает Андерсен снежинки (попутное выделение сравнений на слайде))
Учитель: Какое средство художественной выразительности здесь ещё использовал Андерсен? Найдите его.
(Олицетворения. Снежинки не падали, а бежали…все живые)
Учитель: Изменится ли картина, если из текста убрать сравнения и олицетворения? (Картины не будет как
таковой. Останется лишь информация о том, что Герде навстречу неслись снежные хлопья. Изменится и
тип речи (повествование).)
Вывод: Настоящий мастер слова должен уметь описать явление так, чтобы у читателя или слушателя перед
глазами предстала яркая образная картина.
V.
2. Работа с иллюстрациями картин.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Видите, как много «снежных» слов мы вспомнили. Но снег можно изобразить не только словами. Его
можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время года.
3. Составление детьми собственных словосочетаний и предложений, включающих описание снега,
увиденного на картинах.
( Бархатные ели и берёзы принакрыты белым инеем, что вдохновляет душу каждого человека.
Вокруг деревья окутаны в лохматые серебряные платки, они стоят, как околдованные.
Зимний лес светится, как блестящая волшебная сказка.
Снег нетронутый, чистый, как белый лист бумаги)
VII. Прослушивание музыкального произведения
Учитель: Но снег может быть и героем музыкального произведения. У русского композитора П. И. Чайковского
есть балет по сказке немецкого писателя Т. –А. Гофмана «Щелкунчик». Эта сказка знакома вам по книге ,
мультфильму либо балету. Анжела напомнит нам, о чём сказка.
Индивидуальное сообщение учащейся. Краткое содержание сказки.
Учитель: Эта сказка о верной дружбе и преданности. В балете Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в
зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого нет, но Чайковскому очень
хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его
«Вальс снежных хлопьев». Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с героями сказки
путешествие в зимний лес. Итак, представьте себе, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника
выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес. Какие события происходят в лесу? Каким видится снег?
(звучит «Вальс снежных хлопьев П. И. Чайковского)
VIII. Беседа о музыкальных впечатлениях.
Учитель: Прекрасная музыка. Какое настроение она создала?
(Радостное, восторженное)
Учитель: Какие события происходят в лесу?
( Тихо кругом, деревья стоят неподвижно. Под ногами хрустит снежок. Но вот началась метель.)
Учитель: Каким видится снег?
(Снег переливается, искрится; опаловый в лунную ночь; налетел ветер, и снег посыпался, как стеклянный
дождь.) Учитель: Опишите снежинки. Какими вы их видите по цвету? По форме? Какие движения они совершают в
морозном воздухе?
( Снежинки похожи на звёздочки, на роскошный цветок, сверкают белизной. Они танцуют, вертятся,
кружатся в вальсе, в озорном хороводе. Они лёгкие, хрупкие.)
IX.
Коллективная работа над планом к сочинению.
Работа в тетрадях.
IX. Задание на дом. Презентация или рисуное
Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Русский язык/6 класс/«Описание природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.