Групповая работа по русскому языку к теме «Причастие»
Цель: проверить теоретические сведения об особой форме глагола (причастии);
закрепить и отрабатывать умения и навыки нахождения причастий в тексте, определять морфологические признаки; формировать навыки работы в группе; уметь выслушивать мнения своих товарищей, отстаивать свою точку зрения, уступать ; воспитание чувства коллективизма
Групповая работа по русскому языку к теме «Причастие»
Задание для группы
1 группа:
Задания:
дайте толкования слов: ветеран. герой, патриот;
с помощью этимологии слов объясните правописание непроверяемых гласных в корнях слов:
ветеран. герой, патриот; запишите данные слова и запомните их правописание;
составьте и запишите 3 словосочетания «причастие + существительное.»;
Издалека виден темносерый обелиск поставле..ый в память о воинах павших в боях с фашистами.
Не вянут цветы положе..ые на камень чьейто благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания
ветераны приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные
патриоты не забывающие героический подвиг далёких дней.
2 группа:
Задание1.
Найдите среди данных слов причастие. (Ученики записывают под диктовку группы слов,
подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно
его.)
Стройка, строящий, строили, постройка; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает,
движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
3 группа. Задание . Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с
причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3.
Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы
поднялись
ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся.
7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой.
Практические задания для групп
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные в тетрадях).
Сделать устный морфологический разбор причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел
папоротниковыми ягодами, кис прельюумерших растений, какихто разлагающихся
трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым
было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.)
Дополнительное задание:
Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений,
выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов
(сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных)
с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы,
травы.)