Русский язык в 4 классе.Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён
существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Этапы
урока
. Ι
Актуализац
ия знаний.
II.
Формулиро
вание
проблемы.
III.
Развитие
умений.
Ход урока
1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись
числа.– Напишите «Классная работа».
Каллиграфическая минутка
пож, пожалуйста
Опрос
Что такое имя существит?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Назовите постоянные и непостоянные признаки предмета, примеры.
Словарная работа
– Запишите слова под диктовку: яблоня, коридор, капитан, ладонь, ситуация, Егор, забор,
трубка, березка. путешествие, профессор, истина, верблюд.
– Что объединяет слова?
Назвать признаки каждого слова.
На слайде слова имени существит
Поставьте в нач. форму, определите постоянные и непостоянные признаки
Составить и записать предложения с разной интонацией с этими словами.
Пойдем покупать куклу! С кем ты будешь играть? Маша делает интересную прическу
своей кукле.
Когда будешь делать уроки? Маша на музыке изящно пела! Сегодня на музыке мы пели
песню про новый год.
Найдите все имена сущ в предложении?
Главный или второстеп член предложения он в каждом?
1 3 3 – Мы продолжаем работать с этой часть речи, у. 104, прочитать, что значит выполнить
морфологический разбор предложения?
3
4 5 6 1 3
Разбор имени существительного как части речи.
Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте,
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
© ООО «Баласс», 2014
1проводить морфологический разбор имён существительных.
Последовательность выполнения.
1) Расстановка запятых в учебнике.
2) Списывание последнего предложения.
3) Запись однокоренных слов.
Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
4) Разбор имён существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Работа проходит под руководством учителя.
– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
Раб тетр
материалом учебника.2. Оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.Личностные
результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Итог
урока.
4 4
– Мне удалось…
У меня получилось…
Мне стало понятно…
V. Домашнее задание.
Раб тет или у. 107
© ООО «Баласс», 2014
2Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён
существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Этапы
урока
. Ι
Актуализац
ия знаний.
II.
Формулиро
вание
проблемы.
Ход урока
1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.– Напишите
«Классная работа».
Каллиграфическая минутка
оё, вдвоём
Языковая разминка.
– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, ежевика, сумма, тростник, водомерка, Лиля, искусство, трос,
лестница, наполнение, орех, ежиха.
– Обозначьте все орфограммы.
– Разберите по составу слово
1 3 3
– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).
Какие части речи знаете? Какой части речи эти слова?
– Какие члены предложения знаете? Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы,
признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое
слово выполняет свою синтаксическую роль. – Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план
повторения.
Слова сердце, утюг, ежевика…. Что объединяет? Что различает?
Формирование
УУД,
ТОУУ (технология
оценивания
учебных успехов)
Познавательные
УУД
1. Развиваем умения
извлекать
информацию из схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять
сущность,
особенности
объектов.
4. На основе анализа
объектов делать
выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2014
3III.
Развитие
умений.
4
4 5 6 1 3
Вспоминаем то, что знаем.
1. Роль имён существительных в речи (работа в группах).
Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как
самые частотные в употреблении. Задание для группы. – Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи
преобладают в тексте и почему?
Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое
второе слово в нашей речи – имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена
существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.
– О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?
На доске появляются признаки
2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).
Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число)
признаки существительных.
Выполнению предшествует коллективная беседа:
– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?
– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
– Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он
есть всегда.)
Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.
Проверка с помощью мультимедиа. Результаты выводятся на слайде, ученики сравнивают свои записи с
образцом.
одуш. неодуш.
охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.
внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.
Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.
окно – ср.р., ед.ч.
крыша – ж.р., ед.ч.
труба – ж.р., ед.ч.
кирпичи – м.р., мн.ч.
забор – м.р., ед.ч.
ворота – мн.ч.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом
учебника.2.
Оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.Личност
ные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои
эмоции.
2. Оценивать
поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
© ООО «Баласс», 2014
4сарай – м.р., ед.ч.
– Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? Постоянные и непостоянные признаки имён
существительных.
3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).
Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.
Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором
есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.
– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)
– Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.
– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Член предложения.
4. Разбор имени существительного как части речи.
Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить
морфологический разбор имён существительных.
Последовательность выполнения.
1) Расстановка запятых в учебнике.
2) Списывание последнего предложения.
3) Запись однокоренных слов.
познавательной
деятельности.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной
форме.
4. Умение работать в
паре.
Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
4) Разбор имён существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Работа проходит под руководством учителя.
– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
Учитель записывает на доске: Морфологический разбор имени существительного.
4 4
– Мне удалось… У меня получилось… Мне стало понятно…
V. Домашнее задание.
1. Упр. 103 или 104
IV. Итог
урока.
© ООО «Баласс», 2014
5© ООО «Баласс», 2014
6