Русский язык. Конспект урока по теме: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению
Оценка 4.8
Разработки уроков
русский язык
10 кл
13.02.2017
10 «А» класс. Русский язык
Тема урока. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению
Цели: уч-ся определят, что такое местоимение как части речи, будут классифицировать его разряды; сопоставлять материал, полученный на различных уроках (межпредметные связи); развивать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
1. Интрига
Задание
Прослушайте отрывок и определите тему сегодняшнего урока.
Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить свое образование, но все не хватало терпения заняться этим всерьез. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.
— Будьте любезны, — обратился он к первому попавшемуся слову. — Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
— Оно здесь, почти рядом, — сказало Первое Попавшееся Слово. — но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. я — его заместитель.
— Вы — его заместитель? — обрадовался Ветер. — Подумайте, как это я сразу вас нашел!
— Да, вам повезло, — согласилось Первое Попавшееся Слово. — я — первый заместитель Существительного — его личное местоимение… Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.
— Что же вы у него переняли? — спросил Ветер, замирая от нетерпения.
— Довольно много. например, число, род, падеж. ну, и содержание, разумеется…
(Ф. Кривин «Личное местоимение»)
2. Синтаксическая пятиминутка
Задание
Записать предложения.
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
— Какова синтаксическая роль местоимений? Подчеркните их как члены предложения.
— Для чего используются местоимения в предложениях? (Для того, чтобы избежать повторов, для связи предложений в тексте)
— Почему у местоимения нет своих вопросов?
3. Беседа
— Как пишутся предлоги со словами?
— а с местоимениями?
4. Словарный диктант
Обо мне, ко мне, со мной, под тобой, у него, забежал, при мне, подо мной, за ним, во мне, при нем.
— Что общего между приведенными ниже словами?
Я, ты, он, мы...
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
Знакомство с разрядами местоимений, помещенными в таблице учебника.
IV. Закрепление материала
1. работа с учебником
Задание
Выписать из учебника разряды местоимений с 1—2 примерами к каждому.
2. тренировочный диктант
Задание
Найти местоимения, определить их разряд.
Подошел мастер к верстаку своего питомца. Тот ведет себя нервозно, подкрадывается с фуганком к доске, словно боится ее. Мастер берет фуганок, я слежу за ним. Дело в том, что я и есть тот питомец, работу которого поправлял мастер. Фуганок напоминает мне корабль, который нужно привести в лагуну. «Вот и все», — говорит мастер.
(По М. Константиновскому)
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Повторить басню И. А. Крылова «Волк и ягненок», подготовиться писать по памяти отрывок от слов «Когда светлейший Волк позволит...» до слов «Питья мутить ему никак я не могу».
Выполнить упражнение 270.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.