Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс
Оценка 5

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
4 кл
30.01.2017
Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс
На уроке используется много интересного и творческого характера заданий. Проводится каллиграфическая и словарная работа. Дети с удовольствием решают кроссворд. Делают открытия, рассуждают, почему некоторые глаголы считаются глаголами - исключениями. Как определять спряжение у глаголов - исключений. Дети подводят итоги урока и оценивают свою работу.
Русский язык к открытому.docx
Русский язык Тема: «Глаголы – исключения»  Цели урока:  • познакомить с глаголами ­ исключениями;  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные  окончания.  Задачи урока:  Образовательные:  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной  формы;  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.  Развивающие:  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и  индивидуально;  • повышать культуру речи;  • прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.  Воспитательные:  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать  и оценивать свою деятельность.  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.  Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры),  карточки с заданиями Прочитайте народную мудрость (Слайд 2). Чему не гореть, того не зажечь. – Объясните смысл пословицы. + Отдаваться полностью, отдавать все силы. – Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.  2. Каллиграфическая минутка. (2 мин.) Разминка для пальцев. – Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы. 1. 2. Перекатывание ручки в руках. Игра на сноровку. – удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать  дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и  мизинцем. – Сядьте правильно, откройте тетради и запишите число. – Какая буква пропущена в слове «гореть»? + Пропущена буква о, это словарное слово. – Мы напишем цепочку из букв о (Слайд 3). ооо ооо Обратите внимание на соединение. Какое оно? + Верхнее соединение. – Напишите цепочку из букв о – Спишите пословицу соблюдая правила каллиграфии. 3. Словарная работа. (4 мин.) – В слове гореть поставьте ударение и выделите орфограмму. (У доски ученик) + Гореть – ударение падает на второй слог, гласную е, безударная непроверяемая гласная о. Так как это слово является неопределенной формой глагола, в нем пишется т с мягким знаком на  конце. – Новое словарное слово дано в транскрипции (Слайд 4). Детям предлагаю разгадать кроссворд. 1. Название падежа (именительный) 2. Главный член предложения (сказуемое) 3. Рыцарь на доспехах, которого изображен крест (крестоносец) 4. Чувство человека (любовь) 5. Имя князя Долгорукого (Юрий) 6. Она пишется с глаголами раздельно (частица) 7. То, что приносят в дом под новый год (елка 8. Дом диких животных в земле (нора) 9. Место, где начинается река (исток) 10. Плод, который любят все дети ( яблоко) Исключения Сделайте предположение. Д. Может быть, это глагол - исключения. Он не поддается правилу. и м е н и т е л ь н ы й с к а з у е м о е к р е с т о н о с е ц л ю б о в ь ю р и й ч а с т и ц а ё л к а н о р а и с т о к я б л о к о Чтобы понять почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями? – Послушайте сказку. Давным­давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил­был царь  Глагол со своим глагольным людом (Слайд 8).  Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что­то делал, чем­то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение (Слайд 8). Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:  – Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня.  Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил  царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в  неопределенной форме заканчиваются на ­ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли  сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и  издал указ о разделении царства (Слайд 8). Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из­за  этого раздела оказалась в двух разных царствах. – А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение. Закроем глаза, расслабимся и  послушаем музыку. (Учитель под музыку читает стихотворение) Очень хочется Через стеклышко СМОТРЕТЬ –  Целый мир зеленым ВИДЕТЬ, Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ. Научиться боль ТЕРПЕТЬ, Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ, Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ, Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ. Как же хочется: все СЛЫШАТЬ, Птицу синюю ДЕРЖАТЬ, Чистым воздухом ДЫШАТЬ, Целый мир зеленым ВИДЕТЬ… Не спешите мысли ГНАТЬ, Надо просто помечтать! (Слайд 9) Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть,  вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой: – Милостивый государь, помоги нам.  – Что случилось? – По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве  второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. – Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. – Смилуйся, государь, сделай исключение. Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов. Упражнение 479 с. 99 учебника. – Спишите глаголы, выделив окончания. (По цепочке у доски) – Что заметили? – Глаголы в данном упражнении имеют личные окончания второго спряжения. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя  они и не заканчиваются на ­ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2  спряжению. Работа с правилом в учебнике. – Прочитайте правило на стр.99 – Что узнали о глаголах­исключениях? + Глаголы­исключения относятся ко второму спряжению. – Проверим как вы запомнили глаголы­исключения 2 спряжения. – Выполним упражнение 483 (определение спряжения глаголов). Выполняем у доски по цепочке. Образец рассуждения: + Рисовать – глагол на ­ать, не является исключением, относится к 1 спряжению. + Слышать – глагол на ­ать, исключение, относится ко 2 спряжению. – Вернемся к нашей сказке. А глаголы Стелить и Брить на ­ить как услышали о глаголах­исключениях во 2 спряжении  закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами­исключениями 1 спряжения. Физминутка «Эстафета с пакетом» (1 мин.) – Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку  превратитесь в царских гонцов и доставите мне пакет с указом. Мы поиграем в эстафету. Чей  ряд быстрее доставит пакет с указом. Пакет должен пройти через руки каждого «гонца» (Слайд  10). – Читаю указ царя «Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «­ить», Исключая: брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть и вертеть» (Слайд 8).  В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они  помогут вам запомнить глаголы­исключения. Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.  Вы запомните, друзья, Их на “­е ” спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «­ить», Исключая: брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть и терпеть. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». ак вы понимаете эту пословицу? Д: Мы узнаем что­то новое У: Дети, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы  складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня  наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно  достать.  Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса  мероприятие – аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете слово  аукцион? (Ответы детей. На экране:  Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых  товаров. Аукционер – участник аукциона. Аукционист – человек, проводящий аукцион.) У: Сегодня на уроке вы все аукционеры, а я – аукционист, ведущая  аукциона, магистр грамматических наук. А что будет выставлено на  продажу вы узнаете, разгадав о чем идет речь. Это часть речи, о которой говорят «самая живая часть речи, обладает  огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий» Д: Это глагол (на экране картинка «глагол»)Глаголы, описывающие весну: пригрело, начал таять, побежал, наполнил, перелился, выбрались, расправили,  щекочет, греет, светит, голубеет, золотятся. У: Мы, прослушав мелодию и стихи Плещеева, напишем мини сочинение по теме «Весна в музыке,  красках и словах», используя глаголы, прилагательные и словосочетания с экрана. (на экране: День Снег Деревья Небо Солнце Капель Краски весны Теплый Грязный Стройные Чистое Теплое Звонкая Лазурные Солнечный Потемневший Тонкие Голубое Ласковое Чистая Светлый Осевший Молодые Высокое Яркое Весенняя Зернистый Рыхлый Золотятс я под  лучами  Лазурное Пригревает по­ весеннему Голубеет снег  под  ослепительным солнцем Сверкающий  под солнцем солнца Талый Сверкающий снег Золотятся под  лучами солнца  верхушки  деревьев ДОРОГИЕ РЕБЯТА! Мы, глаголы­исключения: семь на ­ЕТЬ, четыре на ­АТЬ, решили, что вы  про нас забыли, мы решили вас проучить. Теперь ищите нас сами. Глаголы­исключения. Учитель. Не будем терять времени, отправимся на поиски пропавших глаголов в  упражнение N 147. Выборочное письмо с комментарием: зависят (2) ­ зависеть (?) дышите (2) ­ дышать (? ) держат (2) ­ держать (? ) вертит (2) ­ вертеть (?) ненавидим (2) ­ ненавидеть (?) не обидят (2) ­ не обидеть ( ? ) смотрите (2) ­ смотреть ( ? ) видите (2) ­ видеть ( ? ) терпят (2) На доске одновременно заполняется таблица: Гласная в окончании глаголов I спр. ударная I спр. Не на ­ИТЬ безударная  II спр. ­ терпеть ( ?) II спр. на ­ИТЬ ­Е ­УТ ­ ЮТ ­И ­АТЬ ­ЯТЬ брить  стелить по мере записи появляются новые глаголы Весёлые рифмы Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание, И ещё на ударение Обрати внимание! Когда окончание Под ударением – Легко ты узнаешь, Какое спряжение. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: 1. A. B. Глагол ­  это Часть слова Член предложения C. 2. A. B. C. 3. A. B. C. 4. A. B. C. Часть речи Глагол обозначает Действие предмета Признак предмета Название предмета В предложении глагол бывает Чаще всего сказуемым Второстепенным членом Подлежащим Глаголы изменяются Только по числам Только по временам По временам, по лицам, по числам. Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 5)  Чтобы курицу соседки  Чисто наголо побрить,  Надо бы на табуретке  Две салфетки постелить.  Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы­исключения  на ­ ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».  Цель : сформировать у обучающихся понятие о спряжении ( изменении по лицам и числам) развивать умение определять спряжение глагола по их личным окончаниям воспитывать орфографическую зоркость Ход урока. 1. Орг. момент. Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. О какой части речи мы будем сегодня говорить ? ( о глаголе 0 Мы познакомимся с понятием «спряжение» и узнаем , что глаголы бывают 2-х спряжений. 2. Каллиграфическая разминка. На доске группа слов Что у них общего ? ( буква Р – её сегодня прописываем ) С одним из слов записываем предложение. ^ Русский народ создал русский язык- яркий, меткий, певучий и богатый. ( А. Н. Толстой ) Устно сделайте синтаксический разбор предложения. Разделите данные слова на столбики, объясните принцип классификации. 3. Повторение знаний о глаголе. Глаголы решать и ворчать измените по лицам и числам. ( На партах таблицы, у доски 2 человека) Посмотрите на окончания глаголов. Глагол в личной форме будет иметь определённое окончание. ^ Если мы изменим глагол по лицам и числам , то получим систему его личных окончаний, которая называется спряжением. Чтение правила на стр. № 106 Можно ли на слух или по 3 лицу мн. числа определить спряжении глагола с безударным личным окончанием ? Далеко не всегда. ( строе/ит - строя/ют , клеи/ешь- клея/ют ,сее/ите- сея/ют. ) Оказывается есть 3 способа определения спряжения : 1. По ударным окончаниям глаголов при спряжении. 2. По окончаниям 3 лица мн. числа 3. По неопределённой форме глагола. 4. Коллективная работа Упр. № 1. 5. Физ. минутка. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Деревцо всё выше, выше. Определить спряжение глагола. ( в безударной позиции, проверьте написание, примените правило ) 6. Работа в парах. Упр. № 2.( разбить глаголы по столбикам ) 7. Упр. № 3 ( работа у доски ) 8. Итог урока. Что нового узнали? Что такое спряжение? Назовите признаки 1 и 2 спряжения. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Глаголы c -ся Кто в глаголах пишет ЦА, - настоящая овца. Безударные гласные Если буква гласная вызвала сомнение - Ты ее немедленно ставь под ударение! Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Непроизносимые согласные в корне И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! Буква Ы после Ц Цыган на цыпочках к цыплёнку подошёл и цыкнул "Цыц!". Двойное Н в прилагательных с суффиксом -ян(н) Посмотрите на окно: В окне стеклянное стекло, Рамы деревянные, Ручки оловянные. Наречия на шипящую Ь Уж замуж невтерпеж. Дефис в неопределенных местоимениях То, кое, либо, нибудь - черточку не забудь. А частицы же, бы, ли Ты раздельно запиши. Ударение в словах Долго ели тОрты - Не налезли шОрты! Срубили ель, сорвали щавЕль. ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Фёкла красная, как свЁкла! Надевать и одевать Одевать (кого?) Надежду Надевать (что?) одежду. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя! (В.Волина). Очень хочется Через стеклышко смотреть – Целый мир зеленым видеть, Лук и слезы ненавидеть.  Научиться боль терпеть, Чтоб не мог никто обидеть, Чтоб от сильных не зависеть, Чтобы слабым не вертеть. Как же хочется: все слышать, Птицу синюю держать, Чистым воздухом дышать, Целый мир зеленым видеть… Не спешите мысли гнать, Надо просто помечтать! Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Магический квадрат Е Ф Д Я И Е К Н Р О Т Ц Ч А В Т С Л Ъ М Й Й Е Е У С Щ Х П Э Л Т Ы Ж Э Ю Ь Ф К Ш Р Т Ь Т Т Х Р И В З Е Ь О Ь И Е С П Р О С И Т Ь (По горизонтали:  лететь, ловить, вертеть;  по вертикали:  плыть, есть, спросить).  Молодцы, ребята! Выполняя это задание, вы не только находили глаголы, но и развивали свое внимание, наблюдательность и зрительную зоркость. 3 ­ я   г р у п п а .   Определите спряжение глаголов: стоит – __ спр.  глядит – __ спр.  шумят – __ спр.  молчишь – __ спр. мечтает – __ спр.  пахнет – __ спр. ждут – __ спр. пойдешь – __ спр. Урока время истекло...  Я вам, ребята, благодарна  За то, что встретили тепло  И поработали ударно.  Р е ф л е к с и я . – У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну Глаголию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный   цветок,   если   вы   остались   равнодушными,   вам   было   неуютно, возьмите   зеленый   цветок,   а   если   вам   наше   путешествие   не   понравилось   – синий цветок.

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс

Русский язык "Глаголы - исключения", 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017